Решение по делу № 33а-2177/2020 от 14.07.2020

Судья Тарабрина Н.Н.

№ 33а-2177/2020

10RS0011-01-2020-003314-58

2а-3137/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 августа 2020 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Кудряшовой Е.П.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 июня 2020 г. по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» к Государственной инспекции труда в Республике Карелия о признании незаконным решения об отказе внести изменения в акт проверки.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» (далее – ГБУЗ РК «РНД») обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Карелия (далее – ГИТ в РК) с требованиями о признании незаконным решения от 31 марта 2020 г. об отказе внести изменения в акт проверки № 10/7-1855-19ОБ/12-198-И/19-9/2-169 от 26 февраля 2020 г. Указанным актом проверки установлено нарушение учреждением требований ст. 370 ТК РФ при рассмотрении обращения председателя первичной профсоюзной организации Насонковой Л.П. от 04 декабря 2019 г. Административный истец полагает, что в своем обращении Насонкова Л.П. не предъявляла конкретных требований об устранении нарушений трудового законодательства, а лишь просила разъяснить какие технологические и организационные изменения условий труда ожидают работников с 01 января 2020 г., в связи с чем положения ст. 370 ТК РФ к такому обращению не применимы, основания для привлечения учреждения к административной ответственности отсутствуют. ГБУЗ РК «РНД» были направлены соответствующие возражения на акт проверки от 26 февраля 2020 г., однако оспариваемым решением ГИТ в РК от 31 марта 2020 г. акт проверки оставлен без изменения, а возражения по нему – без удовлетворения.

Выражая несогласие с таким решением, административный истец просил суд признать его незаконным, возложить на ГИТ в РК обязанность внести изменения в акт проверки
от 26 февраля 2020 г., исключив из него выводы о нарушении учреждением обязательных требований ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 370 ТК РФ, а также указание на наличие оснований для составления в отношении работодателя протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Решением суда административный иск оставлен без удовлетворения.

С указанным решением не согласно ГБУЗ РК «РНД», ссылаясь в апелляционной жалобе на доводы, приведенные в административном иске, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.

Представитель ГБУЗ РК «РНД» Беляков С.В. в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить оспариваемое решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении иска.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции.

Заслушав объяснения Белякова С.В., изучив материалы дела, материалы проверки ГИТ в РК в отношении ГБУЗ РК «РНД» от 26 февраля 2020 г. и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

По делу установлено, что Насонкова Л.П. принята на работу в ГБУЗ РК «РНД» по трудовому договору от 17 июля 2007 г. по специальности медицинская сестра на неопределенный срок. С 2012 года исполняет обязанности председателя первичной профсоюзной организации.

04 декабря 2019 г. Насонкова Л.П. направила Главному врачу ГБУЗ РК «РНД»
Ларионовой О.С. заявление, в котором обратила внимание руководителя на ряд нарушений в уведомлениях об изменении условий трудового договора работников ГБУЗ РК «РНД» по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, выданных в конце октября 2019 г. Просила представить информацию по штатному расписанию учреждения на 2019-2020 гг., ответить на поставленные вопросы в письменном виде в установленные законодательством сроки.

25 декабря 2019 г. ГБУЗ РК «РНД», расценив обращение административного истца как запрос первичной профсоюзной организации, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,

направило Насонковой Л.П. ответ, который был в тот же день ею получен.

09 января 2020 г. председатель Карельской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Цаплин М.П. обратился к Министру здравоохранения Республики Карелия с требованием о проведении служебной проверки по нарушениям трудового законодательства административным истцом в отношении Насонковой Л.П.

15 января 2020 г. указанное обращение в порядке ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было перенаправлено Главному государственному инспектору труда в Республике Карелия Петинову М.В., который, в свою очередь, распорядился о проведении внеплановой выездной проверки ГБУЗ РК «РНД» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства.

По итогам проверки составлен акт № 10/7-1855-19-ОБ/12-198-И/19-9/2-169 от 26 февраля 2020 г., выявлено нарушение срока рассмотрения обращения председателя первичной профсоюзной организации Насонковой Л.П. от 04 декабря 2019 г., предусмотренного ст. 370 ТК РФ. Административному истцу выдано уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Не согласившись с результатами проверки, административный истец 06 марта 2020 г. направил в ГИТ в РК письменные возражения на акт, в которых просил исключить из него выводы о выявленном нарушении, мотивировав это тем, что в обращении Насонковой Л.П. не содержалось требований об устранении конкретных нарушений, что исключает применение к данному обращению положений ст. 370 ТК РФ. Поскольку председатель профсоюза просила разъяснить предстоящие изменения условий труда работников, влияние таких изменений на уровень заработной платы, ее обращение было рассмотрено в сроки, предусмотренные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Решением руководителя ГИТ в РК от 31 марта 2020 г. возражения на акт отклонены, акт проверки №10/7-1855-19-ОБ/12-198-И/19-9/2-169 от 26 февраля 2020 г. оставлен без изменений.

Разрешая настоящий административный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку ГБУЗ РК «РНД» при рассмотрении обращения Насонковой Л.П. были нарушены требования ст. 370 ТК., в связи с чем отказ ГИТ в РК внести изменения в акт проверки был обоснованным.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют, судебная коллегия исходит из следующего.

Статьей 23.12 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 354 ТК РФ установлено, что федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В силу п. 4, п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324, Федеральная служба по труду и занятости как непосредственно, так и через свои территориальные органы осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственная инспекция труда в Республике Карелия является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим ее полномочия на территории Республики Карелия (п. 2 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости – Государственной инспекции труда в Республике Карелия, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 марта 2017 г. № 161).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2012 г. № 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, п. 4 которого установлено, что предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а п. 5 определено, что сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2019 г. № 160 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно п. 90 Регламента одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в Роструд или его территориальный орган обращений и заявлений профессиональных союзов о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Окончанием осуществления федерального государственного надзора в отношении конкретного работодателя является вручение (направление) уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) акта проверки с предписанием об устранении нарушений (п. 12 Регламента).

На основании п. 112 Регламента началом административных процедур обеспечения мер по устранению выявленных правонарушений является вручение уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа работодателю оформленных по результатам проведенных надзорных мероприятий документов, в том числе актов проверки, свидетельствующих о допущенных нарушениях обязательных требований, которые фиксируются уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов.

Таким образом, на этапе составления акта проверки ГИТ в РК в пределах своей компетенции лишь изложила собственную точку зрения относительно квалификации заявления Насонковой Л.П. в качестве требования профсоюзного органа, направленного в порядке ст. 370 ТК РФ, и, как следствие, указало на нарушение административным истцом срока его рассмотрения.

При этом акт по результатам проверки не возлагает на административного истца какой-либо обязанности, не создает препятствий в реализации прав проверяемого, а изложенные в нем факты не носят абсолютного характера.

Предписание об устранении нарушений по результатам проверки в адрес административного истца не направлялось.

Единственным правовым последствием акта проверки является составление протокола об административном правонарушении, что относится к процессуальным действиям юрисдикционного органа, которые регулируются специальным законодательством – КоАП РФ, в связи с чем в силу положений ч. 5 ст. 1 КАС РФ не могут быть предметом перспективной оценки в рамках рассмотрения настоящего дела.

С учетом изложенного, отказ ГИТ в РК внести изменения в акт проверки также не нарушает прав административного истца, в связи с чем основания для судебной защиты таких прав и удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Поскольку разрешение вопроса о наличии в действиях административного истца нарушений трудового законодательства при рассмотрении обращения Насонковой Л.П. на этапе составления акта проверки относится к исключительной компетенции ГИТ в РК, а окончательная правовая оценка этим действиям с точки зрения наличия в них состава административного правонарушения осуществляется в порядке КоАП РФ, а не административного судопроизводства, выводы суда по существу вменяемых ГБУЗ РК «РНД» нарушений являются излишними.

При таких обстоятельствах выводы суда о нарушении административным истцом законодательства при рассмотрении заявления Насонковой Л.П. подлежат исключению из мотивировочной части решения суда.

Принимая во внимание, что эти выводы суда не привели к вынесению незаконного решения по существу, основания для его отмены или изменения отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 июня
2020 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исключить из решения суда выводы о нарушении ГБУЗ РК «РНД» законодательства при рассмотрении заявления Насонковой Л.П.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-2177/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер"
Ответчики
Государственная инспекция труда в Республике Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
15.07.2020Передача дела судье
06.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
06.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее