Дело № 2-110/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2017 года село Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Лиджиева М.А.,
при секретаре Карагодиной Г.В.,
с участием помощника прокурора Яшалтинского района РК Бухиновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильных дорог,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным исковым заявление мотивируя следующим. В ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Яшалтинского района Республики Калмыкия установлено, что администрацией Яшалтинского РМО РК не произведена паспортизация автомобильных дорог на территории района. Отсутствие технических паспортов автодорог нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования местного значения, что в свою очередь затрагивает интересы неопределенного круга лиц. В связи с чем просит возложить обязанность на администрацию Яшалтинского РМО РК произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах Яшалтинского района Республики Калмыкия, а именно: <адрес>.
В судебном заседании прокурор Бухинова А.Ю. поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель администрации Яшалтинского РМО РК Кучеренко С.В. иск не признал, пояснив, что со стороны администрации Яшалтинского РМО РК отсутствуют признаки бездействия, поскольку принимаются все меры для паспортизации дорог. Вместе с тем, из-за отсутствия финансовых средств в бюджете района паспортизацию дорог в настоящее время произвести невозможно.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В силу ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (пп. 4 п. 9).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела на балансе администрации Яшалтинского РМО РК находятся автомобильные дороги, указанные прокурором в исковом заявлении. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из муниципальной казны Яшалтиснкого РМО РК № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно актам о приеме-передаче групп объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГ № автодороги, расположенные на территории села Яшалта Яшалтинского района Республики Калмыкия, администрацией Яшалтинского СМО РК переданы администрации Яшалтинского РМО РК.
Постановлением главы администрации Яшалтинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена среднесрочная муниципальная целевая программа «Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтиснкого районного муниципального образования РК на 2017-2016 годы». Основной задачей которой является проведение работ по их содержанию.
Согласно Постановлению главы Яшалтинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2016-2018 годы». Одна из задач данной программы – технический учет и паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Вместе с тем из сообщения первого заместителя главы администрации Яшалтинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что спорные автодороги местного значения не паспортизированы в установленном законом порядке.
Ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" возложена на администрацию Яшалтиснкого РМО РК.
Принимая во внимание, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории Яшалтинского района Республики Калмыкия, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах Яшалтинского района Республики Калмыкия, а именно: <адрес>.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Судья М.А. Лиджиев
Копия верна: Судья М.А.Лиджиев