Судья Низова Ю.Е. Дело № 33-525/2021
Дело № 2-1013/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2021 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Олиярник Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куриленко Снежаны Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетней Куриленко Алеси Алексеевны, к Администрации города Нягани о признании решения незаконным,
по апелляционной жалобе Куриленко С.С. на решение Няганского городского суда от 07.10.2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения представителя ответчика Подливахиной Т.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Куриленко С.С., действующая в интересах несовершеннолетней (ФИО)1, обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что (ФИО)1 зарегистрирована и проживает в вагоне (номер), расположенном по (адрес), включенном в реестр приспособленных для проживания строений, подлежащих расселению. Решением ответчика (ФИО)1 была признана участником Мероприятия 5 Подпрограммы 18 «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: ПМК-7 муниципального образования город Нягань» муниципальной программы, утвержденной Постановлением администрации города Нягани № 3545 от 08.11.2018 года. 23.04.2020 года выдано гарантийное письмо на предоставление субсидии в соответствии с Положением о порядке реализации Мероприятия 5. Решением ответчика № 551/20 от 03.06.2020 года, в связи с принятием апелляционного определения суда ХМАО-Югры от 21.05.2020 года, отменено решение о признании (ФИО)1 участником Мероприятия 5 № 428/20 от 20.04.2020 года и отозвано выданное ей гарантийное письмо, на основании абз.8 п.2.7 Мероприятия 5 (ФИО)1 отказано в признании участником Мероприятия 5 в связи с тем, что строение, приспособленное для проживания, где зарегистрирован несовершеннолетний ребенок (дети), не расселяется (не расселялось) в рамках Мероприятия 1 или 3 Подпрограмм муниципальной программы. С решением ответчика истец не согласна. Считает положение муниципальной программы о том, что Мероприятие 5 реализуется во взаимосвязи с Мероприятиями 1 и 3, противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку каждому участнику мероприятия должны быть гарантированы равные права. Кроме того, муниципальная программа не содержит указанного в оспариваемом решении основания для отказа. Просит: признать незаконным решение ответчика № 551/20 от 03.06.2020 года об отмене решения в признании граждан участниками Мероприятия 5 (ФИО)1; обязать ответчика признать (ФИО)1 участником Мероприятия 5 муниципальной программы муниципального образования город Нягань «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань» (утв. Постановлением Администрации города Нягани № 3545 от 08.11.2018 года).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Куриленко С.С., действующая в интересах несовершеннолетней (ФИО)1, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Полагает, положение муниципальной программы о том, что Мероприятие 5 реализуется во взаимосвязи с Мероприятиями 1 и 3, противоречит Конституции Российской Федерации. Снятие с участия в программе нарушило жилищные права ребенка. (ФИО)1 отвечает всем требованиям участника муниципальной программы. Принятое судом основание для отмены решения о признании участником Мероприятия 5 не соответствует содержанию п.2.7. Оспариваемое решение принято в связи с отменой решения суда по делу, участником которого (ФИО)1 не являлась. Указывает на отсутствие информации о рассматриваемом изменении Постановления Администрации города Нягани № 3545 от 08.11.2018 года на официальном сайте. Полагает, из п.1.3 Положения о порядке реализации Мероприятия 5 Подпрограмм следует, что несовершеннолетний ребенок может самостоятельно участвовать в муниципальной программе.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик Администрация города Нягань и третье лицо Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указывают на законность и обоснованность решения суда, просят оставить его без изменения.
Проверив материалы дела на основании ч.1 ст.327.1. ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что Постановлением Администрации города Нягани № 3545 от 08.11.2018 года утверждена муниципальная программа муниципального образования город Нягань «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань» (далее - муниципальная программа).
Согласно паспорту муниципальной программы, одним из этапов предусмотрено завершение реализации в 2019-2020 годах адресной целевой программы по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: ПМК-7 муниципального образования (адрес) (Подпрограмма 18).
В соответствии с решением Думы г.Нягани № 198 от 22.12.2017 «О дополнительных мерах социальной поддержки несовершеннолетних детей, родившихся с 01.01.2012 года и зарегистрированных совместно с родителями (усыновителями) в приспособленных для проживания строениях» разработано Положение о порядке реализации Мероприятия 5 Подпрограмм муниципальной программы - «дополнительные меры социальной поддержки несовершеннолетних детей, родившихся с 01.01.2012 и зарегистрированных совместно с родителями (усыновителями) в приспособленных для проживания строениях» (Приложение 5 к муниципальной программе, далее – Положение). Положение определяет размер, порядок и условия предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии за счет средств бюджета города Нягани несовершеннолетним детям, родившимся с 01 января 2012 года, не имеющим жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации и зарегистрированным совместно с родителями (усыновителями) в приспособленных для проживания строениях, включенных в муниципальную программу муниципального образования город Нягань «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань».
Как следует из материалов дела, несовершеннолетняя (ФИО)1, 2017 года рождения, зарегистрирована по месту жительства в вагоне (номер), расположенном по (адрес), включенном в реестр приспособленных для проживания строений.
Решением Няганского городского суда от 22.01.2020 года было постановлено: признать незаконным решение Администрации г.Нягани от 22.11.2019 года об отказе в признании участниками Мероприятия 1 (ФИО)2 и (ФИО)3 (дедушку и бабушку (ФИО)1), возложить на Администрацию г.Нягани обязанность признать (ФИО)2 и (ФИО)3 участниками Мероприятия 1 вышеуказанной муниципальной программы.
На основании соответствующего заявления ее законного представителя от 27.03.2020 года и представленных документов, решением ответчика (ФИО)1 была признана участником Мероприятия 5 Подпрограммы 18 «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: ПМК-7 муниципального образования город Нягань» вышеуказанной муниципальной программы.
23.04.2020 года ответчиком было оформлено Гарантийное письмо на предоставление (ФИО)1 субсидии.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.05.2020 года вышеуказанное решение суда в части признания незаконным решения Администрации г.Нягани от 22.11.2019 года и возложении на Администрацию г.Нягани обязанности признать (ФИО)2 и (ФИО)3 участниками Мероприятия 1 вышеуказанной муниципальной программы было отменено. В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (ФИО)2 и (ФИО)3
В связи с принятием указанного апелляционного определения, на основании абз.8 п.2.7. Мероприятия 5, Решением ответчика № 551/20 от 03.06.2020 года было постановлено отменить решение о признании (ФИО)1 участником Мероприятия 5 Программы № 428/20 от 20.04.2020 года, отозвать гарантийное письмо от 23.04.2020 года.
Не согласившись с таким решением ответчика, Куриленко С.С. в интересах несовершеннолетней дочери (ФИО)1 обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены по доводам жалобы.
Согласно п.«ж» и «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (в частности, определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О, от 26 мая 2011 г. № 695-О-О и др.).
Таким образом, условия предоставления указанных социальных выплат, включая определение их получателей, устанавливаются федеральным законодателем, Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации в рамках их компетенции.
Согласно паспорту рассматриваемой муниципальной программы, основанием принятия решения об ее разработке явилось Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 года № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».
Как следует из п.1.1. вышеуказанного Положения, оно реализуется во взаимосвязи с Мероприятиями 1, 3 муниципальной программы.
Согласно абз.8 п.2.7. Положения, с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации города Нягани № 465 от 11.02.2019 года, основанием для отказа в признании участником Мероприятия 5 является, в частности, если строение, приспособленное для проживания, где зарегистрирован несовершеннолетний ребенок (дети), не расселяется (не расселялось) в рамках Мероприятия 1 и 3 Подпрограмм настоящей муниципальной программы.
Вопреки доводам жалобы, приведенные нормы Программы в спорный период уже действовали. Соответствующие постановления Администрации города Нягани в установленном порядке размещены в сети интернет на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования города Нягани (http://www.admnyagan.ru/?page=normativnie_akti/ postrasp.php&type_doc=2&y=2019&m1=6&m2=-1).
Как следует из материалов дела, никем не оспаривалось и по правилам ст.56 ГПК РФ доказательствами не опровергнуто, строение, по адресу которого зарегистрирована (ФИО)1, не расселяется (не расселялось) в рамках Мероприятия 1 и 3 Подпрограмм муниципальной программы. Члены семьи (ФИО)1, с учетом вышеуказанного апелляционного определения, вступившего в законную силу, участниками таких Мероприятий не признавались.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в соответствии с нормами Программы отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Подлежащие применению при разрешении настоящего спора нормы Программы в установленном порядке не были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, незаконными и не отменены, поэтому доводы жалобы о несогласии с ними подлежат отклонению.
Доводы жалобы повторяют позицию, изложенную в исковом заявлении, которой судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка. На требованиях закона и имеющихся доказательствах такие доводы не основаны, правильность вывода суда по существу спора не опровергают, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Няганского городского суда от 07.10.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.