Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2018 г. ...
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.,
при секретаре Медведевой О.Г.,
с участием прокурора Невайкина П.Н.,
истца Беляевой О.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Мухач И.А., представителя ответчика администрации ... муниципального района Мешкуть М.Н., третьего лица Мухач А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... в интересах несовершеннолетнего Мухач И.А. к администрации ... муниципального района о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении полномочий по организации отлова безнадзорных животных, незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор обратился в суд с названным иском в интересах несовершеннолетнего Мухач И.А. по тем основаниям, что 09.04.2018, около 08 час. 30 мин. в ... на ... к несовершеннолетнему Мухач А.А. подбежала стая бродячих собак, которые покусали Мухач И.А. за обе ноги, причинив тем самым ему травму. Из амбулаторной карты Мухач И.А. установлено, что в результате укуса собаки у несовершеннолетнего имеется укушенная рана правого бедра и подколенной области слева, наложена повязка. Согласно информации ГБУЗ «... ЦРБ» Мухач И.А. находился на амбулаторном лечении с 09.04.2018 по 23.04.2018 с диагнозом «укушенная рана правого бедра и левой голени». На момент осмотра имелись телесные повреждения в виде поверхностной раны в нижней трети правого бедра размером 1*0,5 см., рана в подколенной области размером 4 см., оказана помощь в виде обработки ран и введения антирабической вакцины по схеме 09.04.2018, 12.04.2018, 16.04.2018, 23.04.2018.
В результате нападения собак Мухач И.А. испытал сильный стресс, ему были причинены телесные повреждения, он был сильно напуган, плакал, кричал, испытывал физические и нравственные страдания.
По изложенным основаниям прокурор просил признать бездействие администрации ... муниципального района, выраженное в неисполнении полномочий по организации отлова безнадзорных животных, незаконным и взыскать в пользу Мухач И.А., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, с администрации ... муниципального района за счет казны муниципального образования компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
На основании определения суда к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству представителя администрации ... муниципального района с согласия стороны истца привлечено Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, на основании определений суда в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Республики Карелия, Мухач А.А.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.
Законные представители несовершеннолетнего Мухач И.А. - истец Беляева О.В., третье лицо Мухач А.А. исковые требования поддержали, пояснили, что после укуса собаки сын был напуган, жаловался на боль в укушенных местах, на данный момент сын проходит лечение, ему назначено 6 уколов, после случившегося стал бояться собак. Мухач А.А. не возражал против взыскания суммы компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетнему, в пользу Беляевой О.В.
Представитель администрации ... муниципального района Мешкуть М.Н. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Полагала, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу. В соответствии с Законом Республики Карелия от 24 октября 2013 г. № 1731-ЗРК «О мероприятиях по отлову и содержанию безнадзорных животных» (далее - Закон № 1731-ЗРК) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельными государственными полномочиями Республики Карелия по организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных (далее - государственные полномочия). Согласно статье 4 Закона № 1731-ЗРК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Уполномоченный орган - Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, прогнозирует количество безнадзорных животных, подлежащих отлову и содержанию в специальных приемниках (приютах), на территории Республики Карелия, а финансовый орган Республики Карелия – Министерство финансов Республики Карелия планирует норматив формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в расчете на одно безнадзорное животное, подлежащее отлову и содержанию в специальном приемнике (приюте), с учетом прогнозируемых затрат на осуществление государственных полномочий. Согласно расчету общего объема субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий РК по организации про ведения на территории РК мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на 2018 год, норматив формирования бюджетных ассигнований на 2018 год составил 3728 рублей на одну особь. Таким образом, количество особей, подлежащих отлову, обусловлено размером субвенции. По результатам исследования рынка, проведенным Администрацией района: стоимость отлова одной особи составляет 7,6 тыс. руб., таким образом, выделенной субвенции хватит на 44 особи, при заявленной потребности - 100 особей. Учитывая недостаточность выделенной субвенции Администрация письмом от 07.08.2017 №... обращалась в Управление ветеринарии РК с просьбой о выделении во втором полугодии 2017 года дополнительных средств субвенции из бюджета Республики Карелия на реализацию государственных полномочий на отлов еще 66 особей безнадзорных животных в сумме 502475 руб. Распоряжением Правительства РК от 25.10.2017 №... ... выделено только 137, 1 тыс. рублей, данных средств хватило на отлов и содержание 18 особей. Таким образом, в 2017 году финансовое обеспечение на исполнение государственных полномочий осуществлено лишь на 62 особи безнадзорных животных. Размер субвенции на 2018 год составил 698 тыс. руб. Согласно закону не более 30 процентов от объема субвенции, предоставленной бюджету муниципального района или городского округа из бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год, может направляться на создание специальных приемников (приютов). Между Администрацией района и Общественной организацией помощи животным города ... «Верный друг» 18.04.2018 заключено Соглашение №... о предоставлении данной организации субсидии из бюджета ... муниципального района на создание специальных приемников (приютов) для содержания отловленных безнадзорных животных в размере 209400 рублей, что составляет 30 процентов от выделенной субвенции. Таким образом, на 2018 год сумма субвенции для исполнения государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных составила 488600 руб. По результатам исследования рынка, проведенным Администрацией района: стоимость отлова одной особи составляет 9145,47 руб., то есть выделенных субвенций хватит на 53 особи, при заявленной потребности - 100 особей. Исполнение Администрацией района государственных полномочий возможно только в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N2 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Администрация района в феврале 2018 года проводила аукцион на оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных животных, однако ввиду отсутствия заявок аукцион не состоялся. 26.03.2018 Администрация района повторно разместила извещение о проведении электронного аукциона. По результатам электронного аукциона, заключен муниципальный контракт №... от 16.04.2018 с ООО «Эстерни», в которой по договору субподряда работы осуществляет общественная организация помощи животным города ... «Верный друг». В рамках данного контракта Администрация района направила заявку №..., которая получена подрядчиком 18.04.2018. Отлов был производен на следующий день, после получения заявки. На сегодняшний день отловлено 9 особей в районе, указанном Истцом. Администрация формирует заявки на отлов безнадзорных животных (собак) на основании обращений граждан, указывающих ориентировочные места нахождения животных, подлежащих отлову. Первые обращения граждан о наличии безнадзорных животных в районе ..., ..., на ... ... поступили в Администрацию в декабре 2017 года, когда средства субвенции 2017 года были израсходованы, а лимиты субвенции 2018 года еще не были открыты. Администрация организовала проведение на территории ... мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, в 2017 году, освоила все выделенные средства субвенции, произведен отлов 62 особей при задании – 44. В настоящее время проводит мероприятия по выполнению государственных полномочий в рамках выделенных средств субвенции из бюджета Республики Карелия на 2018 год, то есть бездействия при исполнении полномочий по организации отлова безнадзорных животных в действиях Администрации не усматривается. Указала, что истец приводит норму части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а так же на пункты 4.8,4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96, ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 № 11, Минсельхозпродом РФ от 18.06.1996 № 23, которыми установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация. Данный документ утратил силу в части санитарно-эпидемиологических требований в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №.... Довод Прокурора об обязанности Администрации обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств основан на неверном толковании закона. Администрация не является органом местного самоуправления населенного пункта. Следовательно, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, а также нормы Санитарных правил возлагают осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения не только на органы государственной власти, но и на органы местного самоуправления, а также организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан. Данные нормы регулируют отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возникающие у местной администрации на подведомственной ей территории, в нашем случае администрации ... городского поселения и никоим образом не возлагают каких-либо обязанностей на администрацию ... муниципального района, кроме того, у ... отсутствует право на исполнение полномочий администрации ... городского поселения, соглашений по данному вопросу между администрациями не заключались. Администрация полагает, что бездействия с ее стороны не усматривается, вина отсутствует, исковые требования к администрации не подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии с Законом РК от 17.10.2013 № 1731-ЗРК «О мероприятиях по отлову и содержанию безнадзорных животных» органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданы отдельные полномочия Республики Карелия по организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, в связи с чем данная обязанность на территории ... муниципального района возложена на администрацию ... муниципального района. На осуществление данных полномочий ... муниципальному району выделена субвенция на 2018 год в сумме 698000 руб. По состоянию на день причинения ущерба истцу администрацией не был заключен государственный контракт на отлов и содержание безнадзорных животных на территории ... муниципального района, заявок от администрации на перечисление суммы субвенции не поступало. Кроме того, администрация не лишена возможности на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случае недостаточности денежных средств на осуществление данных полномочий. Факт нападения безнадзорных собак на истца, по мнению Министерства, свидетельствует о недостаточности принимаемых администрацией мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Писем о недостатке финансовых средств на реализацию переданных полномочий до поступления дела в суд в Министерство не поступало. Письмо о выделении дополнительных денежных средств в размере 1829 тыс. руб. Поступило в Министерство только 17.05.2018. При планировании бюджета на 2018 года у администрации было запрошено прогнозируемое к отлову количество безнадзорных животных. Администрация письмом от 17.07.2017 отправила информацию о необходимости отлова в 2018 году 100 голов безнадзорных животных. Именно эта цифра была использована при расчете финансирования на 2018 год. О необходимости отлова 253 особей администрация сообщила только 17.05.2018. Кроме того, администрация направила 30 % от суммы выделенной субвенции на создание на территории района приюта для безнадзорных животных (209,4 тыс. руб.). Вместе с тем, если после формирования бюджета на 2018 года администрация выяснила, что потребность в количестве подлежащих отлову безнадзорных животных на территории муниципального района выросла в 2,5 раза, администрация могла не направлять 30 % суммы субвенции на создание приюта, а направить их на проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав прокурора, явившихся лиц, изучив материалы дела, амбулаторную карту Мухач И.А., суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 09.04.2018, около 08 час. 30 мин. в ... на ... к несовершеннолетнему Мухач А.А. подбежала стая бродячих собак, которые покусали Мухач И.А. за обе ноги, причинив тем самым ему травмы.
В связи с полученными травмами Мухач И.А. находился на амбулаторном лечении в ГБУЗ «... ЦРБ» с 09.04.2018 по 23.04.2018, оказана помощь в виде обработки поверхности раны и введение антирабической вакцины по схеме (09.04.2018, 12.04.2018, 16.04.2018, 23.04.2018).
Истец Беляева О.В. пояснила, что полученные телесные повреждения причиняют ее сыну болезненные ощущения, он перенес физические и нравственные страдания, связанные с пережитым испугом, вынужден был пропускать занятия в школе, в настоящее время испытывает страх перед собаками.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <...> и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
Из разъяснений, данных в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» следует, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ).
При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Суд полагает установленным факт причинения Мухач И.А. физических и нравственных страданий (боль от укусов, необходимость лечения, испуг).
Также суд считает доказанным тот факт, что собаки, укусившие истца, были безнадзорными. Доказательств того, что у собак имелся хозяин, материалы дела не содержат. Обстоятельства причинения истцу вреда в результате укусов безнадзорных собак ответчиками не оспариваются.
Учитывая обстоятельства причинения вреда, отсутствие тяжелых неблагоприятных последствий для несовершеннолетнего, характер и степень перенесенных им нравственных страданий в результате укуса бродячими собаками, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда в сумме 50000 руб.
Определяя надлежащего ответчика, обязанного к возмещению вреда, суд приходит к выводу, что указанная компенсация подлежит взысканию с администрации ... муниципального района. При этом суд исходит из следующего.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54, указано, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2 и 9.5).
В соответствии с пунктом 3 постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Карелия принят Закон Республики Карелия от 17.10.2013 № 1731-ЗРК «О мероприятиях по отлову и содержанию безнадзорных животных, согласно которому органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданы отдельные полномочия Республики Карелия по организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
В соответствии с Законом РК от 21.12.2017 № 2205-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размер субвенции, выделяемой ... муниципальному району на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Карелия по организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на 2018 год составляет 698000 руб.
Муниципальный контракт на отлов и содержание безнадзорных животных на территории ... муниципального района был заключен администрацией только 18.04.2018 с ООО «Эстерни».
Кроме того, согласно данным представителем администрации пояснениям и возражениям, заявка на отлов собак в том районе, где было совершено нападение на истца, поступила от жителей города еще в декабре 2017 года. При этом ответчик ссылается, что к тому моменту субвенция была израсходована.
Вместе с тем, по информации Министерства сельского и рыбного хозяйства РК, не опровергнутой администрацией, писем о недостатке финансовых средств на реализацию переданных полномочий до поступления дела в суд в Министерство не поступало. Письмо о выделении дополнительных денежных средств в размере 1829 тыс. руб. поступило в Министерство только 17.05.2018.
Кроме того, при планировании бюджета на 2018 года данным Министерством у администрации было запрошено прогнозируемое к отлову количество безнадзорных животных. Администрация письмом от 17.07.2017 отправила информацию о необходимости отлова в 2018 году только 100 голов безнадзорных животных. Эта цифра была использована при расчете финансирования на 2018 год. О необходимости отлова 253 особей администрация сообщила лишь 17.05.2018.
Поскольку организация отлова безнадзорных животных является обязанностью администрации ... муниципального района, факт нападения безнадзорных собак на несовершеннолетнего Мухач И.А. и причинение ему телесных повреждений свидетельствует о недостаточности принимаемых администрацией мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в чем суд усматривает бездействие.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на администрацию ... муниципального района.
С Администрации ... муниципального района за счет казны Муниципального образования «... муниципальный район» в пользу Беляевой О.В., действующей от имени и в интересах несовершеннолетнего Мухач И.А., подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 50000 руб.
При этом суд полагает, что Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия является ненадлежащим ответчиком по делу.
На основании Закона Республики Карелия № 1731-ЗРК от 24.10.2013 «О мероприятиях по отлову и содержанию безнадзорных животных» государственными полномочиями Республики Карелия по организации проведения на территории ... мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. На территории ... городского поселения такие полномочия возложены на орган местного самоуправления «... муниципальный район». Во исполнение указанных полномочий администрации «... муниципального района» предоставляются субвенции из бюджета Республики Карелия.
Свои обязанности в сфере прогнозирования количества безнадзорных животных, подлежащих отлову и содержанию в специальных приемниках (приютах) на территории Республики Карелия, в соответствии с представленной администрацией информацией Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия выполнило. Министерство финансов Республики Карелия произвело выделение субвенций в размере 698000 руб., которые в полном объеме не освоены.
В случае недостаточности денежных средств на осуществления данных полномочий, администрация не лишена возможности в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий.
Доводы представителя ответчика о том, что администрацией ... муниципального района не допущено бездействие в части организации мероприятий по отлову безнадзорных животных, отсутствует вина, не могут быть учтены судом по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации ... муниципального района, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации отлова безнадзорных животных.
Взыскать с администрации ... муниципального района за счет казны муниципального образования «... муниципальный район» в пользу Беляевой О.В., действующей от имени и в интересах несовершеннолетнего Мухач И.А., компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ составлено ХХ.ХХ.ХХ.