Решение в мотивированном виде изготовлено 08.05.2024 года.
Дело № 2-107/2024 (2-1465/2023) УИД 25RS0013-01-2023-002162-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> <Дата>
Партизанский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Якуниной Л.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
с участием ФИО3 администрации Партизанского городского округа <адрес> по доверенности – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к администрации Партизанского городского округа <адрес>, Министерству энергетики Российской Федерации об установлении факта, о заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, возложении обязанности предоставить межбюджетный трансферт в виде денежного обеспечения оплаты по договору,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5, в лице ФИО3 по доверенности – ФИО12 обратился в Партизанский городской суд <адрес> с указанным иском, в обоснование указав, что ФИО5 зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, является нанимателем квартиры. Дом, в котором зарегистрирован ФИО5 стал непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах и истец был включен в список на предоставление социальной выплаты в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___. Между ФИО5 и администрацией Партизанского городского округа не заключался договор на предоставление социальной выплаты взамен жилья ставшего непригодным для проживания, не подписывался. Истец в лице ФИО3 обращался в администрацию с заявлением о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, ответом от <Дата> было отказано, поскольку <Дата> ФИО3 истца по доверенности был заключен договор на предоставление социальной выплаты. Истец не согласен с указанным ответом, поскольку договор на предоставление социальной выплаты ФИО5 не заключался и это подтверждается решением Партизанского городского суда <адрес> от <Дата>. Истец включен в список граждан подлежащих переселению, администрация Партизанского городского округа до сих пор не заключила с ним договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за чет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, чем нарушены его права и законные интересы.
Просил суд: установить факт, имеющий юридическое значение о не заключении между ФИО5 до <Дата> договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством Энергетики Российской Федерации. Обязать администрацию Партизанского городского округа <адрес> заключить с ФИО5 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации, с расчетом социальной выплаты исходя из состава семьи 1 человек, 33 кв.м. Обязать Министерство энергетики Российской Федерации предоставить межбюджетный трансферт в виде денежного обеспечения оплаты по договору, между ФИО5 и администрацией Партизанского городского округа <адрес>, о предоставлении социальной выплаты, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и установленной Министерством энергетики Российской Федерации, с расчетом социальной выплаты исходя из состава семьи 1 человек, 33 кв.м.
Истец ФИО5, ФИО3 Министерства энергетики РФ, ФИО3 Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, в судебное заседание не прибыли, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Истец в тексте иска ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
ФИО3 третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – <адрес>, в судебное заседание не прибыл, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
В предыдущих судебных заседаниях ФИО3 истца по доверенности – ФИО12 исковые требования поддерживал по доводам, изложенным в иске, возражал против применения срока исковой давности.
ФИО3 администрации Партизанского городского округа <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указано следующее. Дом по <адрес> в <адрес> заключением Сибирского филиала ВНИМИ от <Дата> №___ был рекомендован к сносу, так как относится к категории ветхих, в результате ведения горных пород из-за высокого уровня деформаций земной поверхности при подработке и по той причине подлежащей сносу в первую очередь. Но на момент исследования, т.е. на <Дата> дом уже был снесен. Аварийным и подлежащим сносу дом не признавался. Из дома по <адрес> в <адрес> в период <Дата> г. были переселены граждане из 6 жилых помещений, в том числе и братья ФИО13 из <адрес>, являющиеся собственниками жилого помещения в <Дата> г., оба брата ФИО13 были включены в списки граждан на переселение из ветхого жилья, находящегося на горных выработках. С ФИО5 был заключен договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных, на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности от <Дата> №___-СВ на состав семьи из двух человек: на ФИО5 и ФИО1. От имени ФИО13 по доверенностям, заверенным начальником ФБУ ИК-20 ГУФСИН ФИО3 по <адрес> ФИО6, выступал ФИО2, который и оформлял все документы от имени братьев. На основании указанного договора братьями было приобретено жилое помещение по <адрес>. Договор купли-продажи от <Дата> на сумму 1 335 600 руб. был оплачен <Дата>. Администрация действовала добросовестно, исполнила обязанность, возложенную на нее законом в полном объеме и в случае если суд посчитает, что исковые требования подлежат удовлетворению, то к взысканию должна быть определена сумма в размере 1 335 600 руб., поскольку ФИО5 был включен в список и утверждена сумма. Решением Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> №___ в удовлетворении исковых требований о признании сделки недействительной отказано. Просили суд применить срок исковой давности, который необходимо исчислять с <Дата>, ФИО5 срок исковой давности пропущен, доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока исковой давности не представлено. Также указали, что ФИО5 был признан потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела, администрация не являлась по делу обвиняемым лицом, не несет имущественную ответственность по закону за действия, обвиняемого, в связи с чем, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, ответчик свою обязанность, возложенную законом исполнил в полном объеме, действовал добросовестно. Уголовное дело было возбуждено по заявлению братьев ФИО13, так в материалах гражданского дела №___ имеется уведомление ст.следователя СО при ОВД <адрес> которым ФИО1 и ФИО5 в лице законного ФИО3 ФИО9 сообщалось о том, что возбужденное уголовное дело №___ по факту мошеннических действий, в результате которых ими утеряно право на приобретение жилья по реализации программы местного развития по переселению из ветхого жилищного фонда и причинен имущественный вред в суме 1 335 600 руб., приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. ФИО13 были признаны потерпевшими в рамках возбужденного уголовного дела и не принятие мер по обжалованию ФИО13 постановления о приостановлении уголовного дела, не принятия всех должных мер по установлению виновных лиц, не может являться основанием для возложения на администрацию Партизанского городского округа обязанности повторно произвести социальную выплату на приобретение жилья.
ФИО3 в письменных возражениях от <Дата> №___ указал следующее, основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности в этой области, установлены Федеральным законом от <Дата> № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона № 81-ФЗ финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 81-ФЗ, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденными постановлением Правительств Российской Федерации от <Дата> №___, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт. В соответствии с пунктом 8 Правил содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных Министерством энергетики Российской Федерации (далее - список граждан). Список граждан включается в состав проекта ликвидации шахт. В списке граждан проектов ликвидации шахты «Нагорная» ДОАО «Шахтоуправление «Нагорное» значатся ФИО5, ФИО1, проживающие по адресу: <адрес>. Во II квартале 2010 года администрацией Партизанского городского округа <адрес> ФИО5, ФИО1 была предоставлена социальная выплата (1 335, 6 тыс. рублей) для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Таким образом, администрация Партизанского городского округа <адрес> выполнила свои обязательства перед гражданами ФИО5, ФИО1 в части предоставления им социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Повторное направление средств из федерального бюджета на ранее профинансированные мероприятия квалифицируется статьёй 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации как нецелевое использование с применением к нарушителям мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством.
ФИО3 Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> по доверенности, в письменных возражениях указал следующее, между истцом и администрацией Партизанского городского округа <адрес> уже был заключен договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности и на основании указанного договора ФИО5 и ФИО1, в лице их ФИО3, была предоставлена социальная выплата в сумме 1 335 600 рублей для приобретения нового жилого помещения, взамен сносимого ветхого. Истец должен документально обосновать правомерность повторного заключения договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, учитывая, что из федерального бюджета социальная выплата истцу и ФИО1 была предоставлена, решением Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> №___, в удовлетворении исковых требований истца о признании сделки недействительной было отказано и судебный акт вступил в законную силу <Дата>, а уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, постановлением СО при ОВД <адрес> от <Дата> приостановлено, виновное лицо не установлено. В течение сроков исковой давности, установленных гл. 11 ГК РФ и на основании ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. Истцом не приведены и не представлены надлежащие и достаточные доказательства обоснованности пропуска такого срока для обращения с настоящими требованиями.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела и все имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> №___ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> №___ утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
С <Дата> Постановление Правительства РФ от <Дата> №___ «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утратило свою силу, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от <Дата> №___ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> №___ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что мероприятия по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ по ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и в рамках федерального проекта «Реализация программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (реструктуризация уголовной промышленности)» государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики», являются мероприятиями, имеющими общегосударственное значение.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> №___ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с <Дата>) включает Правила предоставления и распределения в <Дата> и <Дата> годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее Правила).
В соответствии с п.п. 4-6 Приложения №___ (Правил) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления и является неизменным до дня приобретения жилья. В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином. Формирование списков граждан, подлежащих переселению, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных». Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками либо членами семьи собственника или нанимателя (ранее, до <Дата> – это было предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> №___, в котором были утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков).
Согласно Правилам, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 марта текущего года, формируют и направляют в Министерство энергетики Российской Федерации заявки на предоставление субсидии из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по установленной форме с приложением копий следующих документов:
- согласованный с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подлежащих переселению, составленный на основании утвержденного проекта ликвидации уголовной (сланцевой) шахты и разреза, устанавливающий размер социальной выплаты гражданам на приобретение (строительство) жилья взамен ветхого жилья;
-план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидий из федерального бюджета, утвержденный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Министерство энергетики Российской Федерации с привлечением в установленном порядке подведомственной ему организации обеспечивает организацию приема и рассмотрения заявки и документов.
Условия предоставления социальных выплат, основания для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания, а также основания для уточнения указанных списков, предусмотрены в Общих требованиях к предоставлению субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и (или) поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, являющихся приложением №___ к Правилам.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, ФИО5 был включен в списки граждан на переселение из ветхого жилья, находящегося на горных выработках.
Как пояснил в судебном заседании ФИО3 администрации Партизанского городского округа ФИО5 и в настоящее время находится в указанном Списке, поскольку исключение из данного Списка предусмотрено в случае смерти, и если граждане еще не переселены.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении Партизанским городским судом <адрес> гражданского дела №___ по иску ФИО1, ФИО5 к ФИО2, ФИО4 о признании сделки недействительной установлено следующее.
Согласно доверенности от <Дата>, выданной на имя ФИО2 от имени ФИО5, удостоверенной ФИО6, начальником ФБУ «Исправительная колония №___», в круг полномочий входит заключать сделки, в том числе с недвижимым имуществом, в частности, продавать, покупать, на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, производить расчёты по заключенным сделкам.
<Дата> между Администрацией Партизанского городского округа и ФИО5 в лице ФИО2, действующего на основании доверенности от <Дата>, удостоверенной ФИО6, начальником ФБУ «Исправительная колония №___», был заключён договор №___-СВ на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, в объеме 1 335 600 руб. для приобретения нового жилого помещения, взамен сносимого ветхого (п.п. 1.1.1, 1.1.2 Договора). <Дата> между ФИО4 (продавец) и ФИО5, ФИО1 (покупатель) в лице ФИО2, действующего на основании доверенностей от <Дата>, был заключён договор купли-продажи <адрес>.2 по <адрес> в <адрес> по договору №___-<адрес>., оплата в размере 1 335 600 руб. произведена администрацией Партизанского городского округа платёжным поручением №___ от <Дата> на банковский счёт ФИО4 <Дата> между ФИО5, ФИО1 (продавец) в лице ФИО2, действующего на основании доверенностей от <Дата>, и ФИО4 (покупатель) был заключён договор купли-продажи <адрес>.<адрес> по <адрес> в <адрес>. Согласно п.2.3. договора сторонами квартира оценивается в 1 000 000 руб. Деньги в сумме 1 000 000 руб. продавцом получены до подписания настоящего договора.
В ходе предварительного следствия по уголовному делу №___, возбуждённому <Дата> по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ по факту приобретения за 1 335 600 руб. <адрес> за счёт сред федерального бюджета на имя ФИО1 и ФИО10 в <Дата> года – январе <Дата> года в <адрес> края под неустановленным лицом с использованием подложных доверенностей от имени ФИО1 и ФИО5, якобы выданных и заверенных начальником ФБУ ИК-20 РУФСИН ФИО3 по ПК, после чего <Дата> указанная квартира была продана за 1 000 000 руб., были проведены почерковедческие экспертизы. Из заключения эксперта от <Дата> №___ следует, что рукописная запись «ФИО5» и подпись от имени ФИО5, изображения которых имеются в копии доверенности от <Дата> от имени ФИО5 на имя ФИО2, выполнены не ФИО5, а другим лицом. Рукописные записи от имени ФИО6, изображения которых имеются в копиях доверенностей от <Дата> от имени ФИО5, выполнены одним лицом, не ФИО6, не ФИО2, а другим лицом. Из заключения эксперта от <Дата> №___, рукописные записи от имени ФИО5 и от имени ФИО1, изображения которых имеются в копиях доверенностей от <Дата> от имени ФИО5, выполнены разными людьми. Рукописная запись «ФИО5», изображения которой имеется в копии доверенности от <Дата> от имени ФИО5 на имя ФИО2, выполнены не ФИО2, а другими лицами. Суд пришел к выводу, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО5 одобрил действия ФИО2 по заключению <Дата> договора купли-продажи <адрес> по <адрес> в <адрес>, о признании недействительным которого истцы просят в исковых требованиях, не имеется. При таких обстоятельствах договор купли-продажи <адрес>.<адрес> по <адрес> в <адрес> от <Дата> нельзя признать заключённым. Истцы не лишены возможности восстановить свое нарушенное право на содействие в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, иным способом защиты. В удовлетворении исковых требований отказано. Решение вступило в законную силу <Дата>.
Согласно выписки из протокола №___ пр от <Дата> о включении в Списки граждан на приобретение жилья, взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах под №___ указан ФИО5.
Из ответа ОМВД ФИО3 по <адрес> от <Дата> №___ следует, что уголовное дело №___, возбужденное <Дата> СО при Партизанском ГОВД по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ прекращено <Дата>, по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Уголовное дело уничтожено <Дата>, согласно акта от <Дата> №___, под №___, потерпевшим указан ФИО1
Согласно ответа МКУ «АХУ» от <Дата> №___, ответа ОМВД ФИО3 по <адрес> от <Дата> №___, ответа КАБ от <Дата> - ФИО5 имеет регистрацию по адресу: <адрес>, с <Дата> по настоящее время, иной регистрации не имеется.
Из выписки из ЕГРН №___ от <Дата> следует, что у ФИО5 отсутствует зарегистрированное право собственности на жилое помещение после <Дата>.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, отсутствия одобрения действий ФИО2, отсутствия волеизъявления ФИО5 на выдачу ФИО2 доверенности, в том числе и для заключения договора №___-СВ на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, суд приходит к выводу, что право истца на получение спорной выплаты не утрачено и им не реализовано, при этом данная программа действует и по настоящее время, сроки реализации данной программы не установлены.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
ФИО3 администрации Партизанского городского округа по <адрес> заявлено о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд, с настоящими требованиями.
Разрешая заявленное ходатайство, суд руководствуется следующим.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Рассматривая требования о применении срока исковой данности, суд исходит из того, что рассматриваемые правоотношения в сфере регулирования мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и в рамках федерального проекта «Реализация программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (реструктуризация угольной промышленности)» государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики», являются мероприятиями, имеющими общегосударственное значение, относятся к публично-правовым и к ним не применимы требования о сроке давности. В данной программе не установлены сроки ее реализации.
Также судом, учитывается и то, что в период с момента возбуждения уголовного дела от <Дата> по день прекращения уголовного дела <Дата> истец не обращался к администрации Партизанского городского округа с заявлением о предоставлении спорной выплаты, с указанным заявлением он обратился только <Дата>. Доверенность, на основании которой был заключен договор - №___-№___ от <Дата> на предоставление социальной выплаты была выдана – <Дата>, то есть после заключения договора, в связи с чем у администрации отсутствовали законные основания для заключения указанного договора, помимо отсутствия волеизъявления ФИО5 на заключение указанного договора от его имени.
Нарушение прав истца подлежит исчислению с момента их нарушения, выразившихся в отказе администрации Партизанского городского округа в заключении договора на предоставление социальной выплаты.
<Дата> ФИО5 в лице ФИО3 по доверенности – ФИО12 обратился в администрацию Партизанского городского округа <адрес> с заявлением на заключение договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации, с расчетом социальной выплаты исходя из состава семьи 1 человек.
Ответом от <Дата> ФИО5 отказано в заключении договора.
В соответствии с п.9 Приложения №___ Правил, орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, право на получение социальной выплаты реализуется посредством заключения и исполнения сторонами соответствующего договора о предоставлении такой выплаты.
Очередность предоставления социальной выплаты законом не предусмотрена.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Истец направлял в адрес администрации Партизанского городского округа заявление о заключении с ним договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, однако, в заключении указанного договора органом местного самоуправления отказано.
Учитывая, что у истца возникло субъективное право на получение социальный выплаты и им не утрачено, данное право должно быть в силу закона реализовано путем заключения с ФИО5 договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, что порождает у администрации Партизанского городского округа соответствующую обязанность.
Исследовав и оценив в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, предоставленные в материалы дела доказательства в совокупности, проанализировав фактические обстоятельства дела, суд считает, необходимым возложить на администрацию Партизанского городского округа <адрес> обязанность заключить с ФИО5 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья площадью не менее 33 кв.м., исходя из состава семьи – 1 человек, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых на содействие переселяемым их ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, в течение 10 дней со дня поступления средств федерального бюджета - иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в бюджет Партизанского городского округа <адрес>.
Рассматривая требования истца о возложении обязанности предоставить межбюджетный трансферт в виде денежного обеспечения оплаты по договору, между ФИО5 и администрацией Партизанского городского округа <адрес>, о предоставлении социальной выплаты, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и установленной Министерством энергетики Российской Федерации, с расчетом социальной выплаты исходя из состава семьи 1 человек, 33 кв.м., суд приходит к следующему.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что публичные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным Законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (ст. 179 БК РФ).
Таким образом, Российская Федерация, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняла на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
В силу ст. 19 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (ч. 2). Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (ч. 5).
В ст. 6 БК РФ под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, под межбюджетными трансфертами - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов.
Статьей 129 БК РФ определено, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
В силу ч. 1 ст. 130 БК РФ распределение между субъектами Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением субвенций, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетные ассигнования, увеличенные в результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по основаниям, установленным абзацами двадцать третьим и двадцать четвертым пункта 7 статьи 217 настоящего Кодекса, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, бюджетные ассигнования, увеличенные в результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по основаниям, установленным абзацами двадцать третьим и двадцать четвертым пункта 7 статьи 217 настоящего Кодекса, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).
Таким образом, финансирование программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков осуществляется за счет средств федерального бюджета и исключительно в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и в пределах утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 152 БК РФ физические лица не являются участниками бюджетного процесса.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что наличие у истцов права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья не может повлечь за собой возложение обязанности на Министерство финансов Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации выделить денежные средства из федерального бюджета напрямую, минуя установленный законом порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, а также без учета прав других граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в установленном законом порядке.
При этом права истцов на финансовое обеспечение предоставления социальной выплаты могут быть реализованы путем обращения в суд с требованиями о признания незаконным бездействия администрации городского округа, которая как участник бюджетного процесса не лишена права обратиться в арбитражный суд с иском о возложении на соответствующее публично-правовое образование и главного распорядителя средств федерального бюджета обязанности профинансировать исполнение соответствующих публичных обязательств.
С учетом изложенного, остальные требования ФИО5 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░ №___) ░░░░░░░░░ ░ ░░░5, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №___) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░.░., ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░