Дело №2-2303/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2017 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Красильниковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Леоновой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Олега Ивановича к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения незаконным, об обязании включить в страховой стаж период индивидуальной трудовой деятельности с начислением за этот период индивидуального пенсионного коэффициента, о назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Степанов О.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии №602 от 06 сентября 2017 года незаконным, об обязании зачесть в страховой стаж период осуществления индивидуальной трудовой деятельности с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, при исчислении индивидуального пенсионного коэффициента зачесть уплаченные страховые взносы за 2016 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном в размере 23500 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 4600 рублей, назначить страховую пенсию по старости с 25 августа 2017 года. (в окончательном варианте).
Иск мотивирован тем, что он является пенсионером прокуратуры Чувашской Республики и 25 августа 2017 года обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением от 06 сентября 2009 года ему в ее назначении было отказано ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК). Считает отказ незаконным, поскольку в период осуществления индивидуальной трудовой деятельности им уплачены страховые взносы.
Истец Степанов О.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по приведенным в иске основаниям, и вновь привел их суду.
Представитель ответчика по доверенности Иванова В.И. иск не признала, ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик обоснованно отказал истцу в назначении страховой пенсии по старости.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела истца, приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях"
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действовавшего на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2017 году составляет 8 лет.
В силу п. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В части четвертой ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", установлено, что лица, указанные в ст. 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что Степанов О.И. с 25 июня 2002 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года Степанов О.И. являлся индивидуальным предпринимателем.
25 августа 2017 года истец обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) №602 от 06 сентября 2017 года истцу в назначении страховой пенсии в соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отказано ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Фактическая продолжительность страхового стажа истца на 25 августа 2017 года составляет 11 лет 7 месяцев 24 дня, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 8 лет, фактический суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент – 10, 368 баллов, требуемый индивидуальный пенсионный коэффициент – 11,4 балла.
При этом в подсчет страхового стажа ответчиком не включены периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя, имевшие место с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с настоящим иском.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В п. п. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же закона).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ и п. 1 ст. 28 ФЗ N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно представленным истцом чекам от 03 февраля 2017 года №428461, №772079 страховые взносы им были уплачены в размере 28 100 рублей.
Данные документы свидетельствуют о том, что истцом в период с 01 января 2016 года 31 декабря 2016 года страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу о том, что период работы истца в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года подлежит включению в страховой стаж, поскольку за этот период начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, суд считает необходимым удовлетворить требование о возложении обязанности по начислению индивидуального пенсионного коэффициента за спорный период работы по следующим основаниям.
В силу ст. 3 ФЗ № 100-ФЗ «О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Согласно ст. 15 ФЗ "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Как указывалось выше, в спорный период истцом страховые взносы были начислены и уплачены, в связи, с чем индивидуальный пенсионный коэффициент за этот период должен быть начислен.
В силу статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании изложенного, учитывая, что при условии включения истцу периода работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года индивидуальный пенсионный коэффициент изменится в сторону увеличения, то есть будет достаточным для назначения страховой пенсии, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца о назначении страховой пенсии с 25 августа 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) № 602 от 06 сентября 2017 года об отказе в назначении пенсии Степанову Олегу Ивановичу признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) зачесть в страховой стаж Степанова Олега Ивановича период осуществления индивидуальной трудовой деятельности с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, при исчислении индивидуального пенсионного коэффициента зачесть уплаченные страховые взносы за 2016 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном в размере 23500 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 4600 рублей, назначить страховую пенсию по старости с 25 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 26 декабря 2017 года.
Судья С.А. Красильникова