дело № 2а-106/2021
УИД 02RS0010-01-2021-000339-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2021 года с. Чоя
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Романовой В.Н.,
при секретаре – Казаниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Алмадакову А.И. о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее также – УФНС России по Республике Алтай) обратилось в суд с административным иском (с учетом уточнения) к Алмадакову А.И. о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 80 рублей, пени в сумме 2 рубля 88 копеек. Административный иск мотивирован тем, что по сведениям ГИБДД у Алмадакова А.И. имелись и имеются зарегистрированные на его имя транспортные средства: ВАЗ 21310, дата фактической простановки на учет 27.05.2016 года, дата фактического снятия с учета 18.02.2018 год, УАЗ 390994, дата фактической простановки на учет 19.09.2020 года, трактор колесный Т-25а1, дата фактической простановки на учет 27.05.2016 года. Транспортные средства являются объектами налогообложения в соответствии со ст.ст. 359, 361 Налогового кодекса РФ и ст. 2 Закона Республики Алтай от 27.11.2002 года № 7-12 «О транспортном налоге». Налоговым органом в адрес Алмадакова А.И. направлено налоговое уведомление, в котором в соответствии с п. 3 ст. 52 Налогового кодекса РФ указаны: сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Сумма транспортного налога составила 520 рублей. В связи с неуплатой транспортного налога начислены пени в сумме 3 рубля 03 копейки, административному ответчику направлены требования №13580 от 18.12.2016 года, №10516 от 26.02.2018 года, которые до настоящего времени не исполнены. В связи с произведенной административным ответчиком оплатой 28.04.2021 года сумма недоимки по транспортному налогу составляет 80 рублей, пени – 2 рубля 88 копеек.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Алмадаков А.И. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В развитие приведенных конституционных положений в ст. 23 Налогового кодекса РФ закреплено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 1 п. 1, п. 5).
В п.п. 1 и 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Из содержания приведенных положений следует, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает удовлетворении требований налогового органа.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
В связи с несвоевременной оплатой транспортного налога административному ответчику административным истцом выставлены требования.
Так, из требования № 13580 от 18.12.2016 года следует, что за Алмадаковым А.И. числится недоимка по транспортному налогу – 520 рублей, пени – 2 рубля 77 копеек, срок уплаты данной задолженности установлен до 15.02.2017 года.
Согласно требованию № 10516 от 26.02.2018 года за Алмадаковым А.И. числится недоимка по транспортному налогу в сумме 520 рублей, пени 11 рублей 63 копейки, срок уплаты данной задолженности установлен до 10.04.2018 года.
Из определения мирового судьи от 15.03.2021 года усматривается, что административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении должника Алмадакова А.И. в связи с пропуском срока для обращения в суд.
В административном исковом заявлении налоговым органом не указано, какие уважительные причины привели к пропуску срока подачи административного искового заявления, не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока для подачи административного иска.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для восстановления срока для подачи административного искового заявления не имеется.
Согласно представленным административным ответчиком квитанциям от 28.04.2021 года им уплачен транспортный налог в сумме 520 рублей, пени в сумме 3 рубля 03 копейки.
Однако из уточненного иска усматривается, что за Алмадаковым А.И. продолжает числиться недоимка по транспортному налогу в сумме 80 рублей, пени в сумме 2 рубля 88 копеек.
Вместе с тем, поскольку срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, отсутствуют основания для его восстановления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного к Алмадакову А.И. административного искового требования УФНС России по Республике Алтай.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 178, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд отказать.
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Алмадакову А.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 80 рублей, пени – 2 рубля 88 копеек оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чойский районный суд Республики Алтай.
Судья В.Н. Романова