Дело №2а-318/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2018 года Кировский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
с участием административного истца Алексеевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеевой Л.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми о признании незаконным и отмене требования об уплате пени по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеева Л.В. обратилась в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми о признании незаконным и отмене требования от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст.48, ч.1 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми в отношении нее выставлено требование № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст.48, ч.1 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившегося в неуплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов в сумме ....... руб. Считает требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и необоснованным в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была снята с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя; нарушающим ее права и законные интересы, а именно: отчисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за нее производит ее работодатель – ООО ....... из заработной платы, где она работает с ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Алексеева Л.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает, подтвердив изложенные в административном иске обстоятельства. Дополнительно пояснила, что оспариваемое требование налогового органа является незаконным также в связи с принятием «налоговой амнистии», согласно которой указанные в требовании суммы налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов подлежат списанию.
Административный ответчик Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми своего представителя в судебное заседание не направил, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что заявленные требования не признает, считает, что выставленное Алексеевой Л.В. требование инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога является законным и обоснованным.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (часть 1);
в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка (часть 3).
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу указанных положений ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Налогового кодекса Российской Федерации, должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Как указано в п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требованиедолжно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В силу пп. 3 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Из материалов дела следует, что Алексеева Л.В. состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми, ИНН №.
ДД.ММ.ГГГГ Алексеева Л.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми ей присвоен основной государственный регистрационный номер (ОГРН) №, поставлена на налоговый учет с ИНН №.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Алексеева Л.В. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРИП.
Место жительства Алексеевой Л.В.: <адрес>
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ), действующего до 01 января 2017 года, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, определяемых в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ) и п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, соответственно.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ и п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03 июля 2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Федеральный закон №250-ФЗ) в Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года N943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», с 01 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование находится в компетенции налоговых органов.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона №250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с Порядком взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденным Федеральной налоговой службой России N ММВ-23-1/12@, Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 3И 22 июля 2016 года, ПФР и ФСС обязаны передать в налоговые органы сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных ПФР и ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в срок до 01 февраля 2017 года.
По информации административного ответчика Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю в ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по Кировскому району г.Перми в отношении Алексеевой Л.В. предоставлено сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с задолженностью по следующим кодам бюджетной классификации:
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
Согласно п.3.4 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым кодексом Российской Федерации страховые взносы.
В силу положений ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанностью по уплате страховых взносов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах; возлагается на плательщика страховых взносов с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату страховых взносов; прекращается в том числе, с уплатой страховых взносов плательщиком страховых взносов.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1);
пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (п.3);
правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (п.7).
В соответствии со ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1);
правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов (п.8);
правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (п.9).
На основании пунктов 2, 8 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате страховых взносов направляется плательщику при наличии у него недоимки.
Пункты 6, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают, что требование об уплате страховых взносов может быть направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет плательщика.
Направление требования об уплате налога является первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности в соответствии с положениями статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что, обязанность по уплате страховых взносов согласно предоставленному в налоговый орган Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю сальдо расчетов с задолженностью плательщиком страховых взносов Алексеевой Л.В. не исполнена, во исполнение указанных выше требований законодательства ИФНС России по Кировскому району г.Перми направило административному истцу требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по страховым взносам в сумме ....... рублей, начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с данным требованием налогового органа, ДД.ММ.ГГГГ Алексеева Л.В. обратилась в УФНС России по Пермскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Пермскому краю Алексеевой Л.В. направлен ответ, в котором указано, что выставленное инспекцией требование № от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит нормам действующего законодательства.
Судом установлено, что оспариваемое административным истцом требование № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено полномочным органом, поскольку ИФНС России по Кировскому району г.Перми в соответствии с указанными выше положениями нормативно-правовых актов полномочно выносить и направлять плательщику страховых взносов требование об уплате пени в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Порядок вынесения, и направления оспариваемого требования налоговым органом соблюдены.
В связи с предоставленной Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю в налоговый орган информации об имеющейся у Алексеевой Л.В. задолженности по уплате страховых взносов, у ИФНС России по Кировскому району г.Перми имелись правовые основания для вынесения требования об уплате пени по страховым взносам.
Содержание требования № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемое требование об уплате пени содержит сведения о сумме задолженности по страховым взносам, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию страховых взносов и обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов), содержит сведения о сроке уплаты пени, установленном законодательством о налогах и сборах, содержит подробные данные об основаниях взимания пени на недоимку по страховым взносам, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика (плательщика страховых взносов) уплатить пени.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что принятое административным ответчиком оспариваемое требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по страховым взносам отвечает требованиям закона, нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым требованием судом не установлено.
Доводы административного истца о том, что указанные в оспариваемом требовании пени по страховым взносам в размере 1877,06 рублей, а также задолженность по налогам (сборам, страховым взносам) в размере ....... рублей подлежат полному списанию в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ внесены изменения в часть 3 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», согласно которым в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи;
а также статья 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года №243-ФЗ дополнена частью 3.1 следующего содержания: «В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.».
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (ч.1);
решение о признании указанных в части настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (ч.2);
решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию (ч.3).
Вместе с тем изменения, указанные в статье 6 и статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Федеральный закон опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации ....... – 29 декабря 2017 года.
Таким образом, как на момент вынесения и направления налоговым органом в адрес Алексеевой Л.В. требования № от ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент рассмотрения дела, указанные выше изменения, не вступили в силу.
Вместе с тем административный истец не лишена права после вступления указанных изменений в силу обратиться в налоговый орган с заявлением о списании недоимки и задолженности по налогам (сборам, страховым взносам) и пени по страховым взносам.
На основании изложенного, административный иск Алексеевой Л.В. о признании незаконным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по страховым взносам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Алексеевой Л.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми о признании незаконным и отмене требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по страховым взносам отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми.
Судья А.А. Каменщикова