Дело № 2-449/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2018 года город Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Слепцова И.В., единолично
с участием представителя истца Харкавлюк Г.И.– Ломоносовой Е.Ю.,
представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» - Мироновой И.П.,
при секретаре судебного заседания Тюкавкиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харкавлюк Г.И. к открытому акционерному обществу «МРСК Сибири - Читаэнерго», открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о признании общедомового прибора учета непригодным для начисления платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды
У С Т А Н О В И Л :
Истец Харкавлюк Г.И обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что прибор учета по адресу: <адрес> устанавливался в 2009 году филиалом ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго» для целей, не связанных для начисления платы за электроэнергию на общедомовые нуды, поскольку был установлен в коммерческих целях для расчетов с ОАО «Читаэнергосбыт», в связи с чем не может использоваться для расчета платы за ОДН.
Установка общедомового прибора учета электроэнергии произведена с нарушением порядка и процедуры, предусмотренной п.п. 146,147,152,154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, ст. 13 Закона об энергосбережении, п.п. 1.5.6,1.5.13 Правил установки электроустановок (ПУЭ-6).
Просит суд признать установленный ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» общедомовой прибор учета потребления электрической энергии по адресу: <адрес> непригодным для начисления истцам платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.
В судебное заседание истец Харкавлюк Г.И уведомленный о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в присутствии представителя Ломоносовой Е.Ю.
ПАО «МРСК Сибири», ООО «Харанорское ЖКХ» надлежащим образом извещенные о дне и времени проведения судебного заседания, своего представителя не направили.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании представитель истца Ломоносова Е.Ю., действующая на основании доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель АО “Читаэнергосбыт” Миронорва И.П., действующая на основании доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования не признала, считает их не законными и не обоснованными, представив отзыв на исковое заявление. При этом, дополнив, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов до 01.07.2012 г. обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета электроэнергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома в установленный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также индивидуальными и общими приборами учета. Установка общедомовых приборов учета жильцами многоквартирных домов является обязательной и не требует заключения какого-либо договора между сбытовой организацией и потребителем. Расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечение срока эксплуатации ОДПУ. Установленный общедомовой прибор учета электрической энергии технически пригоден, что подтверждается актом технических проверок, следовательно, у ОАО “Читаэнергосбыт” отсутствовали законные основания не принимать значений указанного прибора учета при осуществлении расчетов за электрическую энергию. Начисление платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды без применения показаний приборов учета, т.е. по нормативам, противоречит нормам жилищного законодательства РФ.
В представленном суду отзыве представитель ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» Маркова О.Ю., действующая на основании доверенности, указывает, что ПАО «МРСК – Сибири» является ненадлежащим ответчиком, установку, допуск прибора не осуществляло. Просит в иске отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, проверив обоснованность и правомерность иска на основе установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Харкавлюк Г.И. является собственником жилого помещения – <адрес>, в многоквартирном доме по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права.
ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края по поставке электрической энергии покупателям электроэнергии по договорам энергоснабжения.
ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче по электроэнергии электрическим сетям потребителям электроэнергии, технологически присоединенным к электросетям ОАО «МРСК Сибири».
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с положениями абзаца 7 пункта 2, подпункта" г" пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового ) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт "с" пункта 31 Правил).
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов,
снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В целях исполнения данной обязанности в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 № 178.
По смыслу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно при соединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые, в нарушение требований частей 3 - 6.1, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее по тексту - Основные положения).
Также названный пункт предусматривает, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах
электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Понятия «установка прибора учета» и «допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе Х Основных положений.
Так, согласно п. п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых
инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в
лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемо-
го собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 152).
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно требованиям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», в период с 2009г. по 2013 г. производило установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах <адрес>, и <адрес>, в том числе и в <адрес> в <адрес>. Общедомовой прибор учета установлен Борзинским РЭС ОАО «МРСК-Сибири». Изначально приборы учета были установлены для проведения расчетов между юридическими лицами ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и не предназначались для учета электроэнергии для общедомовых нужд. Собственникам жилых помещений многоквартирного дома оплата за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета не начислялась до 01.05.2013 г. Установлено, что на момент допуска общедомового прибора учета управление жилищным фондом по указанному адресу осуществляло ООО «Харанорское ЖКХ».
Между ПО ЮЭС филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» и ООО «Харанорское ЖКХ» составлен Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ввод в жилое здание электролинии и внутренняя электропроводка находятся на балансе ООО «Харанорское ЖКХ».
Представитель ОАО «Читаэнергосбыт» в судебном заседании пояснил, что истцам начисляется плата за электроэнергию на общедомовые нужды, с учетом расходов по общедомовому прибору учета электроэнергии. Общедомовой прибор учета электроэнергии в многоквартирном <адрес> принят в качестве расчетного на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ № проверки прибор учета.
Показания установленного прибора электроучета используются гарантирующим поставщиком ОАО «Читаэнергосбыт» для определения объемов потребления электроэнергии и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений в указанном многоквартирном доме за услуги электроснабжения.
В судебном заседании данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Вместе с тем, суду не представлено документов (акт) об установке общедомового приборов учета, согласно которому можно было бы определить дату и законность процедуры их первоначальной установки.
При этом, суду не представлены документы, свидетельствующие об уведомлении потребителей (управляющей организации) об установке общедомового прибора учета, не представлено суду доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета, а так же доказательств наличия имеющихся полномочий у техника управляющей организации на подписание акта.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что на общем собрании собственников жилья решение о включении расходов на приобретение расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, не принималось.
Из пояснений представителя истца Ломоносовой Е.Ю., следует, что каких-либо уведомлений о необходимости оснащения дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, в адрес собственников квартир в их доме, не поступало.
Оценивая представленные акт проверки работы прибора учета № 392 от 22.04.2013 г. суд считает, что данный акт не свидетельствует об установке общедомового прибора учета и соблюдении процедуры допуска в эксплуатацию. Указанное подтверждает, что общедомовой прибор учета в 2011, 2012 гг. не применялся для расчета затрат электроэнергии на общедомовые нужды.
С учетом изложенного, общедомовой прибор учета для расчетов затрат электроэнергии на общедомовые нужды 22.04.2013 г. не устанавливался, а проведена проверка ранее установленного прибора, в ходе которой учет ранее установленных приборов принят расчетным.
Из вышеизложенного следует, что общедомовой прибор учета электроэнергии первоначально устанавливался для взаиморасчетов между юридическими лицами ПАО «МРСК Сибири» и АО «Читаэнергосбыт» и не предназначался для начисления истцам платы за электроэнергию на общедомовые нужды до 01.05.2013 г.
Таким образом, судом установлено, что общедомовой прибор учета электроэнергии в многоквартирном жилом <адрес> допущен для начисления платы за ОДН без соблюдения процедуры, установленной Федеральным законом «Об энергосбережении», чем нарушены права истцов, являющихся собственниками квартир в указанном многоквартирном жилом доме и, в связи с чем, общедомовой прибор учета нельзя признать пригодным для начисления истцам платы за ОДН.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать общедомовой прибор учета электроэнергии по адресу: <адрес> непригодным для начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды Харкавлюк Г.И.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд, с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В. Слепцов