Дело № 2а-818/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2018 года г. Петровск-Забайкальский
Петровск-Забайкальский городской суд в составе:
председательствующего судьи Лазаревой М.Б.,
с участием помощника Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Каурова А.Ю.,
при секретаре Михайловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петровск-Забайкальском административное дело по иску и.о. Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации городского поселения «Балягинское» в непринятии мер, направленных на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов производства в виде отходов древесины на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, городское поселение «Балягинское», урочище «Кузнецкий увал», о понуждении к действию,
у с т а н о в и л:
И.о. Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Хорлоев Б.Ж. обратился в суд с указанным иском, указывая, что в ходе проверки, проведенной совместно с государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю об обороте земель сельскохозяйственного назначения в администрации городского поселения «Балягинское» выявлены нарушения, а именно: на земельном участке <данные изъяты>, расположенном по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, городское поселение «Балягинское», урочище «Кузнецкий увал» имеются захламления на площади 6,045 гектар отходами деревообработки-опилками, горбылем, щепой и т.д., которые согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № (в ред. от 20.07.2017) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2017 №) опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные (код по ФКК О 3 05 291 11 20 5) относятся к 5 классу опасности. Согласно договору аренды земельного участка №, заключенному 06.07.2012 года, администрацией муниципального района «Петровск-Забайкальский район» главе крестьянского фермерского хозяйства Салыбаеву Т.К. предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1081751 квадратных метра. Указанный земельный участок расположен по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, городское поселение «Балягинское», урочище «Кузнецкий увал». По результатам проведенных испытаний отделом земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю две из четырех отобранных проб образцов почвы на рассматриваемом земельном участке признаны не соответствующими требованиям ГН 2.1.7.2041-06 по содержанию мышьяка 4,7 мг/кг при предельно-допустимой концентрации в 2,02 мг/кг. В ходе проверки собственник территорий, на которых не санкционированно размещены отходы, не установлен. Земельный участок, на котором размещены отходы относится к землям неразграниченной собственности. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, до 01.03.2015 года осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. По этой причине вышеуказанный договор аренды земельного участка заключен с Салыбаевым Т.К. администрацией муниципального района «Петровск-Забайкальский район». Согласно записи акта о смерти Салыбаев Т.К. умер 13.01.2017 года, при этом договор аренды с последним не расторгнут и действует до настоящего времени. Таким образом обязанность по ликвидации отходов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> лежит на администрации городского поселения «Балягиснкое». В связи с изложенным и.о. Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Хорлоев Б.Ж. просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Балягиснкое», выразившееся в непринятии мер, направленных на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов производства в виде отходов древесины на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, обязать очистить территорию на данном земельном участке от отходов производства в виде отходов древесины на площади 6,045 гектар.
В судебном заседании помощник Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Кауров А.Ю. поддержал исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Балягинское» в непринятии мер, направленных на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов производства в виде отходов древесины на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, городское поселение «Балягинское», урочище «Кузнецкий увал», обязать администрацию городского поселения «Балягинское» очистить территорию от отходов древесины на площади 6,045 гектаров.
Представитель административного ответчика – глава городского поселения «Балягинское» Панова Л.Г. направила в адрес суда заявление о рассмотрении данного дела в ее отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
На основании ст. 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 43 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51).
Судом установлено, что в ходе проверки выявлен факт захламления земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, городское поселение «Балягинское», урочище «Кузнецкий увал» отходами в виде опилок, горбыля, щепы. 06.07.2012 года между Салыбаевым Т.К. и администрацией муниципального района «Петровск-Забайкальский район» заключен договор аренды земельного участка №, расположенного по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, городское поселение «Балягинское», урочище «Кузнецкий увал». Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Однако, 13.01.2017 года Салыбаев Т.К. умер, при этом договор аренды с последним не расторгнут и действует до настоящего времени. Земельный участок на котором размещены отходы относится к землям неразграниченной собственности. Ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось.
В силу ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ № 26-П от 13.10.2015 вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые не санкционированно размещены на земельном участке.
Из акта проверки № 05-01 А Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от 18.05.2018 года, протокола взятия проб и образцов № от 18.05.2018 года следует, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес>, городское поселение «Балягинское», урочище «Кузнецкий увал» имеется захламление на площади 6,045 гектар отходами деревообработки в виде опилок, горбыля, щепы.
Согласно заключениям от 25.06.2018 года к протоколу № и №, представленная проба почвы не соответствует требованиям ГН 2.1.1.2041-06 по содержанию мышьяка 4,7 мг/кг при предельно-допустимой концентрации в 2,0 мг/кг.
Исходя из изложенного, непринятие административным ответчиком мер, направленных на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов производства в виде древесины противоречит Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», чем нарушаются законные интересы прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Учитывая изложенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что требования и.о. Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными, поскольку размещение несанкционированных свалок негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление и.о. Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации городского поселения «Балягинское» в непринятии мер, направленных на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов производства в виде отходов древесины на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, городское поселение «Балягинское», урочище «Кузнецкий увал», удовлетворить.
Обязать администрации городского поселения «Балягинское» очистить территорию земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, городское поселение «Балягинское», урочище «Кузнецкий увал» от отходов производства в виде отходов древесины на площади 6,045 га.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Петровск-Забайкальский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 08.08.2018 года.
Судья М.Б.Лазарева