Дело №2-609/11-2023
46RS0030-01-2022-010940-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2023 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Денисенко Е.В.,
при секретаре Багровой О.О.,
с участием истца Дмитришина Д.О.,
представителя ответчиков ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, ФСИН России, третьих лиц УФСИН России по Курской области, первого заместителя начальника УФСИН России по Курской области Машкина С.С. по доверенностям Павловского А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитришина Дмитрия Олеговича к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Дмитришин Д.О. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что приговором Кетовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он осужден по ч.1 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы и 1 году ограничения свободы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он содержался в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, где 11.04.2016 года постановлением врио начальника ИК-2 Машкина С.С. к нему была применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 5 суток. Постановлением заместителя прокурора Курской области Кочергина С.В. от 18.03.2021 года указанное постановление от 11.04.2016 года признано незаконным и отменено. Действиями врио начальника ИК-2 Машкина С.С., в результате которых он был незаконно помещен в штрафной изолятор, ему был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, психических переживаниях, было нарушено его право на дачу объяснения и объективное разбирательство, справедливое наказание. Создание ему более суровых условий содержания в исправительном учреждении, чем это было назначено судом, отрицательно сказалось на его эмоциональном состоянии, причинило ему физические страдания. В период его незаконного пребывания в ШИЗО он был лишен возможности общения с родственниками посредством телефонных переговоров и писем, что дополнительно причиняло ему душевные страдания. Кроме того, незаконное водворение в ШИЗО на 5 суток негативно сказалось на разрешении вопроса о его условно-досрочном освобождении от наказания и замене наказания. Причиненный ему моральный вред оценивает в размере 100 000 рублей, которые просит суд взыскать с ответчика, а также просит вынести частное определение в отношении сотрудника УИС Машкина С.С. о привлечении его к ответственности и направить определение в надлежащий орган.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 05.12.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - УФСИН Росси по Курской области.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 10.03.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен первый заместитель начальника УФСИН России по Курской области Машкин С.С.
Истец Дмитришин Д.О. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что в связи с тем, что право выносить определения о привлечении к ответственности не предоставлено суду, просит суд вынести в отношении сотрудника УИС Машкина С.С. частное определение о недопущении подобных нарушений и направить определение в надлежащий орган.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, ФСИН России, третьих лиц УФСИН России по Курской области, первого заместителя начальника УФСИН России по Курской области Машкина С.С. по доверенностям Павловский А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Считает, что постановление от 11.04.2016 года отменено не по существу, а по процессуальным основаниям, что не исключает самого факта нарушения осужденным Дмитришиным Д.О. установленного порядка отбывания наказания. В случае, если суд придет к выводу об удовлетворении заявленных Дмитришиным Д.О. исковых требований, просил снизить размер компенсации морального вреда, полагая его чрезмерно завышенным.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Как указано выше в силу части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться взыскания, в том числе выговор и водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Согласно ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу указанных выше правовых норм возможность возмещения морального вреда может иметь место в случае незаконности действий должностных лиц, установления их вины, возникновения у лица физических или нравственных страданий, наличие причинно-следственной связи между такими незаконными действиями и причиненным вредом. Отсутствие одного из этих элементов влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Судом установлено, что Дмитришин Д.О., вступившим в законную силу приговором Кетовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осужденный по ч.1 ст. 30, п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы и 1 году ограничения свободы, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области.
11.04.2016 года постановлением врио начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области Машкина С.С. осужденный Дмитришин Д.О. за допущенное нарушение установленного порядка отбывания наказания привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор (ШИЗО) сроком на 5 суток: осужденный принят в штрафной изолятор в 19 час. 10 мин. ДД.ММ.ГГГГ, освобожден в 19 час. 10 мин. ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением заместителя прокурора Курской области Кочергина С.В. от 18.03.2021 года постановление врио начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области Машкина С.С. отменено, поскольку при применении 11.04.2016 года к осужденному Дмитришину Д.О. дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 5 суток администрацией ИК-2 в нарушение ч. 1 ст. 117 УИК РФ достоверно не установлена дата совершения осужденным нарушения установленного порядка отбывания наказания и нарушен порядок применения взыскания.
Установлено, что администрацией ИК-2 не выяснены обстоятельства совершения Дмитришиным Д.О. нарушения установленного порядка отбывания наказания. В послужившем основанием для проведения проверки рапорте № сотрудника ИК-2 Кашеварова А.В. указано, что Дмитришин Д.О. совершил нарушение 11.09.2016. Аналогичная дата – 11.09.2016 указана и в рапорте о проведении беседы с Дмитришиным Д.О. по факту допущенного нарушения. Вместе с тем, осужденный привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение, совершенное 11.04.2016, о чем изложено в постановлении о применении к осужденному Дмитришину Д.О. меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор.
В нарушение требований закона сотрудниками администрации ИК-2 не принято объяснение у осужденного Дмитришина Д.О. до наложения взыскания. Согласно постановлению от 11.04.2016 осужденный Дмитришин Д.О. водворен в штрафной изолятор 11.04.2016 в 19 часов 10 минут. Однако, в постановлении о применении к осужденному меры взыскания указано, что в нарушение требований закона осужденный Дмитришиин Д.О. отказался дать письменное объяснение по факту допущенного нарушения 11.04.2016 в 19 часов 20 минут, то есть после водворения в штрафной изолятор.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что водворение Дмитришина Д.О. в штрафной изолятор сроком на 5 суток постановлением от 11.04.2016 года является незаконным.
Таким образом, судом признается установленным и доказанным факт нарушения неимущественных прав истца, поскольку более строгими условиями содержания в исправительном учреждении (нахождение в ШИЗО) ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
Доводы истца о том, что незаконное водворение на 5 суток в штрафной изолятор негативно сказалось на разрешении вопроса о его условно-досрочном освобождении от наказания и замене наказания, не нашли своего подтверждения, поскольку согласно представленным истцом в материалы дела копиям постановлений Ленинского районного суда г. Курска от 26.02.2019 года об отказе в удовлетворении ходатайства осужденного Дмитришина Д.О. о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ходатайства осужденного Дмитришина Д.О. об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания, основаниям для отказов послужили неоднократные нарушения осужденным установленного порядка отбывания наказания (выговоры, водворение в ШИЗО, в карцер и профилактические беседы), в связи с чем оснований утверждать о том, что незаконное водворение осужденного Дмитришина Д.О. в ШИЗО 11.04.2016 послужило одним из решающих факторов для отказа в удовлетворении его ходатайств о замене наказания и об условно-досрочном освобождении от наказания, у суда не имеется.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень и характер физических и нравственных страданий истца, связанных с его незаконным водворением в штрафной изолятор на основании постановления от 11.04.2016 года, сведения о его личности (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>), фактические обстоятельства, при которых был причинен вред, характер допущенных со стороны исправительного учреждения нарушений, а также требования разумности и справедливости, и взыскивает с ФСИН России, осуществляющей функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу Дмитришина Д.О. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, поскольку, по мнению суда, данная сумма, с учетом установленных по делу обстоятельств в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению нарушенных в результате незаконного водворения в ШИЗО прав Дмитришина Д.О. При этом предусмотренные законом основания для взыскания компенсации морального вреда с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области отсутствуют.
Оснований для вынесения частного определения в отношении первого заместителя начальника УФСИН России по Курской области Машкина С.С. суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Дмитришина Дмитрия Олеговича к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Дмитришина Дмитрия Олеговича (паспорт №, выдан Отделом УФМС России по <адрес> по району Зябликово ДД.ММ.ГГГГ) компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить 18 апреля 2023 года.
Судья