Решение по делу № 2-4803/2022 от 29.09.2022

50RS0033-01-2022-007733-90

№ 2-4803/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2022 года г.Орехово-Зуево

Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Андреевой В.Е.,

при секретаре Лифановой Е.М.,

с участием истца Андреева О.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреева ФИО12 к Администрации Орехово-Зуевского городского округа о признании незаконным отказа в постановке многодетной семьи на учет и обязании поставить многодетную семью на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Андреев О.Н. обратился в суд с административным иском к Администрации Орехово-Зуевского городского округа о признании незаконным решения Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 13 мая 2022 г. № 1787 об отказе в постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка; возложении обязанности на Администрацию Орехово-Зуевского городского округа Московской области поставить многодетную семью Андреевых на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.

Впоследствии на основании определения Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 03.11.2022 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец Андреев О.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что его семья является многодетной и имеет право на бесплатное получение земельного участка. Более 5 лет он проживает на территории Московской области.

Ответчик представитель Администрации Орехово-Зуевского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца, заслушав показания свидетелей, оценив представленные доказательства по правилам, предусмотренным ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подп. 6 и 7 ст. 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подп. 6 и 7 ст. 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

Условия, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории Московской области определены Законом Московской области от 01.06.2011 г.№ 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (далее - Закон).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного выше Закона ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет (далее - заявление о постановке на учет).

Из материалов дела следует, что семья Андреевых является многодетной (дочь – Романова В.М., сын – Андреев А.О., сын – Андреев К.О.).

04.04.2022 г. Андреева А.В. (супруга Андреева О.Н.), зарегистрированная по адресу: Московская область, г.Орехово-Зуево, ул.Иванова, д.3, кв.10, обратилась в Администрацию Орехово-Зуевского городского округа с заявлением о постановке многодетной семьи на учет с целью предоставления земельного участка.

Решением Администрации Орехово-Зуевского городского округа от 13.05.2022 г. № 1797 (п.2.2.1) в постановке многодетной семьи Андреевых на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка отказано по тем основаниям, что на момент подачи заявления супруг Андреевой А.В. менее пяти лет проживает на территории Московской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые не сняты с учета по основаниям, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, и отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления о постановке на учет: 1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; 2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет; 3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области; 4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области; 5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области; 6) члены многодетной семьи не производили на территории Российской Федерации отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона; 7) члены многодетной семьи не стоят на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом в органе местного самоуправления другого городского округа Московской области.Основанием к отказу многодетной семьи Андреевых на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка послужило то обстоятельство, что Андреев О.Н. зарегистрирован на территории Московской области с 27.02.2018 г., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.25).

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон N 5242-1).

По смыслу названного Закона посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.

Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Такими данными, исходя из положений ст. 2 Закона № 5242-1, признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона № 5242-1 местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).

В силу ч. 2 ст. 3 Закона № 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 2 июня 2011 г. N 11-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).

Из изложенного следует, что законодательство в сфере регистрационного учета граждан в Российской Федерации не закрепляет определенного приоритета

регистрации по месту жительства перед регистрацией по месту пребывания.

    Андреев О.Н. и Романова А.В. 03.08.2013 г. заключили брак, что подтверждается свидетельством о регистрации брака.

В подтверждении того, что Андреев О.Н. проживает на территории Московской области более 5 лет, им представлены:

- договор аренды жилого помещения от 17.05.2017 г. по адресу: г.Электроугли, ул.Парковская, д.51 (л.д.48-50);

- справка о том, что Андреев А.О., сын Андреева О.Н., с 01.08.2018 г. по 31.08.2022 г. посещал дошкольное учреждение, являющееся структурным подразделением МБОУ «ЦО № 33», расположенное по адресу: <адрес> (л.д.46);

- справка от ГБУЗ «Ногинская центральная районная больница» о том, что Андреев А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын Андреева О.Н.), с рождения наблюдается в детской поликлинике г.Электроугли по настоящее время (л.д.47).

Свидетель Романов В.А. в судебном заседании показал, что Андреев О.Н. – это его зять, который в ДД.ММ.ГГГГ г. проживал по адресу: <адрес>.

Свидетель Романова А.В. в судебном заседании показала, что Андреев О.Н. – это ее зять. С ДД.ММ.ГГГГ г. она проживала по адресу: <адрес>. С этого момента Андреев О.Н. вместе с семьей проживал по данному адресу.

Учитывая совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что Андреев О.Н. проживает на территории Московской области более 5 лет. Соответственно, требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    

    Исковые требования Андреева ФИО13 удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 13 мая 2022 года № 1787 (п.2.2.1) об отказе в постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.

    На Администрацию Орехово-Зуевского городского округа Московской области возложить обязанность поставить многодетную семью Андреевых на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Андреева В.Е.

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2022 года.

2-4803/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андреев Олег Николаевич
Ответчики
Администрация Орехово-Зуевского городского округа
Суд
Орехово-Зуевский городской суд Московской области
Судья
Андреева Виктория Евгеньевна
Дело на странице суда
orehovo-zuevo.mo.sudrf.ru
29.09.2022Регистрация административного искового заявления
30.09.2022Передача материалов судье
30.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2022Предварительное судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
03.11.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
24.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Судебное заседание
21.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2022Дело оформлено
02.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее