судья Неграмотнов А.А. |
дело №33-17757/2016 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Савоскиной И.И. и Шипиловой Т.А.,
при секретаре Бычкове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 04 июля 2016 года апелляционную жалобу ГКУ МО «Мособлпожспас» на решение Люберецкого городского суда Московской области от 24 марта 2016 года по делу по иску Катаева М. А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, и Катаевой Е. Е.ы к ГКУ МО «Мособлпожспас», Правительству Московской области, администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании помещения жилым, признании права пользования по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Савоскиной И.И.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
Катаев М.А., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, Катаева Е.Е. обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что семья истцов зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается карточками прописки и соответствующими штампами в паспортах.
Данная квартира согласно техническому паспорту жилого помещения от 05 мая 2014 года, инвентарный номер <данные изъяты>, состоит из двух жилых комнат, кухни, коридора, туалета и ванны, общей площадью 50,6 кв.м, жилой площадью 24,3 кв.м. Квартира была предоставлена филиалом ГКУ «16 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области» по договору найма служебного жилого помещения от 26 мая 2012 года, как сотруднику вышеуказанной службы. Жилье предоставлялось истцу как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, поскольку протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Люберецкого района МЧС от 27 сентября 2004 года Катаев М.А. был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В августе 2015 года истцы узнали, что занимаемая ими квартира является нежилым помещением, находится в собственности Московской области и принадлежит ГКУ МО «Мособлпожспас» на праве оперативного управления; данное помещение не обладает статусом жилых помещений и не пригодно для временного или постоянного проживания граждан согласно п. 2 ст. 23 ФЗ от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В связи с отсутствием правовых оснований для проживания в указанном помещении, ГКУ МО «Мособлпожспас» предложено истцам в срок до 31 августа 2015 года добровольно освободить незаконно занимаемое нежилое помещение.
Истцы полагают, что помещение является жилым, и они приобрели право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, так как квартира должна была быть передана в ведение органов местного самоуправления.
В судебное заседание истцы не явились, представители по доверенности явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, не явился, извещен, в письменных пояснениях указал, что спорная квартира не относится к городскому жилому фонду.
Представитель ответчика Правительство Московской области, в судебное заседание не явился, представил отзыв, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по заявленному иск, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к Правительству Московской области просит отказать.
Представитель ответчика ГКУ МО «Мособлпожспас» в судебное заседание не явился, в отзыве на иск и ранее в судебных заседаниях против удовлетворения исковых требований возражал, так как признание помещений жилыми, учет жилищного фонда, заключение договоров социального найма не относится к компетенции ГКУ МО «Мособлпожспас».
Представитель третьего лица ФГКУ «16 ОФПС» в судебное заседание не явился, извещен, представлен отзыв на исковое заявление.
Решением суда от 24.03.2016 г. исковые требования Катаева М.А., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Катаевой А.М., Катаевой Е.Е. удовлетворены.
ГКУ МО «Мособлпожспас» не согласилось с решением суда, его представитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов и заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что согласно акту приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 08.02.1999 г., застройщиком Люберецким отрядом Государственной противопожарной службы предъявлено к приемке в эксплуатацию семейное общежитие по строительном адресу: <данные изъяты>. Согласно Распоряжению Главы МО Люберецкий район МО от 01.04.2002г. №567-РГ «О внесении изменении в распоряжение Главы МО Люберецкий район МО от 26.07.1999г. №271-РГ» был утвержден акт приемочной комиссии от 08.02.1999 г. о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта – учебно-тренировочного комплекса лит.Д общеполезной площадью 1313, 8 кв.м., в том числе жилой -185, 5 кв.м. с пристройками лит.д -12,7 кв.м. и лит.д1-24, 5 кв.м., построенного Люберецким отрядом Государственной противопожарной службы по адресу: <данные изъяты> на земельном участке, закрепленным свидетельством на землю от 27.01.1993 №500, присвоен зданию почтовый адрес: <данные изъяты>., разрешено Люберецкому ОГПС использовать под общежития помещение на втором этаже площадью 181,7 кв.м., в том числе жилой-96, 4 кв.м., на третьем этаже- 164,9 кв.м., в том числе жилой -89, 1 кв.м., начальника паспортного стола обязали выдать санитарный паспорт на общежитие.
ФГКУ «16 ОФПС по Московской области» создано в соответствии с Федеральным законом от 08 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» путем изменения типа существовавшего ГУ «16 ОФПС по МО ( устав от 16.12.2008 г.), последнее, в свою очередь, создано путем изменения типа существовавшего 16 ОФПС по МО (30.03.2006 г.), 16 ОФПС по МО было создано путем изменения типа Люберецкого ОГПС УГПС ГУВД МО ( устав от 04.12.2001).
Таким образом, Люберецкий ОГПС УГПС ГУВД МО, учредителем которого являлось Управление Государственной противопожарной службы ГУВД Московской области, поменял форму собственности, изменив тип юридического лица с некоммерческой организации на федеральное государственное казенное учреждение, учредителем которого является Российская Федерация.
Истец, Катаев М.А. с 1999 года и по настоящее время служит в ГПС МЧС России в должности заместителя начальника федерального Государственного казенного учреждения «16 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области».
Решением жилищно-бытовой комиссии Управления по делам ГО и ЧС Люберецкого района МЧС, оформленное протоколом от 27.09.2004 г. №2 Катаев М.А. включен в список очередников Управления по делам ГО и ЧС Люберецкого района МЧС по Московской области нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании указанного решения ФГКУ «16 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области» заключило с Катаевым М.А., включая членов его семьи: супруги Катаевой Е.Е. дочери ФИО1 договора найма служебного жилого помещения от 26 мая 2012 года, предоставлена квартира <данные изъяты>. Фактически данную квартиру Катаевы занимают с 2006 г.
Квартира была передана Катаеву М.А. на основании акта приема-передачи, в котором дана характеристика жилого дома: здание учебно-тренировочного комплекса, построено в 1998 г., 4-х этажное, 1-но подъездное, кирпичное, перекрытия - железобетонные плиты, перегородки – кирпичные, освещение - электрическое, отопление - центральное, горячее водоснабжение центральное, квартиры оборудованы электрическими плитами, общежитие занимает 2 и 3 этажи и состоит из 7-ми квартир. Инвентарный номер квартиры - <данные изъяты>.
Согласно выписке из ЕГРП от 06.11.2015г. сведения о регистрации прав на указанную квартиру отсутствуют.
Согласно техпаспорту БТИ площадь спорного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> составляет 1313,8 кв.м., в том числе жилая – 185, 5 кв.м., то есть спорный объект недвижимости является объектом жилищного фонда.
Согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником здания по адресу: <данные изъяты>, является Московская область.
ГКУ МО «Мособлпожспас» на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений от 11.12.2007г. №1672 № «Об утверждении передаточных актов» на праве оперативного управления принадлежит здание - нежилого назначения, общей площадью 1639, 7 кв.м., инв. № <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.07.2014г. была сделана запись регистрации <данные изъяты>.
Разрешая спор по существу, суд руководствовался ст. 8 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 6 Федерального Закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 11, 16, 17, 63, 92 ЖК РФ и ст. 7 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», пришел к обоснованному выводу, что занимаемая истцами квартира относится к жилому помещению, поскольку при сдаче здания в эксплуатацию было принято решение об использовании двух этажей в качестве общежития, согласно техническому паспорту БТИ учебно-тренировочного комплекса в состав здания входят жилые помещения, состоящие из отдельных квартир с комнатой, кухней, ванной, туалетом коридором. Истицы постоянно зарегистрированы и проживают по месту жительства, а в силу положений ч. 1 ст. 17 Жилищного кодекса РФ для проживания граждан предоставляются жилые помещения, следовательно, занимаемое истцами помещение носит статус жилого.
Доводы жалобы о том, что у ответчика ГКУ МО «Мособлпожспас» в оперативном управлении не имеется жилых помещений, а переданы только нежилые помещения, не опровергает выводы суда относительно статуса занимаемого истцами помещения.
Разрешая требования о признании за Катаевыми право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма, суд исходил из тех обстоятельств, что жилой фонд, в том числе квартира, в которой проживают истцы, в силу прямого указания закона подлежит передаче в муниципальную собственность, обстоятельства непринятия объектов недвижимости, в том числе спорной квартиры, в муниципальную собственность, не может повлечь за собой неблагоприятные последствия для истцов. Суд учел, что истец в связи с выслугой лет срока службы на основании ст. 6 Федерального закона № 283 –ФЗ от 30.12.2012 г. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имеет право на получение жилого помещения на условиях социального найма, спорное жилое помещение в установленном порядке не отнесено к служебному фонду, следовательно, истец занимает жилое помещение на условиях социального найма.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, которые основаны на неправильном применении норм материального права, что влечет за собой отмену решения суда в указанной части.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии с ч. 2 ст. 100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Из имеющихся доказательств следует, что до настоящего времени фонд, в котором расположена квартира, предоставленная истцу, в муниципальную собственность не передана, собственником является Московская область, в связи с чем положения ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» применены быть не могут.
Истцу предоставлено спорное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями, истец проходит службу в ГПС МЧС России в должности заместителя начальника федерального Государственного казенного учреждения «16 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области», в связи с чем с ним был заключен договора найма служебного жилого помещения от 26 мая 2012 года.
Несмотря на отсутствие административного акта об отнесении спорного жилого помещения к специализированному фонду, оснований для утверждения, что спорное жилое помещение предоставлялось на условиях социального найма, также не имеется. Пользование жилым помещением как предоставленным на период трудовых отношений не может трансформироваться в пользование на условиях социального найма.
При приемке дома в эксплуатацию в 1999 г. разрешено Люберецкому ОГПС использовать под общежития помещение на втором этаже площадью 181,7 кв.м., в том числе жилой-96, 4 кв.м., на третьем этаже- 164,9 кв.м., в том числе жилой -89, 1 кв.м.
Данные обстоятельства также не подтверждают факт предоставление жилых помещений на условиях социального найма.
Снятие истца и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не лишают его возможности реализовать жилищные права, предусмотренные Федеральным законом № 283 –ФЗ от 30.12.2012 г. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При таких обстоятельствах решение суда в части признания за истцами права пользования спорным помещением на условиях договора социального найма не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем в данной части судебная коллегия отменяет обжалуемое решение суда и принимает новое об отказе в удовлетворении этого требования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,-
определила:
Решение Люберецкого городского суда Московской области от 24 марта 2016 года отменить в части признания права пользования по договору социального найма жилым помещением.
Принять в указанной части по делу новое решение, которым в иске Катаева М. А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, и Катаевой Е. Е.ы к ГКУ МО «Мособлпожспас», Правительству Московской области, администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании права пользования по договору социального найма жилым помещением по адресу: <данные изъяты> отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи