Решение по делу № 2-249/2024 (2-1881/2023;) от 16.11.2023

Дело № 2-249/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2024 года Республика Татарстан, г. Лаишево

Лаишевский районный суд Республики Татарстан

под председательством судьи Мансурова А.А.,

при секретаре судебного заседания Шаметкиной А.В.,

с участием истца Сердюк Е.Ю., ее представителя Ахметова Б.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Сердюк Е. Ю. к Арсютову А. Н. о признании лица фактическим воспитателем военнослужащего и взыскании единовременных и страховых выплат,

УСТАНОВИЛ:

Сердюк Е.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением Арсютову А.Н. о признании лица фактическим воспитателем военнослужащего и взыскании единовременных и страховых выплат.

В обоснование исковых требований автор указал, что истец является родной сестрой военнослужащего Арсютова Г. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. У Арсютова Г.А. есть родной отец Арсютов А.Н. (далее по тексту также – ответчик), который приходится истцу отчимом. В ДД.ММ.ГГГГ Арсютов Г.А. вступил в ряды добровольцев СВО. ДД.ММ.ГГГГ в ходе наступательных действий в районе населенного пункта Чернопоповка Луганской Народной Республики Арсютов Г.А. погиб. Родная мать истца и погибшего - Арсютова Л. З. умерла ДД.ММ.ГГГГ. До смерти Арютовой Л.З. все члены проживали в одной квартире в <адрес>. Как указывает истец, Арсютов А.Н. и Арсютова Л.З. в период совместно проживания в <адрес> не работали, злоупотребляли спиртными напитками, вели антисоциальный образ жизни. При этом Сердюк Е.Ю. в данный период времени ухаживала за Арсютовым Г.А., оплачивала за коммунальные услуги, несла иные траты, связанные с обеспечением всей семьи и ребенка.

После смерти матери, в ДД.ММ.ГГГГ Арсютов Г.А. уехал жить в <адрес> Республики Татарстан. В ДД.ММ.ГГГГ года Арсютов А.Н. также переезжает в <адрес>, где проживает совместно с Арсютовым Г.А. В ДД.ММ.ГГГГ года после окончания братом средней школы, Сердюк Е.Ю. перевезла Арсютова Г.А. для проживания в <адрес>, где было оформлено попечительство над ним, а также взысканы с Арсютова А.Н. алименты на содержание погибшего. Далее Сердюк Е.Ю. полностью содержала брата, заботилась о нем как о полноценном члене своей семьи.

В связи с вышеизложенным, истец просил суд:

- признать истца фактически воспитавшей и содержавшей военнослужащего Арсютова Г. А., погибшего в период прохождения военной службы, в течение не менее 5 (пяти) лет до достижения и совершеннолетия (фактическим воспитателем);

- взыскать с Арсютова А. Н. в пользу истца половину полученных выплат, а именно выплату единовременного пособия согласно 306-ФЗ в размере 2 348 797 (два миллиона триста сорок восемь тысяч семьсот девяносто семь) рублей 17 копеек, страховую выплату в соответствии с государственным контрактом в размере 1 565 864 (один миллион пятьсот шестьдесят пять тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рубля 78 копеек, а также единовременное пособие в соответствии с Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г в размере 2 500 000 (два миллиона пятьсот тысяч) рублей.

В судебном заседании истец Сердюк Е.Ю. и ее представитель Ахметов Б.С. исковые требования поддержали по изложенным в нем основаниям.

Ответчик Арсютов А.Н. и ее представитель Юфимова Е.А. в суд не явились, извещены. Представитель ответчика в суд направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. Ранее в судебных заседаниях полагали необходимым отказать в удовлетворении исковых требований. Суду показали, что Арсютов А.Н. всегда работал, аморальный образ жизни не вел, заботился об Арсютове Г.А., выплаченные денежные средства полагаются ему как родному отцу.

Представитель Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Российской Федерации <адрес>» в суд не явился, извещен. В суд направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ПАО СК «Росгосстрах» в суд не явился, извещен. В суд представил пояснения по делу, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители третьих лиц - Министерство обороны Российской Федерации, Войсковая часть , АО "СОГАЗ", нотариус <адрес> Туремханова А.Т., отдел опеки и попечительства <адрес>, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в суд не явились, извещены. Какие-либо ходатайства в суд не направили.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации".

В силу положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).

Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ).

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ).

В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации") и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98 установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

С ДД.ММ.ГГГГ данный пункт действует в новой редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 355, согласно которой текст пункта дополнен указанием на то, что при отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.

Получение единовременных выплат, установленных данным указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98).

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 315-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 315-ФЗ) пункт 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ о выгодоприобретателях по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица дополнен абзацем восьмым следующего содержания: "лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 315-ФЗ данный федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования - ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 4 части 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, к членам семьи военнослужащего, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими военнослужащего в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактические воспитатели).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате, в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих, в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ, подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 - 4 статьи 67 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалами дела установлено, что истец является родной сестрой военнослужащего Арсютова Г. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

У Арсютова Г.А. есть родной отец Арсютов А.Н. (ответчик). Родная мать истца и погибшего - Арсютова Л. З. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

До смерти Арютовой Л.З. все члены проживали в одной квартире в <адрес>.

Многочисленными квитанциями подтверждается, что Сердюк Е.Ю. погашала образовавшуюся задолженность по коммунальным платежам.

После смерти матери, в ДД.ММ.ГГГГ Арсютов Г.А. уехал жить в <адрес> Республики Татарстан. В ДД.ММ.ГГГГ Арсютов А.Н. также переезжает в <адрес>, где проживает совместно с Арсютовым Г.А.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Гимназия <адрес>» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Арсютов Г.А. обучался в данном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (окончил 9 классов).

В ДД.ММ.ГГГГ после окончания братом средней школы, Сердюк Е.Ю. перевезла Арсютова Г.А. для проживания в <адрес>.

Согласно нотариально заверенного заявления от ДД.ММ.ГГГГ Арсютов А.Н. дал согласие на оформление попечительства Сердюк Е.Ю. над несовершеннолетним Арсютовым Г.А., а также согласие сопровождать его в поездке из пункта р.<адрес> Республики Татарстан до пункта <адрес> Республики Казахстан и нести ответственность за его жизнь и здоровье.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Сердюк Е.Ю. назначена попечителем несовершеннолетнего Арсютова Г.А.

Судебным приказом председателя 26 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Арсютова А.Н. взысканы алименты в размере <данные изъяты> доли всех видов заработной платы (дохода) в пользу Сердюк Е.Ю. на содержание Арсютова Г.А. начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Лаишевского РОСП ГУ ФССП по Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о взыскании алиментов на основании вышеуказанного судебного приказа.

Согласно выписке по счету Байконурского филиала ОАО «Фондсервисбанк» Сердюк Е.Ю. производились отчисления алиментных обязательств от Арсютова А.Н.

Согласно справке ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Арсютов А.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исправно платил алименты в пользу Сердюк Е.Ю. в размере <данные изъяты> от дохода.

Таким образом, суд приходит к убеждению о том, что Арсютов А.Н. в полной мере исполнял свои алиментные обязательства перед ребенком.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует запись государственной регистрации акта о заключении брака в отношении Арсютова Г.А. Суд приходит к убеждению о том, что иные близкие родственники у погибшего отсутствуют.

Согласно выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ Арсютов Г.А. зачислен в списки личного состава 31 отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады (войсковая часть 73612).

Согласно свидетельства о смерти Арсютов Г.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. Место смерти указано: Российская Федерации, Луганская Народная Республика, Чернопоповка.

Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ Арсютов Г.А. исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в связи со смертью.

Согласно платежному поручению ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ» Арсютову А.Н. выплачена страховая сумма в размере 3 131 729,56 руб. (с учетом индексации).

Согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ» Арсютову А.Н. выплачено единовременное пособие в сумме 4 697 594,34 руб. (с учетом индексации).

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к убеждению о том, что исковые требования Сердюк Е.Ю. подлежат полному отказу в удовлетворении. К такому выводу суд приходит из следующего.

Так, Арсютов Г.А. родился ДД.ММ.ГГГГ. До смерти своей матери, а именно ДД.ММ.ГГГГ, погибший проживал в полной семье, а именно: отец, мать, сестра. Семья проживала в одной квартире, доказательств того, что Арсютов Г.А. в указанное время продолжительное время проживал отдельно от родителей совместно с истцом суду не представлено.

После смерти матери Арсютов Г.А. проживал совместно с отцом в <адрес>, где окончил Гимназию в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ погибший переехал жить в <адрес> к истцу.

Таким образом, фактически, Арсютов Г.А. с момента рождения и ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал со своим отцом Арсютовым А.Н.

Доводы истца о том, что в тот момент, когда семья проживала в <адрес>, только она материально содержала ребенка, приносила в дом еду, водила в садик и в школу, оплачивала долги по коммунальным услугам, в связи с чем она единственная осуществляла воспитание и уход за погибшим, суд отвергает. К такому выводу суд приходит из того, что в данном случае низкое благосостояние родителей ребенка не может быть признано судом обстоятельством к удовлетворению иска. Тот факт, что Сердюк Е.Ю. водила ребенка в садик и в школу судом признается как сестринское воспитание, при этом такой уход за ребенком не может быть признан судом фактом, что только она осуществляла соответствующие уход и воспитание.

Кроме того, доводы о том, что Арсютов Г.А. вел аморальный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками, не приносил домой денежные средства, материально не обеспечивал семью, опровергаются электронной выпиской из трудовой книжки Арсютова Г.А., согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и далее последний осуществлял трудовую деятельность. Трудовая деятельность прерывается на незначительные сроки – максимум на 1,5 месяца.

Также в подтверждение доводов истца о том, что Арсютов Г.А. злоупотреблял спиртными напитками, материалы дела не содержат сведений о том, что последний страдал алкоголизмом, при этом на учете у врача нарколога не состоял, в настоящее время не состоит, доказательств обратного суду не представлено.

Более того, согласно служебной характеристики Арсютов А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в Государственной противопожарной службе ГУ МЧС по <адрес>, то есть практически с момента возвращения в <адрес>. За период службы зарекомендовал себя с положительной стороны, дисциплинированным и исполнительным сотрудником.

Арсютов Г.А. родительских прав не лишен, в них не ограничивался. Сведений о том, что последний привлекался к уголовной или административной ответственности в связи с ненадлежащим уходом за ребенком материалы дела не содержат.

Как в исковом заявлении, так и в ходе судебного разбирательства Сердюк Е.Ю. не оспаривала правомерность выплаченных сумм Арсютову А.Н. в связи со смертью Арсютова Г.А. Она не ставит под сомнение родительские права отца над ребенком. Истец просил взыскать половину выплаченных сумм, так как по ее мнению, она является фактическим воспитателем погибшего.

При этом суд признает факт, что после переезда в <адрес> Арсютов Г.А. находился на попечении Сердюк Е.Ю., то есть с 16 лет до 18 лет – почти 2 года. То есть, на протяжении почти 2 лет Сердюк Е.Ю. являлась фактическим воспитателем Арсютова Г.А. При этом Арсютов А.Н. выплачивал алименты на содержание ребенка. В суд не представлено доказательств о том, что последний имеет задолженность, при этом фактически не исполнял данную обязанность.

Однако, как было указано выше, статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 315-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" четко предусмотрено, что лицо (фактический воспитатель) обязано воспитывать и содержать военнослужащего в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия.

В настоящем споре подлежит применению именно данное положение, в котором чётко определён срок воспитания и содержания несовершеннолетнего.

Также доводы о том, что Арсютов А.Н. не проявлял должной заботы о своем сыне, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не заботился о здоровье своего ребенка, не предпринимал действий для участия в его воспитании и развитии, не могут быть приняты судом. Так, на протяжении 16 лет отец постоянно проживал с сыном, доказательств не исполнения в данной части родительских обязанностей в суд не представлено.

Доводы Сердюк Е.Ю. о том, что сам Арсютов Г.А. не относился к Арсютову А.Н. как отцу, о чем свидетельствует почтовая переписка во время срочной службы погибшего с истцом о том, что возможно прекращение общение с отцом, а также то обстоятельство, что Арсютов Г.А. в личном деле не указал отца как родственника, а лишь умершую мать и истца, суд отвергает. К такому выводу суд приходит из того, что данное обстоятельство является субъективным мнением погибшего. Стоит также отметить, что данная переписка и отметка в личном деле произведены во время срочной службы, то есть уже в совершеннолетнем возрасте Арсютова Г.А., а не в спорный период времени, то есть в несовершеннолетнем возрасте, соответственно безусловным основанием для удовлетворения иска данные доводы служить не могут.

Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Сердюк В.В., Серафимовой Н.Н., Досанов Е.Ш., а также многочисленные приложенные к материалам дела объяснения лиц о том, что Сердюк Е.Ю. осуществляла уход и воспитание за погибшим, не опровергают вышеизложенные выводы суда, в связи с чем не могут быть положены в основу решения. Кроме того, данные показания и приложенные объяснения полностью соответствуют позиции истца. При этом доказательств о том, что Арсютов А.Н. ненадлежащим образом осуществлял свои родительские обязанности, опровергающие доводы суда, не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сердюк Е. Ю. к Арсютову А. Н. о признании лица фактическим воспитателем военнослужащего и взыскании единовременных и страховых выплат, отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Судья А.А. Мансуров

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и направлено сторонам.

2-249/2024 (2-1881/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Сердюк Елена Юрьевна
Ответчики
Арсютов Александр Николаевич
Другие
отдел опеки и попечительства Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
ФКУ "Военный комиссариат РФ г.Байконур"
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации
нотариус г.Байконур Туремаханова Алтынкуль Теньгебаевна
ПАО СК Росгосстрах
Министерство Обороны РФ
АО "Согаз"
Суд
Лаишевский районный суд Республики Татарстан
Судья
Мансуров Анис Анварович
Дело на странице суда
laishevsky.tat.sudrf.ru
16.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2023Передача материалов судье
17.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2023Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее