Дело № 2-212/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2018 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Габдрахманова А.Р.,
при секретаре Валиевой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о возложении обязанности по ликвидации свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор (далее прокурор, истец) обратился в интересах неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики о возложении обязанности в срок до 01.05.2017 года принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в квартале 103 выделе 29 Селыченского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества на земельном участке с координатами Н 57.05.517; У 53.04.760 общей площадью 20 кв.м. путем сбора, вывоза и передачи отходов на размещение юридическому лицу, имеющему лицензию на указанный вид деятельности.
В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, просил в срок до 01.07.2018 года принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в квартале 103 выделе 29 Селыченского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества на земельном участке с координатами Н 57.05.517; У 53.04.760 общей площадью 20 кв.м. путем сбора, вывоза и передачи отходов на размещение юридическому лицу, имеющему лицензию на указанный вид деятельности.
Определением от 01.03.2018 года ответчик Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики заменено на его правопреемника Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее Минприроды УР, ответчик)
Помощник прокурора Воронцова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель Минприроды УР – Перевозчиков В.Н., действующий на основании доверенности, пояснил, что считает исковые требования необоснованными, поддержала письменные возражения, согласно которым ответчик не является лицом, обязанным по совершению действий, указанных в иске.
Представитель Администрация МО «Якшур-Бодьинский район» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В квартале 103 выделе 29 Селыченского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества обнаружена свалка твердых бытовых отходов. Лица, допустившие сброс отходов, не установлены.
По результатам совместного выезда сотрудника прокуратуры с
представителями ГКУ УР «Якшур-Бодьинское лесничество» 22 ноября 2017
года в квартал 103 выдел 29 Селыченского участкового лесничества Якшур-
Бодьинского лесничества установлено, что указанная свалка не
ликвидирована, на лесном участке с координатами Н 57.05.517; У 53.04.760
общей площадью 20 кв.м., обнаружено несанкционированное размещение
твердых бытовых отходов 4-5 классов опасности - отходы от жилищ
несортированные (исключая крупногабаритные), тара стеклянная
незагрязненная, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные,
отходы полиэтиленовой тары незагрязненной и др. Лица, допустившие
нарушение лесного законодательства, не установлены. Захламленный
отходами участок в аренду никому не предоставлен.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
При этом в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.
Согласно ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с указанным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Согласно Постановления Правительства УР от 26.12.2017 N 554 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области использования и охраны недр, водных отношений, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, использования и охраны растительного и животного мира, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в сфере лесных отношений, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений.
Минприроды организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Лесной участок Селыченского участкового лесничества Якшур- Бодьинского лесничества, на котором обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов, находится в собственности Российской Федерации, а потому именно Минприроды по УР в силу приведенных норм обязано организовать их охрану и защиту, в том числе и от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами.
С учетом изложенного доводы отзыва на исковое заявление ответчика не обоснованы.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации, так как наличие несанкционированной свалки влечет загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи, с чем прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Прокурор просит установить срок исполнения решения в срок до 01.07.2018 года.
Представитель ответчика, возражая против установления такого срока, доказательств невозможности исполнения решения в указанный срок не представил.
В связи с этим, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в срок до 01.07.2018 года.
Указанный срок суд признаёт достаточным и разумным для выполнения решения суда.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования прокурора о возложении обязанности на ответчика в срок до 01.07.2018 года принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в квартале 103 выделе 29 Селыченского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества на земельном участке с координатами Н 57.05.517; У 53.04.760 общей площадью 20 кв.м., путем сбора, вывоза и передачи отходов на размещение юридическому лицу, имеющему лицензию на указанный вид деятельности подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о возложении обязанности по ликвидации свалки удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязанность в срок до 01.07.2018 года принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в квартале 103 выделе 29 Селыченского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества на земельном участке с координатами Н 57.05.517; У 53.04.760 общей площадью 20 кв.м., путем сбора, вывоза и передачи отходов на размещение юридическому лицу, имеющему лицензию на указанный вид деятельности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме принято в совещательной комнате.
Председательствующий судья Габдрахманов А.Р.