Дело №2а -2892\19 « 26» августа 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
(именем Российской Федерации)
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе :
судьи Воробьевой И.А.
при секретаре Ким Ю.Д.
с участием прокурора Скибенко С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Боев С. В. об оспаривании решения Избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №№ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Давыдов В. Ю.
у с т а н о в и л:
Боев С.В. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № (далее - ИКМО №№) шестого созыва по избирательному округу №№.
Решением ИКМО №№ от ДД.ММ.ГГГГ года по этому же округу в качестве кандидаты в депутаты зарегистрирован Давыдов В.Ю.
ДД.ММ.ГГГГ года Боев С.В. обратился в суд с настоящим исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения ИКМО № о регистрации Давыдова В.Ю. В обоснование административного иска (с учетом уточнений) Боев С.В. указал, что Давыдовым В.Ю. предоставлены документы, имеющие следующие нарушения:
- имеются нарушения в форме подписного листа (должна быть предусмотрена трехстрочная таблица подписей избирателей на одном листе, а кандидатом представлены листы, содержащие только одну подпись на каждом),
-в первом финансовом отчете кандидата указаны неверные сведения в части наименования муниципального образования;
- нарушена форма составления протокола сбора подписей избирателей (отсутствует дата документа);
- на обороте последнего листа сбора подписей избирателей имеются недопустимые надписи в виде сшивки документа, что делает этот лист и имеющиеся в нем подписи недействительными.
- копия 2-й страницы паспорта, представленная кандидатом Давыдовым В.Ю., не заверена кандидатом.
Административный истец в суд не явился, доверяет представление своих интересов Якушанову Б.А. Представитель административного истца, имеющий надлежащие правомочия, в суд явился, требования поддержал с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика – ИКМО № в суд не явился, извещен о слушании дела, ранее предоставил подлинное дело кандидата Давыдова В.Ю., а также копии этого дела, возражений на иск не предоставил.
Заинтересованное лицо- Давыдов В.Ю. в суд явился, возражает против административного иска.
Суд, выслушав представителя административного истца, прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 239 КАС РФ, избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно ч.10 этой же статьи, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно ч.1 ст.244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, всеобщее избирательное право означает, в принципе, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления на проводимых на основе Конституции Российской Федерации и законов выборах и вместе с тем государство в лице федерального законодателя может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права (постановления от 25 апреля 2000 года N 7-П, от 11 июня 2002 года N 10-П, от 9 ноября 2009 года N 16-П, от 22 июня 2010 года N 14-П, от 7 июля 2011 года N 15-П и др.).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно ч.1 ст. 38 указанного Федерального закона, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В силу ч.1 ст.37 этого же закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Указанные нормы федерального закона конкретизированы в Законе Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 (ред. от 23.05.2019) "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014).
Согласно требований ст., ст.21,22 данного закона СПб, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом Санкт-Петербурга путем самовыдвижения, с последующим сбором подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно ст.25 этого закона, необходимым условием регистрации кандидата на выборах является, поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой, в частности, подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Статьей 26 данного закона определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в одномандатном и многомандатном избирательном округе, которое составляет не менее 10 подписей.
Согласно п. 15 ст.37 названного федерального закона, после окончания сбора подписей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Протокол подписывается соответственно кандидатом.
Решением ИКМО от 20 июня 2019 года №4-11-4 установлена форма протокола об итогах сбора подписей избирателей.
Суд полагает, что протокол сбора подписей избирателей, предоставленный кандидатом Давыдовым В.Ю. соответствует форме установленной ИКМО, сведения, изложенные в нем достоверны и позволяют сделать однозначный вывод как о количестве собранных подписей, так и о количестве подписей, представляемых в ИКМО. Отсутствие даты на указанном документе, по мнению суда, не делает данный документ не достоверным. При этом, суд учитывает, что, с учетом того, что подписные листы заполнены ДД.ММ.ГГГГ года и были приняты избирательной комиссией вместе с указанным итоговым протоколом, дата изготовления этого документа не может быть иной как 08 июля 2019 года. Данный факт подтвержден и заинтересованным лицом Давыдовым В.Ю. По мнению суда, отсутствие даты в протоколе не препятствовало ИКМО произвести регистрацию указанного кандидата, поскольку итоговый документ, завершающий стадию сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата имелся. Иные нарушения оформления документов, на которых истец обосновывает свои требования (неверное указание наименования муниципального образования в первом финансовом отчете кандидата; на обороте последнего листа сбора подписей имеются надписи в виде сшивки документа; имеются нарушения в форме подписного листа (должна быть предусмотрена трехстрочная таблица подписей избирателей на одном листе, а кандидатом представлены листы, содержащие только одну подпись на каждом), суд находит незначительными. Сами по себе данные нарушения не могут повлечь незаконным решение ИКМО о регистрации кандидата. Также, по мнению суда, не может иметь правовое значение сшивка на последнем листе сбора подписей избирателей, поскольку такое заверение не искажает содержание самого документа. Кроме того, суд учитывает, что даже, если бы подписи, находящиеся на последнем листе были бы признаны недействительными по данному мотиву, у кандидата Давыдова В.Ю. имелось бы более 10 действительных подписей, собранных в поддержку ее выдвижения, что было бы достаточным для ее регистрации.
Согласно п.п. «а» п.2.2. ст.33 ФЗ-67, вместе с заявлением о выдвижении кандидат представляет в избирательную комиссию копию паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
В настоящем случае, суд полагает, что выше указанное требование закона было нарушено, поскольку кандидатом Давыдовым В.Ю. не заверена страница №2 паспорта, содержащие основные данные о лице. Доказательств того, что копия паспорта изготавливалась в ИКМО и заверялась подписью лица, принявшего заявление, также не имеется. При таких обстоятельствах, суд полагает, что у ИКМО не имелось правовых оснований для регистрации кандидата, поскольку данный недостаток исправлен не был, достоверные сведения о кандидате не предоставлены.
Таким образом, по вышнее указанному мотиву суд полагает оспариваемое решение ИКМО о регистрации кандидата незаконным и подлежащим отмене.
Суд полагает, что оспариваемое решение ИКМО №№ нарушает законные права административного истца, поскольку ставит его и кандидата Давыдова В.Ю. в неравное положение, что нарушает базовый принцип равенства кандидатов на выборах. В связи с этим решение ИКМО подлежит отмене и по этому основанию.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 244 КАС РФ
Р е ш и л:
Административное исковое заявление Боев С. В. –удовлетворить.
Признать незаконным решение Избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №№ от ДД.ММ.ГГГГ года о регистрации Давыдов В. Ю. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №№ шестого созыва по многомандатному избирательному округу №№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней.
Судья: И.А.Воробьева