РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Тагил 30 октября 2019 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-2146/2019 по иску Скачкова Ильи Владимировича, Скачковой Ирины Владимировны, действующих в интересах несовершеннолетних Скачковой Регины Ильиничны, Скачковой Марии Ильиничны, Скачкова Ивана Ильича, Скачкова Никиты Ильича, и Скачковой Екатерины Ильиничны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области о признании незаконным действия и бездействия,
установил:
02.10.2019 Скачков И.В. и Скачкова И.В., действуя в интересах своих несовершеннолетних детей Скачковой Р.И., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, Скачковой М.И., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, Скачкова И.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, Скачкова Н.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, а также Скачкова Е.И., достигшая совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, посредством электронного документооборота, обратились в суд с административным иском, в котором указали, что Скачкова Е.И., Скачкова Р.И., Скачкова М.И., Скачков И.И., Скачкова Н.И. являются долевыми сособственниками жилого дома площадью 389,4 кв.м. и земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, и квартиры площадью 61.2 кв.м. по адресу: <адрес>.
При этом Скачковой Е.И. принадлежит 2/6 доли в праве на указанные объекты недвижимости, а Скачковой Р.И., Скачковой М.И., Скачкову И.И., Скачкову Н.И. по 1/6 доли в праве каждому.
В августе 2019 года административный ответчик (далее налоговый орган, уполномоченный орган) направил заявления о вынесении судебных приказов о взыскании налога на имущество и земельного налога за 2015, 2016, 2017 годы.
Вынесенные 05.07.2019 и 19.07.2019 мировым судьей судебного участка № 2 Пригородного судебного района Свердловской области судебные приказы №№ 2а-1365/2019, 2а-1717/2019, 2а-1718/2019, 2а-1719/2019, 2а-1720/2019, были впоследствии отменены определениями мировых судей от 29.08.2019 и от 13.09.2019.
По мнению истцов налог на имущество - земельный участок и жилой дом в селе <адрес> за 2017 год и квартиру в <адрес> в отношении несовершеннолетних детей рассчитан неверно и не в соответствии с законом.
Истцы указывают, что кадастровая стоимость жилого дома общей площадью 389,4 кв.м. расположенного в селе <адрес>, определенная по коэффициенту пересчета, установленному Постановлением Правительства Свердловской области от 03.04.2013 № 415-ПП, составляет 2 316 612 руб. С учётом 1995 года постройки жилого дома его физический износ, определенный в соответствии с Приказом Госгражданстроя от 24.12.1986 № 446 и ВСН 53-86(р) составляет 20%.
Кадастровая стоимость указанного дома составляет 1 036 633руб. 42 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка площадью 1500 кв.м. в селе <адрес> составляет 154 290 руб.
Кадастровая стоимость квартиры общей площадью 61.2 кв.м. в <адрес> составляет 310 360 руб.
В связи с этим по мнению истцов размер налога будет составлять за 2017 год. для Скачковой Е.И. - 917 руб., для Скачковой Р.И., Скачкова И.И., Скачковой М.И., Скачкова Н.И. по 458 руб., исходя из расчета: 2751520 / 100 / 10 = 2 751 руб. 52 коп., а не 35 512 руб. с каждого как указывает ответчик.
Истцы полагают, что в действиях ответчика имеет место действие и бездействие, нарушающее права представляемых детей.
В связи с этим истцы просят суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по направлению требования (извещения) Скачковой Р.И., Скачкову И.И., Скачковой М.И. и Скачкову Н.И. о наличии недоимки по уплате налога за 2017 год за недвижимое имущество по адресу: <адрес> и необходимости его оплатить, а также признать незаконными действия ответчика, выразившееся в неверном определении (исчислении) суммы налога за недвижимое имущество в виде: дома, земельного участка и квартиры, как проведенном без учёта положений ст.ст. 389, 390, 401, 403, 406, 408 НК РФ, ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и Решения Горноуральского городского округа Думы № 51 от 27.11.2014 (Приложение № 1, п. 2).
В судебное заседание истцы не явились и просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
28.10.2019 в суд поступило ходатайство истца Скачкова И.В. об отводе судьи, которое рассмотрено судом и отклонено отдельным определением суда.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направив письменный отзыв, в котором указал, что в силу ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны были ежегодно (до 01.03.2013) представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п. 11 ст. 85 НК РФ регистрирующие органы представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме.
С 2015 года налог на имущество физических лиц установлен главой 32 НК РФ.
Статья 402 НК РФ предполагает 2 варианта определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества и исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Единая дата перехода на исчисление налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости должна быть установлена на территории субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку на территории Свердловской области такая дата не установлена, налоговая база по налогу на имущество физических лиц по общему правилу в налоговые периоды 2015-2019 годы определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества.
Действующим законодательством установлено, что налог на имущество физических лиц исчисляется на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013, с учетом коэффициента-дефлятора.
В соответствии со ст. 11 НК РФ коэффициент-дефлятор - это коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ.
Статьей 409 НК РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
По сведениям, поступившим в инспекцию от регистрирующих органов в установленном порядке в отношении указанного в заявлении жилого дома площадью 389,40 кв.м. кадастровая стоимость на 01.01.2015 составляет 1 036 633 руб. 42 коп., а инвентаризационная стоимость составляет на 01.01.2013 – 3 555 060 руб. 60 коп.; на 01.01.2016 с учетом коэффициента-дефлятора на 2016 год составляет (3555060.60 х 1.329 = 4 724 675 руб.; на 01.01.2017 с учетом коэффициента-дефлятора на 2016 год составляет (3555060.60 х 1,425 = 5 065 961 руб.; на 01.01.2018 с учетом коэффициента-дефлятора на 2018 год составляет 3555060.60 х 1,481 = 5 265 044 руб.
Налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2017 в размере 77 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 в размере 3 451 руб. со сроком уплаты до 03.12.2018 было направлено 18.07.2018 заказным письмом по месту регистрации Скачкова И.И.
19.07.2018 были направлены налоговые уведомления № 22866381 об уплате земельного налога за 2017 в размере 77 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 в размере 3 451 руб. со сроком уплаты до 03.12.2018 по месту регистрации Скачковой Р.И., Скачковой М.И., Скачкова Н.И., Скачковой Е.И.
В установленный законом срок налоги не уплачены, в связи с чем в адрес налогоплательщиков (по месту регистрации) 22.02.2019 заказной корреспонденцией направлены требования №№ 2731, 15177, 13232, 13237, 15162 со сроком исполнения до 26.03.2019.
У инспекции отсутствуют правовые основания для применения в целях налогообложения инвентаризационной стоимости, представленной административным истцом в виде справок от ООО «Кадастровые инженеры НТ», так эта организация не относится к регистрирующим органам по определению инвентаризационной стоимости в целях налогообложения.
Также в отзыве ответчик указывает, что в целях исключения несправедливого налогообложения имущества физических лиц (различия между инвентаризационной и кадастровой стоимостью в два раза и более в отношении одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период) для расчета налога может применяться уже установленная в субъекте РФ для этой недвижимости кадастровая стоимость (при отсутствии установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности), даже если она официально еще не используется в субъекте РФ для целей налогообложения. В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П административный истец имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц за три года (статья 409 НК РФ) исходя из кадастровой стоимости объекта.
Представители указанных истцами заинтересованных лиц ООО «Кадастровые инженеры НТ» и СОГУП «Областной «Центр недвижимости» в судебное заседание своих представителей не направили.
При этом СОГУП «Областной Центр недвижимости» направил в суд справки о величине коэффициента-дефлятора и инвентаризационной стоимости в ценах по состоянию на 01.01.2013 квартиры по адресу: <адрес>, и 2-х этажного жилого дома с теплым пристроем, мансардой, подвалом, лоджией, верандой (лит. А, А1, а, а1, а2), общей площадью 471,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Учитывая неявку всех лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что явка сторон судом обязательной не признавалась, суд, учитывая положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, и разъяснения, содержащиеся в п.п. 69, 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц в порядке упрощенного производства без проведения устного разбирательства, без ведения аудиопротоколирование и без составления протокола в письменной форме.
Исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Проверяя в соответствии п.п. «в» п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наличие оснований для совершения административным ответчиком оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержания оспариваемого действия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения в соответствии с п. 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Как следует из содержания искового заявления истцы просят признать незаконным ненаправление требований (извещений) Скачковой Р.И., Скачкову И.И., Скачковой М.И. и Скачкову Н.И. о наличии недоимки по уплате налога за 2017 год.
В отзыве ответчик указывает, что направил соответствующие документы указанным лицам.
Доводы ответчика о направлении им налоговых уведомлений подтверждаются представленными суду копиями реестров об отправке по адресу: <адрес>, заказными письмами налоговых уведомлений подтверждается, что налоговое уведомление № 22773648 направлено 18.07.2018 Скачкову И.И. заказным письмом с идентификатором 45092325068363, налоговое уведомление № 22866381 направлено 19.07.2018 Скачковой Р.И. заказным письмом с идентификатором 45093025911676, налоговое уведомление № 22921409 направлено 19.07.2018 Скачковой М.И. заказным письмом с идентификатором 45093025911645, налоговое уведомление № 22954525 направлено 19.07.2018 Скачкову Н.И. заказным письмом с идентификатором 45093025911669, налоговое уведомление № 22754064 направлено 19.07.2018 Скачковой Е.И. заказным письмом с идентификатором 45093025911652.
Представленной суду копией реестра об отправке по адресу: <адрес>, заказными письмами налоговых требований, подтверждается, что требование об уплате налога № 13237 направлено 22.02.2019 Скачкову И.И. заказным письмом с идентификатором 45091832136961, требование об уплате налога № 15162 направлено 22.02.2019 Скачковой Р.И. заказным письмом с идентификатором 45091832136930, требование об уплате налога № 13232 направлено 22.02.2019 Скачковой М.И. заказным письмом с идентификатором 45091832136954, требование об уплате налога № 15177 направлено 19.07.2018 Скачкову Н.И. заказным письмом с идентификатором 45091832136923, требование об уплате налога № 22754064 направлено 22.02.2019 Скачковой Е.И. заказным письмом с идентификатором 45091832136947.
Таким образом, доводы истцов о ненаправлении уведомлений и требований об уплате налога в их адрес являются необоснованными, следовательно оснований для удовлетворения требований не имеется.
Также суд не может согласиться с доводами истцов о незаконности действий ответчиков, выразившихся в неверном определении (исчислении) сумм налога на недвижимое имущество.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В ранее действовавшем до 01.01.2015 п. 9.1 ст. 85 НК РФ было предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» утратил силу с 01.01.2015.
С 2015 года налог на имущество физических лиц установлен главой 32 НК РФ.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Поскольку на территории Свердловской области такая дата не установлена, налоговая база по налогу на имущество физических лиц по общему правилу в налоговые периоды 2015-2019 годы определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013.
Из отзыва ответчика усматривается, что при определении инвентаризационной стоимости на дом в селе Балакино на 2017 год указанная стоимость была определена на 01.01.2017 с учетом коэффициента-дефлятора на 2016 год и составила 3555060.60 х 1,425 = 5 065 961 руб.
Именно эта величина инвентаризационной стоимости указана в уведомлениях, направленных 18 и 19.07.2018.
Таким образом, налоговый орган самостоятельно не производит расчеты инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, а для исчисления на него налогов использует информацию, полученную от уполномоченного органа.
Суд отмечает, что в представленном истцами расчете в таблице 3 указана также инвентаризационная стоимость дома в размере 3 555 060 руб. 60 коп.
Доводы истцов о том, что согласно справке ООО «Кадастровые инженеры НТ» инвентаризационная стоимость жилого дома составляет 2 316 612 руб., основанием для признания незаконными действий ответчика быть не может, поскольку в указанной справке не приведено данных об инвентаризационной стоимости на 01.01.2013, умноженной на величину коэффициента-дефлятора.
У инспекции отсутствуют правовые основания для применения в целях налогообложения инвентаризационной стоимости, представленной административным истцом в виде справок от ООО, так эта организация не относится к регистрирующим органам по определению инвентаризационной стоимости в целях налогообложения.
Истцы указывают на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости отличается от инвентаризационной в меньшую сторону.
Как уже указано выше, на налоговом органе до момента перехода субъекта Российской Федерации на исчисление налогов исходя из кадастровой стоимости нет обязанности исчислять налог, исходя из кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах действия налогового органа направлявшего истцам уведомления и требования об уплате налогов исходя из инвентаризационной стоимости, не могут быть признаны незаконными, поскольку исчисление налога на имущество осуществлялось по фактически имевшейся в его распоряжении информации, ответственность за актуальность которой он не несет.
В то же время Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, у истцов сохраняется в настоящее время право требовать в индивидуальном порядке в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки.
Для этой цели истцы вправе обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением (требованием).
Из материалов дела не следует, что истцами было реализовано такое право.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Скачкова Ильи Владимировича, Скачковой Ирины Владимировны, действующих в интересах несовершеннолетних Скачковой Регины Ильиничны, Скачковой Марии Ильиничны, Скачкова Ивана Ильича, Скачкова Никиты Ильича, и Скачковой Екатерины Ильиничны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области о признании незаконным действия и бездействия отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение в окончательной форме принято 07 ноября 2019 года.
<...>
<...>
Судья Луценко В.В.