Дело № 2-69/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сосногорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Шибаковой Т.А.,
при секретаре Хозяиновой Л.И.,
с участием представителя УПФР в г. Ухте Республике Коми (межрайонного) Зеленцова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске 18 января 2018 года гражданское дело по иску Коротковой О.И. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонному) о признании решений незаконными, обязании назначить страховую пенсию по старости и произвести перерасчет,
установил:
Короткова О.И. обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми с указанным иском к ОПФР по Республике Коми, УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонному) (далее по тексту УПФР в г.Ухте), мотивируя тем, что 17.06.2017 подала заявление о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.31 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указала, что по представленным на день обращения за пенсией документам имела стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 23 года 03 месяца, страховой стаж - 31 год 07 дней, возраст на ДД.ММ.ГГГГ - 50 лет. Страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 50 лет, страхового стажа не менее 20 лет, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Указанные условия назначения пенсии истцом полностью соблюдены. Между тем решением УПФР в г.Ухте от 30.06.2017 №221952/17 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине не достижения возраста, установленного для лиц, замещающих на постоянной основе должности государственной гражданской службы, который увеличивается на
6 месяцев. Полагая свое право нарушенным, истец обратилась в ОПФР по Республике Коми, ответом от 28.07.2017 которого уведомлена о повышении в 2017 году возраста выхода на страховую пенсию женщинам на 6 месяцев и возможности назначения досрочной страховой пенсии при условии замещения должности государственной гражданской службы по достижении 50 лет 6 месяцев.
Не согласившись с решениями УПФР в г.Ухте, ОПФР по Республике Коми, Короткова О.И. обратилась с настоящим иском, в котором просит признать указанные решения незаконными, обязать назначить пенсию по п.6 ч.1 ст.31 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и произвести перерасчет с момента достижения возраста 50 лет.
Согласно определению Ухтинского городского суда Республики Коми от 22.08.2017 председательствующим по делу судьей на основании ст.19 ГПК РФ заявлен самоотвод, гражданское дело передано председателю суда для разрешения вопроса о его передаче в Верховный Суд Республики Коми.
Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 05.10.2017 настоящее гражданское дело передано на рассмотрение в Сосногорский городской суд Республики Коми, которым принято к производству 01.11.2017.
Истец Короткова О.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ранее представила ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, указав, что на заявленных требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в г.Ухте Зеленцов Д.В. в судебном заседании против иска возражал по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и письменных возражениях.
Соответчик ОПФР по Республике Коми в судебное заседание своего представителя не направило, письменно указало, что не обладает полномочиями в принятии решений о назначении (перерасчете) страховых пенсий на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, по иску высказало позицию, аналогичную изложенной в ответе от 28.07.2017, просило в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме в связи с их необоснованностью, просило о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
С учетом надлежащего извещения и в соответствии с требованиями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя ответчика УПФР в г.Ухте, исследовав материалы дела, пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в УПФР в г.Ухте за установлением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ Короткова О.И. обратилась 17.06.2017.
На период обращения в УПФР в г.Ухте Короткова О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имела стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в приравненных к ним местностях 23 года 03 месяца, страховой стаж - 31 год 07 дней, возраст на ДД.ММ.ГГГГ - 50 лет, замещала должность федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> и являлась федеральным государственным гражданским служащим.
Согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 №1574 должность <данные изъяты> отнесена к категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей гражданской службы (п.4 подраздела 3 раздела 14).
Решением УПФР в г.Ухте от 30.06.2017 №221952/17 в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ Коротковой О.И. отказано в связи с не достижением возраста, предусмотренного ч.1.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ, который в 2017 году увеличивается на 6 месяцев и для Коротковой О.И. составляет 50 лет 6 месяцев.
В ответе от 28.07.2017 ОПФР по Республике Коми подтвердило увеличение пенсионного возраста при назначении досрочных пенсий, установленных в соответствии со ст.ст. 30-33 Федерального закона №400-ФЗ, с учетом действия приложения 5 к ч.1.1 ст.8 указанного Федерального закона, в том числе женщинам в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, на 6 месяцев.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст.7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ст.39 (ч.2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, в том числе предусматривать правовые основания назначения пенсий, правила подсчета трудового стажа, а также особенности приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и
20 лет.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 23.05.2016 №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее - Федеральный закон №143-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях», статья 8 дополнена частью 1.1 устанавливающей, что лицам, замещающим на постоянной основе государственные должности, муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы страховая пенсия по старости будет назначаться по достижении возраста, указанного в приложении 5 к Федеральному закону №400-ФЗ.Согласно приложению 5 к Федеральному закону №400-ФЗ в 2017 году возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы определяется в соответствии с ч.1 ст.8 и ст.ст. 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 6 месяцев.
На момент обращения в УПФР в г.Ухте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии Короткова О.И. на постоянной основе замещала должность федеральной государственной гражданской службы - <данные изъяты>, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой названного суда от ДД.ММ.ГГГГ
№.
В силу п.11 ст.21 Федерального закона №400-ФЗ, если одним из условий установления страховой пенсии, выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п.19 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 №884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста. По результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации определяет право гражданина на пенсию, за которой он обратился, производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение. Если одним из условий установления пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения (п.п. 41, 43).
Аналогичные положения содержатся в Приказе Минтруда России от 19.01.2016 №14н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (п.80).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, достижение лицом указанного законом возраста является событием, наступление которого влечет за собой возникновение права на пенсию при условии соблюдения дополнительных требований, установленных законом.
В соответствии со ст.8, ч. 1-3 ст.35 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) назначается при одновременном соблюдении следующих условий: наличия необходимого страхового стажа, пенсионного возраста или требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст.8 Федерального закона №400-ФЗ (ч.2 ст.35 указанного Закона). В отсутствие одного из перечисленных условий страховая пенсия не может быть назначена.
Таким образом, применительно к истцу Коротковой О.И., замещающей на постоянной основе должность государственной гражданской службы, возраст, позволяющий ей назначить досрочную страховую пенсию по старости в 2017 году с учетом положений ч.1.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ подлежит следующему расчету: 50 лет + 06 месяцев =
50 лет 06 месяцев.
Никаких исключений, в том числе касающихся применения прежних возрастных критериев, для лиц, замещающих на постоянной основе должности государственной гражданской службы, Федеральный закон №400-ФЗ не содержит.
Принимая во внимание, что вопросы правового регулирования пенсионного обеспечения в силу ст.39 Конституции Российской Федерации являются прерогативой законодателя, в данном случае законодатель увеличил пенсионный возраст отдельным категориям граждан, к которым относится и истец.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что УПФР в г.Ухте при принятии решения по результатам рассмотрения заявления Коротковой О.И., являвшейся государственным гражданским служащим, о назначении досрочной страховой пенсии по старости правомерно учитывал нормы пенсионного законодательства (Федеральный закон от 23.05.2016 №143-ФЗ), регулирующие возникшие правоотношения именно на момент наступления события, которое влечет возникновение права на пенсию (достижение истцом определенного возраста).
Федеральный закон от 23.05.2016 №143-ФЗ принят и опубликован в официальных источниках 23.05.2016, находился в свободном доступе, чтобы участники соответствующих правоотношений в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч.2 ст.6, ч. 3, 4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, ст.19, ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, могли в разумных пределах адаптироваться к внесенным изменениям в отношении условий назначения страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан в части увеличения пенсионного возраста, предвидеть последствия своего поведения.
Следовательно, истец Короткова О.И. не лишена права реализации своего приоритетного намерения, волеизъявления либо на пенсионное обеспечение как для женщин на основаниях, предусмотренных п.6 ч.1 ст.31 Федерального закона №400-ФЗ, с 50 лет, либо на пенсионное обеспечение как для лиц, замещающих государственные должности, муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы - с 50 лет 06 месяцев.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По смыслу ч.2 ст.56 ГПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
С учетом конкретных обстоятельств дела суд, соглашаясь с позицией ответчиков, приходит к выводу, что у УПФР г.Ухты имелись правовые основания для принятия решения об отказе Коротковой О.И. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с не достижением необходимого возраста, выявленного при рассмотрении ее заявления и представленных к заявлению документов, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании решений УПФР г.Ухты от 30.06.2017 №221952/17 и ОПФР по Республике Коми от 28.07.2017 незаконными, обязании назначить страховую пенсию по п.6 ч.1 ст.31 Федерального закона №400-ФЗ с момента достижения возраста 50 лет и произвести перерасчет пенсии с момента достижения возраста 50 лет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коротковой О.И. к Государственному
учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонному) о признании решений незаконными, об обязании назначить страховую пенсию по старости и произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 января 2018 года.
Председательствующий Т.А. Шибакова
<данные изъяты>