Дело №2-3692/2024
16RS0046-01-2024-008361-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2024 года г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Казаковой Л.Д.
при секретаре судебного заседания Гариповой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коньковой Виктории Максимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
Конькова В.М. обратилась в суд с иском к ОСФР по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, указав в обоснование требований, что истица является матерью двоих детей ФИО2 ... г.р., гражданство: ФИО1 и ФИО10 ... г.р., место рождения: ... ..., ... гражданство: ФИО1, приобрела гражданство Российской Федерации на основании ст. 14, ч. 6, п «а» Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от ....
... истица направила заявление в ОСФР по РТ о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
... ОСФР по РТ принято решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка - МубадЯсминыРагаб, ... г.р. в связи тем, что у истца, ФИО4, отсутствует право на дополнительные меры государственной поддержки, так как её ребенок, ФИО11, не приобрела гражданство ФИО1 Федерации по рождению.
... истица направила обращение в ОСФР по РТ о признании решения ОСФР по РТ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка незаконным.
... ответчик направил ответ ... в котором указано, что ФИО12, ... г.р., является гражданином Российской Федерации в результате приема в гражданство в упрощенном порядке. Однако гражданство РФ приобретено не по рождению. В связи с этим Отделение СФР по РТ отказало истцу в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В переводе свидетельства о рождении ФИО13 выданного компетентным органом иностранного государства консульским отделом проставлена отметка о приобретении гражданства РФ на основании п.п. «а» ч.б ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ.
Право на материнский (семейный) капитал возникло с момента рождения второго ребенка -ФИО14(... г.р.), то есть до момента внесения изменения в статью 3 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» вступившим в силу с ..., где говорится, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению, у лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день рождения ребенка.
На момент приобретения гражданства Российской Федерации ФИО15 ... г.р., действовали: Федеральный закон №256-ФЗ от ... «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Федеральный закон от ... № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №256-ФЗ от ...г. право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ... № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», действовавшего до ..., гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
К иным основаниям относится - прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при наличии гражданства Российской Федерации на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого закон связывает возникновение этого права.
В 2018 ... закон от ... № 256-ФЗ был дополнен пояснительной запиской, уравнивающей права российских граждан по рождению и граждан РФ, которые приобрели гражданство иным путем: «Согласно статье 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом от ... № 62-ФЗ, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Таким образом, приобретая гражданство Российской Федерации, граждане имеют право на получение социальной поддержки, в том числе при рождении и воспитании детей».
Следовательно, после приема женщины и ее детей в гражданство РФ у семьи возникает право на материнский капитал. Российское гражданство должно быть в наличии на момент обращения в Пенсионный фонд РФ с заявлением о выдаче сертификата.
Также в соответствии со ст., 38, 67.1 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. При этом уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка свидетельствует о грубом нарушении прав и законных интересов ребенка и матери и показывает, что государство не предоставляет должной защиты материнству, детству и семье.
В соответствии с вышеизложенным, истец считает отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка - ФИО16, ....р. неправомерным решением.
На основании изложенного истец просит признать решение ОСФР по РТ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка незаконным, обязать ответчика выдать истцу государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению, у следующих лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день рождения ребенка, независимо от их места жительства:
1)женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в редакции, действовавшей до 01.01.2024 года право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
В силу п. «а» ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ
(ред. от 28.12.2022) "О гражданстве Российской Федерации", действовавшего до 26.10.2023 года, с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ребенка и недееспособного лица, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, вправе обратиться:
а) один из родителей ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации, при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ... истец КоньковаВ.М. обратилась в ОСФР по РТ с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением 2-го ребенка ФИО17, ... г.р.
С заявлением представлены свидетельства о рождении детей:
- ФИО2, ... г.р.;
- ФИО18 ....р.
Согласно представленного ФИО4 свидетельства о рождении ФИО19, ... г.р., выданного компетентным органом иностранного государства, консульским отделом проставлена отметка о приобретении гражданства РФ на основании п. «а» ч. 6 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ.
... Отделением СФР по РТ принято решение ... об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что ребенок МубадЯсминыРагаб, ... г.р., не приобрела гражданство РФ по рождению.
Из выписки на копии свидетельства о рождении ФИО20 ... года рождения, следует, что она является гражданкой Египта по рождению, а гражданство Российской Федерации приобрела ... на основании п «а» ч. 6 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 года.
Оценивая действия ответчика, суд находит их законными и основанными на выше приведенных нормоположениях, поскольку как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении Конституционного Суда РФ от ... N 2110-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО3 на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", закрепляя в части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право женщин, родивших второго ребенка или последующих детей после 1 января 2007 года, на дополнительные меры государственной поддержки, законодатель не уточняет основания приобретения детьми гражданства Российской Федерации. Однако это не свидетельствует о неопределенности правового регулирования в указанной части и его противоречивости. Из анализа указанного законоположения в системной связи с иными предписаниями названного Федерального закона (в частности, преамбулой и частью 7 статьи 3, согласно которой право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей) следует, что законодатель, исходя из целей установления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки не только факт рождения женщиной - гражданкой Российской Федерации - второго, третьего ребенка или последующих детей, но и наличие у них со дня рождения гражданства Российской Федерации.
Этот вывод подтверждается и содержанием статьи 4 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также пункта 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) (утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 октября 2011 года N 1180н), которые устанавливают, что при обращении за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал должны быть представлены документы, подтверждающие сведения о принадлежности к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки.
Придание факту наличия у ребенка со дня рождения гражданства Российской Федерации значения необходимого условия для приобретения права на дополнительные меры социальной защиты, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, не может быть признано произвольным, поскольку оно обусловлено как положениями Конституции Российской Федерации, так и целями принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".Отсутствие у женщин, являющихся гражданами Российской Федерации, чьи дети при рождении приобрели гражданство иного государства, а соответственно, и право на получение соответствующих мер социальной защиты, гарантируемых этим государством, возможности получения дополнительных мер государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала не может расцениваться как несовместимое с предписаниями положений статей 38 и 39 Конституции Российской Федерации, а также равенством всех перед законом и судом и равенством прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2). Принцип равенства, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (определения от 20 октября 2005 года N 392-О, от 24 января 2008 года N 40-О-О, от 15 апреля 2008 года N 263-О-О и др.).
Таким образом, поскольку для приобретения права на материнский (семейный) капитал необходимо наличие у первого и второго ребенка гражданства Российской Федерации со дня рождения, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст.98, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Коньковой Виктории Максимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Вахитовский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме
принято 23.05.2024 года
...
...
Судья Казакова Л.Д.