РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело №2-1485/2022
г.Тюмень 31 марта 2022 года
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Слюсарева А.А.,
при секретаре Кургановой Ю.А.,
с участием прокурора Москалевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нощенко Ю.В. к АО «МСЧ Нефтяник» о признании бездействия медицинских работников, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании бездействия медицинских работников АО «МСЧ Нефтяник» при оказании медицинской помощи Григорьевой Е.В., взыскании компенсации причиненного морального вреда в размер 300000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ мать истицы Григорьева Е.В. почувствовала себя плохо и была доставлена «Скорой помощью» в АО «МСЧ Нефтяник», где ей сделали операцию, после чего ДД.ММ.ГГГГ она скончалась. В ходе процессуальной проверки правоохранительными органами были выявлены дефекты при оказании медицинской помощи, в связи с чем истице как дочери умершей был причинен моральный вред.
Истица Нощенко Ю.В. и ее представитель Жуков А.В. в суде исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика АО «МСЧ Нефтяник» Кармацкая И.Л. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, заключение прокурора, которая полагала возможным в иск удовлетворить частично, изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Нощенко Ю.В. является дочерью Григореьвой Е.В.
ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Е.В. обратилась в АО «МСЧ Нефтяник» с жалобами на боли <данные изъяты>. После проведенного обследования и осмотра было решено выполнить диагностическую операцию с целью исключения острой хирургической патологии <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Григорьевой Е.В. была выполнена операция <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ наступила смерть Григорьевой Е.В. <данные изъяты>
Постановлением следователя СО ОП№ УМВД России по г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников АО «МСЧ Нефтяник» по п. 2 ст. 124 УК РФ было отказано в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
При этом было установлено, что в ходе проверки не нашли подтверждения факты наличия бездействия медицинских работников АО «МСЧ Нефтяник» при оказании медицинской помощи Григорьевой Е.В.
Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, при оказании медицинской помощи Григорьевой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.были допущены нарушения:
диагностических мероприятий: не выполнен осмотр гинекологом, не выполнены лабораторные мероприятия, перед началом парентальной терапии антикоагулянтами не подсчитан исходные клиренс креатинина или скорость клубочковой фильтрации, в рамках предоперационной подготовки не выполнены определением групповой и резус-принадлежности крови и определение в крови антител к ВИЧ, гепатитам В и С, анестезиологом неверно определена степень ожирения;
ведения медицинской документации:
неверно указано доставление пациентки скорой помощью, в протоколе установления смерти человека не указана причина прекращения реанимационных мероприятий, в медицинской карте отсутствуют ЭКГ пленка и результат гистологического исследования операционного материала, при осмтрах хирургом и анестезиологом указано разное артериальное давление, в записи анестезиолога указаны неверные сведения, в посмертном эпикризе при формулировке основного диагноза неверно указана область оперативного вмешательства.
Все указанные нарушения оказания медицинской помощи в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти пациентки не состоят и вреда здоровью не причинили.
Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется, оно сторонами не оспорено, ходатайств о назначении судебной экспертизы от сторон не поступало.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - это физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В пункте 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абзац второй пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина" разъяснено, что по общему правилу, установленному статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
При рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела (абзацы третий и четвертый пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина").
Поскольку судом не установлена причинно-следственная связь между бездействием медицинских работников АО «МСЧ Нефтяник» при оказании медицинской помощи Григорьевой Е.В. и наступлением ее смерти, то в удовлетворении иска признании бездействия медицинских работников АО «МСЧ Нефтяник» при оказании медицинской помощи надлежит отказать.
Между тем, суд учитывает учтено, что указанные выше недостатки оказания медицинской помощи хотя и не состоят в прямой причинной связи с наступившими последствиями - смертью пациентки, но не могут свидетельствовать о качественном оказании медицинской помощи, и отсутствии нравственных страданий истца - дочери пациентки по поводу проведенного матери лечения.
Кроме того, в силу закона родственники потерпевших имеют право на компенсацию морального вреда, что прямо следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".
В случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, причинения вреда жизни и здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками и другими членами семьи такого гражданина, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда) ненадлежащим оказанием медицинской помощи этому лицу.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что у дочери умершей Григорьевой Е.В. – Нощенко Ю.В. возникло права на компенсацию морального вреда в связи с некачественно оказанными медицинскими услугами.
При определении размера денежной компенсации, суд учитывает требования ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, которой предусмотрено определение размера компенсации, в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, с учетом разумности и справедливости.
Поскольку в результате некачественно оказанных медицинских услуг был причинен моральный вред, в связи с чем, с учетом обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и степени вины ответчика, суд считает возможным определить размер денежной компенсации, подлежащей взысканию в пользу истицы в размере 10000 рублей.
Поскольку правоотношения между истицей и ответчиком регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», с ответчика в пользу истицы на основании ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» должен быть взыскан штраф в размере 2500 рублей.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с учетом суммы удовлетворенных исковых требований с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 71, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нощенко Ю.В. удовлетворить частично.
Взыскать с АО «МСЧ Нефтяник» в пользу Нощенко Ю.В. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф в размере 5000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с АО «МСЧ Нефтяник» государственную пошлину в доход муниципального образования г. Тюмень в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Тюмени в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.04.2022 г.
Судья: Слюсарев А.А.