Решение по делу № 4Г-3807/2015 [44Г-32/2016] от 02.03.2016

№ 44-Г-32

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Верховного Суда Республики Татарстан

23 марта 2016 года город Казань

Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего И.И. Гилазова,

членов президиума М.В. Беляева, Р.Ф. Гафарова, А.Ю. Герасимова, Р.Р. Гилманова, Р.Э. Курмашевой, Г.И. Крупиной, Л.В. Романова,

при секретаре судебного заседания Д.А. Демахине

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан (далее – УПФР), поступившей в Верховный Суд Республики Татарстан 29 декабря 2015 года, на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 02 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2015 года по гражданскому делу по иску Сабаева Л.М. к УПФР о назначении досрочной страховой пенсии, истребованному 11 января 2016 года и поступившему в Верховный Суд Республики Татарстан 25 января 2016 года, переданному для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан А.Х. Валиуллина от 02 марта 2016 года.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан А.Х. Валиуллина, выслушав объяснения Л.И. Брагиной, представляющей интересы УПФР, в поддержку доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум

УСТАНОВИЛ:

Л.М. Сабаев обратился к УПФР с иском о назначении досрочной страховой пенсии, указывая в обоснование, что 22 января 2015 года подал в пенсионный орган заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тяжёлыми условиями труда. Решением УПФР от 04 февраля 2015 года в назначении досрочной пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.

С данным отказом истец не согласен. Полагает, что в стаж необоснованно не зачтены период его работы с 08 января 1982 года по 09 декабря 1985 года в качестве матроса рыболовных траулеров в Эстонской Республике. Просил возложить на УПФР обязанность по включению спорного периода в его специальный страховой стаж и назначить досрочную пенсию со дня обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.

УПФР иск не признало.

Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 02 июня 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2015 года, иск удовлетворён. На пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж Л.М. Сабаева периоды работы в Эстонской Республике с 08 января 1982 года в качестве матроса на СРТМ 1458, с 05 мая 1984 года в качестве матроса на СТРМ 9026, с 24 марта 1985 года по 09 декабря 1985 года в качестве матроса на СРТМ 1443 и назначить досрочную пенсию со дня обращения в УПФР - с 22 января 2015 года.

В кассационной жалобе УПФР просит отменить судебные постановления и принять новое решение об отказе в иске. При этом приводит доводы о том, что суды в нарушение положений международного договора между Россией и Эстонской Республикой возложили на Российскую Федерацию обязанность выплатить Л.М. Сабаеву денежные средства, полагающиеся к выплате Эстонской Республикой.

В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиум считает, что в настоящем деле такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что решением УПФР от 04 февраля 2015 года № 617-33448/15 в назначении досрочной пенсии Л.М. Сабаеву, 25 марта 1957 года рождения, отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом в стаж работы с тяжёлыми условиями труда в бесспорном порядке пенсионным органом включены периоды работы Л.М. Сабаева на территории Российской Федерации в 1989-1995 годах общей продолжительностью 05 лет 11 месяцев 27 дней.

Не включён в специальный стаж период работы на территории Эстонской ССР с 08 января 1982 года по 09 декабря 1985 года (3 года 11 месяцев 01 день) в качестве матроса рыболовного траулера.

Отказывая во включении данного периода в специальный стаж, пенсионный орган исходил из того, что при назначении досрочной страховой пенсии стаж работы в особых условиях труда, приобретённый на территории Эстонской Республики (ЭССР), по российскому законодательству к специальному стажу, приобретённому на территории Российской Федерации (РСФСР), не суммируется. Данный период работы подлежит зачёту только как общий страховой стаж.

Удовлетворяя иск, суды пришли к выводу, что трудовая деятельность осуществлялась Л.М. Сабаевым в спорный период на территории бывшего СССР и в соответствии с действующим законодательством и международными правовыми актами он имеет право на пенсионное обеспечение наравне с другими гражданами Российской Федерации.

С такими выводами судов президиум согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьёй 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

По правилам подпункта 2 пункта 1 данной статьи досрочная пенсия на тех же условия назначается мужчинам, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда. При этом, если мужчины проработали на таких работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 утверждён Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, применяющийся для периодов работы до 01 января 1992 года.

В соответствии с разделом XXIV «Пищевая промышленность» подраздела «Плавсостав» подпункта 17 «Добыча и обработка рыбы» указанного Списка № 2 правом на досрочную трудовую пенсию обладают матросы, занятые ловом и обработкой рыбы, морского зверя, крабов и морепродуктов.

При разрешении спора суды указали, что действовавшее на территории СССР в 1982-1985 годах законодательство относило выполняемую истцом работу к тяжёлым условиям труда, позволяло получать пенсию на льготных условиях, в связи с чем УПФР должно зачесть спорные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.

Между тем 14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года № 1-ФЗ и вступивший в силу с 01 апреля 2012 года (временно применялся с 16 октября 2011 года).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Исходя из статьи 3 данного Договора, он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьёй 2 Договора.

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретённые на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учёта пенсионного стажа, приобретённого согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретённый на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчёт и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).

Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретённого на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретённый на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).

Пунктом 3 статьи 5 Договора установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определённой специальности или на определённой должности, или в определённых условиях, то пенсионный стаж, приобретённый на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретённому на её территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретённые на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Таким образом, названный Международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретённые на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретённого на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретённому на её территории, согласно своему законодательству.

Следовательно, в соответствии с приведёнными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретённый лицами на территории Российской Федерации.

6 октября 2011 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).

С учётом того, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выработанный Л.М. Сабаевым на территории РСФСР или Российской Федерации, за который российская сторона в соответствии с Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и Соглашением, регламентирующим порядок его применения, должна выплачивать пенсионное обеспечение на льготных условиях, у него отсутствует, у судов не имелось оснований для возложения на УПФР обязанности включить Л.М. Сабаеву в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на льготных условиях, периоды работы на территории Эстонской ССР, а также назначить страховую пенсию по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ранее общеустановленного пенсионного возраста.

Суды в нарушение положений Договора и Соглашения возложили на Российскую Федерацию обязанность выплатить Л.М. Сабаеву денежные средства, полагающиеся к выплате Эстонской Республикой.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении иска Л.М. Сабаева к УПФР нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судами установлены, однако неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права, президиум находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении иска Л.М. Сабаева отказать.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 02 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2015 года по данному делу отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сабаева Л.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.

Председательствующий И.И. Гилазов

4Г-3807/2015 [44Г-32/2016]

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее