Решение от 04.02.2020 по делу № 33-448/2020 от 17.01.2020

Судья Селезенева И.В. № 33 – 448

№ 2 – 2314/2019

67RS0003-01-2019-002781-58

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 февраля 2020 года г.Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Коженовой Т.В.,

при секретаре (помощнике судьи) Будяковой К.И.

рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боженкова Константина Александровича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске о включении периодов работы в специальный стаж,

по частной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске на определение судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 13 декабря 2019 года об оставлении без движения апелляционной жалобы ответчика,

у с т а н о в и л :

Боженков К.А. обратился в суд с иском к УПФР в г.Смоленске о включении периодов работы в специальный стаж как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 09 октября 2019 года, с учетом определения судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 15 ноября 2019 года об исправлении описки, исковые требования Боженкова К.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске (ГУ – УПФ РФ в г.Смоленске) о включении периодов работы в специальный стаж удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, ГУ – УПФ РФ в г.Смоленске обратилось в суд с апелляционной жалобой.

Определением судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 13 декабря 2019 года апелляционная жалоба ГУ – УПФ РФ в г.Смоленске, как не соответствующая требованиям п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), оставлена без движения, предоставлен срок до 15.01.2020г. для исправления недостатков: уплатить государственную пошлину, предоставить документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и приложенных к ней документов.

В поданной частной жалобе ГУ – УПФ РФ в г.Смоленске просит определение судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 13 декабря 2019 года в части оставления апелляционной жалобы без движения в связи с неоплатой государственной пошлины отменить, разрешить вопрос по существу. Указывает, что участие ГУ – УПФ РФ в г.Смоленске в качестве ответчика обусловлено осуществлением им как территориальным органом государственной власти полномочий по пенсионному обеспечению граждан и, соответственно, его деятельностью как территориального органа государственной власти, в связи с чем, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации он освобождается от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, проверив в соответствии со статьей 333 ГПК РФ законность и обоснованность определения исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, суд находит определение в обжалуемой части подлежащим отмене в силу следующего.

Оставляя апелляционную жалобу в оспариваемой части без движения, судья исходил из того что, в нарушение требований части 4 статьи 322 ГПК РФ при подаче жалобы ответчиком не оплачена государственная пошлина. Пенсионный фонд Российской Федерации не подпадает под перечень государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), освобожденных от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, обязан оплатить государственную пошлину в размере, установленном п. 9 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Данный вывод нельзя признать обоснованным в силу следующего.

Согласно ч. 4 ст. 322 ГПК РФ к апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.

В соответствии с ч.1 ст.323 ГПК РФ при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным ст.322 настоящего Кодекса, при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, представления выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для исправления недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче апелляционной жалобы подлежит уплате государственная пошлина в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора (п. 11 подраздела "Вопросы уплаты государственной пошлины" раздела "Судебная практика по гражданским делам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2011г).

В случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

Из изложенного следует, что для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы участие соответствующего учреждения в судебном процессе было обусловлено выполнением отдельных функций государственного (муниципального) органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов.

В соответствии с п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2122-1 от 27.12.1991г., Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются на выплату государственных пенсий.

На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации входят в состав государственной казны Российской Федерации, которая отнесена к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.

В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней, при этом к первому уровню относятся как федеральный бюджет, так и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 144 БК РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входит бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

На основании п.п. 1, 2 Указа Президента Российской Федерации № 1709 от 27.09.2000г. "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, передана в оперативное управление материально-техническая база, обеспечивающая реализацию указанных полномочий.

В силу ст. 3.1 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Федеральный закон № 167-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относится: установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения; установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования; управление системой обязательного пенсионного страхования; обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Как следует из ст. 5 Федерального закона №167-ФЗ, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет полномочия по обязательному пенсионному страхованию на территории Российской Федерации, является государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществляет контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; назначает (пересчитывать) и своевременно выплачивает страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов дела усматривается, что спор возник в связи с отказом истцу включить в стаж периодов работы для досрочного назначения пенсии по старости, то есть в связи с реализацией Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Таким образом, участие ГУ – УПФ РФ в г.Смоленске в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных выше функций органа управления средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования в Российской Федерации, в связи с чем, он по существу наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, и в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Ввиду изложенного, у судьи первой инстанции отсутствовали правовые основания для оставления апелляционной жалобы ГУ – УПФ РФ в г.Смоленске без движения по мотиву того, что к жалобе не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, в связи с чем, определение судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 13 декабря 2019г. в этой части подлежит отмене, а частная жалоба ГУ – УПФ РФ в г.Смоленске удовлетворению.

В остальной части определение ответчиком не обжалуется.

Почтовый реестр, подтверждающий направление копии апелляционной жалобы третьему лицу во исполнение определения судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 13 декабря 2019 года представлен в суд в соответствии с ходатайством от 31 декабря 2019 года.

Руководствуясь ст. 329, п. 2 ст. 334 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 325 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░

33-448/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Боженков Константин Александрович
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ
Другие
ОГБУЗ "Угранская центральная районная больница"
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Коженова Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
20.01.2020Передача дела судье
04.02.2020Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
07.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2020Передано в экспедицию
04.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее