Решение по делу № 2-2109/2017 от 11.10.2017

Дело № 2-2109/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута Республики Коми 01 ноября 2017 года

Воркутинский городской суд Республики Коми РФ

в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Муравьевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева Виктора Ивановича к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте о перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л:

истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании включить в общий трудовой стаж период с 16.12.1992 по 14.05.1993; обязать произвести перерасчёт пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,65 с 01 января 2002 года, выплатить недоплату в связи с перерасчётом пенсии с 01 января 2002 года по день рассмотрения дела в суде с учетом индексации; взыскать судебные расходы 9000,00 рублей.

В обоснование требований указано, что при расчете пенсии ответчик необоснованно исключил из общего стажа вышеуказанный период, квалифицировав его как учёба. С учетом данного периода общий трудовой стаж истца составит 35 лет, что соответствует стажевому коэффициенту 0,65.

Ответчик в отзыве на иск указывает, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение периодов обучения в страховой стаж. Период обучения истца включены в общий трудовой стаж в соответствии с со ст.91 Закона №340-1 и в соответствии с п.4 ст.30 Закона 173-ФЗ, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать. Ответчик не согласен с требованиями о взыскании индексации на индексы роста потребительских цен, также указывает о завышенном размере судебных издержек.

Истец в судебном заседании участия не принимает, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в суд своего представителя не направил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Токарев В.И. с 01.04.1997 является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. «Б» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 № 340-1 ФЗ, с 01.01.2002 досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 28 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», а с 01.01.2015 в соответствии с п.2 ч. 1 ст.32 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Согласно результатам расчета стажа на 01.01.2002 стаж истца, для определения пенсионного капитала, составил: общий трудовой стаж - 34 года 08 мес., 09 дней, стаж работы в РКС – 32 года 01 мес., 28 дней, специальный стаж по Списку № 2 13 лет 11 мес.15 дней.

В таблице трудовой деятельности оспариваемый период с 16.12.1992 по 14.05.1993 отражен как ДВСТО, т.е. учеба.

Ответчик указывает, что оспариваемый период включен в общий стаж в соответствии с со ст.91 Закона №340-1 и в соответствии с п.4 ст.30 Закона 173-ФЗ.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в общий трудовой стаж для определения расчетного размера трудовой пенсии засчитываются в том числе периоды обучения. При этом расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

При определении расчетного размера трудовой пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ периоды обучения не подлежат включению в общий трудовой стаж. Расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

Как следует из оценки пенсионных прав истца, расчётный размер трудовой пенсии определен по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом оспариваемый период не учтены при определении расчёта пенсии.

Согласно имеющейся в материалах пенсионного дела копии удостоверения № 93-0896, в оспариваемый период с 16.12.1992 по 14.05.1993 истец обучался на курсах при УКК ОВУ по профессии электрослесарь дежурный и по ремонту оборудования.

Суд считает, что квалификация ответчиком периода обучения на курсах как учеба в данном случае неправомерна, в силу следующего.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшим трудовым законодательством.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из трудовой книжки следует, что истец в период с 02.03.1992 по 24.02.2004 работал на шахте «Заполярная» ОАО «Воркутауголь» в должностях "обезличено", "обезличено", "обезличено".

В период работы истец проходил обучение с 16.12.1992 по 14.05.1993 на курсах при УКК ОВУ по профессии "обезличено".

Следовательно в период обучения на курсах за истцом сохранялось место работы и заработная плата, уплачивались страховые взнося, что в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, дает право на включение данного периода в страховой стаж.

При таких обстоятельствах, суд считает, что период обучения на курсах с 16.12.1992 по 14.05.1993 подлежит включению в общий стаж. Общая продолжительность периодов составляет: 4 мес. 29 дней.

Общий стаж истца для определения пенсионного капитала на 01.01.2002, с учетом оспариваемого периода, составляет 35 лет 01 мес., 08 дней, (34 года 08 мес., 09 дн. + 4 мес., 29 дн.) что соответствует стажевому коэффициенту 0,65.

Таким образом, ответчику надлежит установить Токареву В.И. с 01.01.2002, стажевой коэффициент по общему 0,65 и произвести перерасчет.

Принимая во внимание, что пенсия истцу выплачивается в меньшем размере, требования истца о возложении обязанности выплатить недоплату с 01.01.2002 являются обоснованными.

Истец заявляет требования об индексации невыплаченных сумм пенсии, на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.

Вместе с тем действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии в связи с перерасчетом на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.

Вместе с тем, правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением регулируются специальными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ) и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ). Согласно пункту 6 статьи 17 Закона № 173-ФЗ размер страховой части пенсии (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии), частью 6 статьи 16 и части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ индексируется (повышается, корректируется) с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Право определять коэффициент индексации, а также ее периодичность предоставлено Правительству Российской Федерации.

Порядок индексации страховой части трудовой пенсии (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии) был установлен пунктом 6 статьи 17 Закона № 173-ФЗ и определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период

Также, согласно части 6 и часть 7 Статья 16 Закона № 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке: 1) с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год; 2) c 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу. Указанная правовая позиция согласуется с определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 77-КГ15-10.

В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. № 56 утверждены Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи) устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации. С учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год Правительство Российской Федерации, реализуя в соответствии со статьей 17 Закона № 173-ФЗ, статьей 16 и статьей 18 Закона № 400-ФЗ предоставленное ему полномочие, ежегодно утверждает постановлениями коэффициент индексации страховых пенсий и поручает Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента для увеличения соответствующих пенсий.

Из приведенных нормативных положений следует, что законом установлен механизм индексации страховых пенсий, то есть их увеличение в связи с ростом стоимости потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Посредством индексации страховых пенсий обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги. Коэффициент индексации страховых пенсий устанавливается исходя из удорожания стоимости потребительской корзины, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы.

УПФР в г. Воркуте Республики Коми и Токарев В.И. не являются субъектами гражданских правоотношений. Пенсионный орган в спорных правоотношениях является лицом, уполномоченным законом на осуществление из средств федерального бюджета пенсионного обеспечения в целях, как указано в статье 2 Закона № 173-ФЗ и статье 3 Закона № 400-ФЗ, компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности. Таким образом, спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными и регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения, в том числе Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях», следовательно, к требованиям истца о возмещении убытков не могут быть применены положения ст. 15 ГК РФ.

Поскольку действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, пенсионное законодательство включает в себя иной механизм индексации пенсии, который ответчиком не нарушен, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Токарева В.И. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми об индексации недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми следует отказать.

Вместе с тем, учитывая, что несвоевременно выплаченные суммы трудовой пенсии частично утратили свою покупательскую способность, они подлежат индексации в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

За составление искового заявления истцом оплачено в ООО «Май» 21.08.2017 9000 рублей, которые он просит взыскать с ответчика. В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ, принимая во внимание степень сложности дела, социальной значимости данной категории дела, ходатайство ответчика об уменьшении судебных расходов, с учетом разумности и справедливости, а также объема работы, выполненной представителем истца, суд уменьшает расходы на представителя до 6000,00 рублей.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте зачесть в общий трудовой стаж Токарева Виктора Ивановича период обучения на курсах с 16 декабря 1992 года по 14 мая 1993 года, обязать произвести перерасчёт пенсии Токарева Виктора Ивановича с учетом стажевого коэффициента 0,65 с 01 января 2002 года выплатить доплату за период с 01 января 2002 года по 31 октября 2017 года с учетом индексации, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми в пользу Токарева Виктора Ивановича судебные расходы в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований Токарева Виктора Ивановича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми об индексации недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми – отказать.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми государственную пошлину в бюджет Муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий Солодилова Е.Ю.

2-2109/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Токарев В.И.
Ответчики
ГУ УПФ в г. Воркуте
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
11.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2017Передача материалов судье
16.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2017Судебное заседание
01.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее