Решение по делу № 2а-1146/2018 ~ М-1152/2018 от 23.10.2018

Дело №2а– 1146/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2018 г.                                                             г. Северобайкальск         Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующей судьи Казаковой Е.Н.,

при секретаре Стрельниковой С.В.,

с участием административного истца Военного комиссариата г. Северобайкальск, Северо-Байкальского и Муйского районов Республики Бурятия Гурко Л.А.,

административного ответчика Мамедова А.И-о.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мамедова А.И.о. к Военному комиссариату Республики Бурятия, Военному комиссариату г. Северобайкальск, Северо-Байкальского и Муйского районов Республики Бурятия о признании бездействия по отказу в проведении повторной военно-врачебной комиссии с целью определения категории годности к военной службе незаконной, возложении обязательств,

                                                  У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Мамедов А.И-о, просил признать бездействия по отказу в проведении повторной военно-врачебной комиссии с целью определения категории годности к военной службе незаконной, возложить обязательства на ответчика по организации повторного медицинского освидетельствования. Требования мотивированы тем, что ответчик отказался повторно направить его на медицинское освидетельствование на определение категории годности к военной службе, что нарушает его права на возможность трудоустройства.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат Республики Бурятия.

В судебном заседании истец Мамедов А.И-о исковые требования поддержал, суду пояснил, что 26.06.2009 г. призывной комиссией ВК г. Северобайкальск он занесен запас. Основанием для отнесения его в запас послужило то, что он решением военно–врачебной комиссией был признан ограниченно годным к военной службе. В настоящее время он прошел медицинское обследование в областном государственном казенном учреждении здравоохранения «Иркутская клиническая психиатрическая больница», которое выдало консультативное заключение на основании медицинских обследований, данных анамнеза, результатов ЭЭГ, МРТ, о том, что оснований для ранее постановленного диагноза «<данные изъяты>» не имеется. Из-за того, что у него была установлена категория годности к военной службе (категория "В"), он не имеет возможности трудоустройства в силовые структуры и другие ведомства.

Представитель административного ответчика Военного комиссариата г. Северобайкальск, Северо-Байкальского и Муйского районов Республики Бурятия Гурко Л.А. иск не признала, суду пояснила, что оснований для повторного освидетельствования не имеется. Истцом не предоставлено документов для направления на повторное освидетельствование. Просит учесть, что повторное освидетельствование проводится до достижения возраста 27 лет.

Представитель Военного комиссариата Республики Бурятия в судебное заедание не явился, о слушании дела уведомлялся надлежаще. Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, считает обоснованными требования Мамедова А.И-о и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Мамедову А.И-о, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по результатам медицинского освидетельствования 26 июня 2009 г. военно-врачебной комиссией установлен диагноз «<данные изъяты>», что явилось основанием для принятия призывной комиссией решения о признании его ограниченно годным к военной службе (категория "В") и зачислении в запас.

07 декабря 2017 г. Мамедов А.И-о обратился в военкомат с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования, предоставив медицинские документы, свидетельствующие, по его мнению, об отсутствии заболеваний, и изменения категории годности к военной службе, однако ему было в этом отказано.

Допрошенный свидетель Ж. <данные изъяты> подтвердила, что ей поступило указание о том, что не выписывать направление на Мамедова для повторного освидетельствования, что подтверждает отказ ответчика в направлении на повторное освидетельствование.

Порядок отбора кандидатов из числа граждан на военную службу по контракту урегулирован статьей 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, в соответствии с которой граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту, должны подать соответствующее заявление с необходимыми документами, а военный комиссар в течение месяца дает указание о проведении медицинского освидетельствования кандидата.

В силу предписаний части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в том числе по состоянию здоровья, выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Из взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58, пункта 1 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы, целью которой является определение годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).

Отказ военного комиссариата в проведении повторного медицинского освидетельствования нарушает права Мамедова А.И-о, поскольку для поступления на военную службу по контракту и на службу в правоохранительные органы требуется медицинское заключение о годности к службе.

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе).

Граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 23, пункты 1 и 4 статьи 52 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение).

Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

В соответствии с пунктом 69 Положения Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Исходя из содержания пунктов 84 и 85 Положения граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Организация освидетельствования таких граждан возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.

Таким образом, на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, а также граждан, поступающих на приравненную службу.

При этом действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Доводы представителя ответчика Гурко о том, что Мамедов не подлежит повторному освидетельствованию, т.к. освидетельствование проводится только до достижения возраста 27 лет, суд признает не состоятельными, как не основанными на законе.

Как следует материалам дела, Мамедов прошел обследование в областном государственном казенном учреждении здравоохранения «Иркутская клиническая психиатрическая больница», которое выдало консультативное заключение о том, что оснований для ранее постановленного диагноза «<данные изъяты>» не имеется.

Данное заключение сделано на основании предоставленных Мамедовым исследований, выполненных ГАУЗ Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко г. Улан-Удэ, согласно которому имеется заключение о том, что у Мамедова <данные изъяты>

Из указанного следует, что на момент обращения Мамедова с заявлением о проведении повторного освидетельствования изменилось его состояние здоровья, что являлось основанием для направления его на повторное медицинское освидетельствования с целью определения категории годности к военной службе.

Доводы представителя ответчика Имескеновой, изложенные в письменном отзыве, о том, что предоставленные медицинские документы о состоянии здоровья Мамедова не подтверждают изменение состояния здоровья Мамедова, суд признает не состоятельными, т.к. такие выводы может сделать только врачебно-военная комиссия после проведенного повторного освидетельствования.

Не состоятельны доводы представителя Имескеновой о том, что повторное медицинское освидетельствование Мамедова проводилось, т.к. в суд данные документы ответчиком не предоставлялись.

В силу положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из личного дела Мамедова следует, что последнее медицинское освидетельствование проводилось в 26.06.2009 г. После проведенного медицинского освидетельствования Мамедов проходил обследование, которое подлежит оценке соответствующей врачебно- военной комиссией.

Согласно п. 8 Положения, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.

Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.

В силу п. 9 того же Положения, для проведения освидетельствования граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), военного комиссара выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.

Из указанных положений следует, что Мамедов мог обжаловать заключение военно-врачебной комиссии, однако до настоящего времени данное заключение ему не было представлено.

Кроме того, суд признает, что, если и проводилось медицинское освидетельствование Мамедова 17 мая 2016 г.,     то на дату обращения с заявлением о проведении повторного освидетельствования 07.12.2017 г., Мамедов предоставил ответчику медицинские документы, согласно которым ранее установленный диагноз был отменен, следовательно, он подлежат повторному медицинскому освидетельствованию с целью с целью определения категории годности к военной службе.

Более того, с момента освидетельствования прошло более года, что по смыслу п. 8 Положения предоставляет право на повторное освидетельствование.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Мамедова А.И-о. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Военного комиссариата Республики Бурятия, Военного комиссариата г. Северобайкальск, Северо-Байкальского и Муйского районов Республики в проведении повторного медицинского освидетельствования Мамедова А.И.о. с целью определения категории годности к военной службе.

Возложить обязательства на Военный комиссариат Республики Бурятия, Военный комиссариат г. Северобайкальск, Северо-Байкальского и Муйского районов Республики по организации повторного медицинского освидетельствования Мамедова А.И.о.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Решение в окончательной форме принято 16.11.2018 г.

Председательствующий судья:                         Е.Н.Казакова

2а-1146/2018 ~ М-1152/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мамедов Абиль Илхам Оглы
Ответчики
Военный комиссариат г. Северобайкальск, Северо-Байкальского и Муйского районов РБ
Военный комиссариат Республики Бурятия
Суд
Северобайкальский городской суд
Судья
Казакова Евгения Николаевна
23.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
26.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2018[Адм.] Судебное заседание
12.11.2018[Адм.] Судебное заседание
16.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2019[Адм.] Дело оформлено
26.06.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее