Дело __
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 года г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе судьи Борисовой Т.Н., при секретаре Чепакиной М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шевчука А. Н. к АО «Газпромбанк» о защите прав потребителя
У с т а н о в и л:
Шевчук А.Н. обратился в суд с иском к АО «Газпромбанк», просил взыскать в свою пользу невыплаченные по договору об оказании брокерских услуг 40706 рублей, компенсацию морального вреда 10000 рублей и штраф на основании Закона РФ «О защите прав потребителей», в счет возмещения убытков 12800 рублей.
В исковом заявлении истец указал, что 14.01.2019г. он заключил с АО «Газпромбанк» договор __ об оказании брокерских услуг и услуг инвестиционного консультирования. В рамках указанного договора 28.02.2019г. он подал брокеру распоряжение о продаже принадлежащих ему обыкновенных акций ПАО «Газпром» в количестве 2000 штук. Согласно отчета брокера акции были проданы немедленно по цене 156,56 рублей за штуку, на сумму 313123 рубля. 05.03.2019г. он получил 272417 рублей, остальная сумма была удержана в качестве подоходного налога. Действующее законодательство освобождает от налогообложения доходы, полученные от продажи акций российских организаций, при условии, что на дату реализаций таких акций, они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности более 5 лет, что подтверждается ответом налогового органа. Вырученная от продажи акций сумма предназначалась для приобретения квартиры. По договору займа от 01.04.2019г. им было получено 40000 рублей по 8% в месяц. Итого за 4 месяца он уплатил заимодавцу 12800 рублей, считает эту сумму своим убытком.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика АО «Газпромбанк» Санникова М.П. на удовлетворение требований возражала, ссылалась на то, что нет условий, освобождающих от уплаты налога.
Выслушав стороны, изучив письменные доказательства, суд установил следующее.
14.01.2019г. между АО «Газпромбанк» и Шевчуком А.Н. заключен договор на предоставление банком брокерских услуг и услуг инвестиционного консультирования, на условиях, изложенных в Условиях предоставления Банком ГПБ (АО) брокерских услуг и услуг инвестиционного консультирования».
28.02.2019г. акции, принадлежащие истцу, были проданы на сумму 313420 рублей, что подтверждается отчетом о состоянии счетов клиента по сделкам и операциям с ценными бумагами клиента. С указанной суммы АО «Газпромбанк» исчислен налог на доходы физических лиц по ставке 13% в размере 40706 рублей.
Проанализировав правоотношения, возникшие между АО «Газпромбанк» и Шевчуком А.Н., суд пришел к выводу, что на них не распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, обязательным условием признания гражданина потребителем является приобретение таким гражданином товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. То, что истцы являются физическими лицами и не имеют статуса индивидуальных предпринимателей, само по себе не означает безусловно, что заключенные сделки направлены на удовлетворение личных бытовых нужд.
Статьей 1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» установлено, что этим законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В силу пункта 1 статьи 3 указанного закона брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Между истцом и ответчиком был заключен договор брокерского обслуживания в целях продажи акций. При этом истец был уведомлен о рисках, связанных с операциями на рынке ценных бумаг. Ввиду рискового характера деятельности по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, такая деятельность не может быть признана деятельностью, направленной на удовлетворение личных (бытовых) нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в статье 217 НК РФ.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).
В соответствии с п.17.2 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в пункте 2 статьи 284.2 НК РФ, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Вопреки доводам ответчика и третьего лица буквальное толкование положений п.17.2 ст. 217 НК РФ говорит о том, что при реализации долей участия в уставном капитале российских организаций достаточно того, чтобы они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (п.1 ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами (п.1 ст. 25 указанного федерального закона). Таким образом, акция подтверждает долю ее собственника в уставном капитале АО.
Письменном ответе Управления ФНС России по Новосибирской области от 30.01.2019г. (л.д.5) руководитель управления подтвердила, что доход, полученный после 27.11.2918г. от продажи акций российских организаций, приобретенных в 1994 году, не подлежит налогообложению НДФЛ.
Согласно разъяснений, указанных в письме ФНС России от 11.10.2019 N БС-4-11/20970@ «О налогообложении доходов физических лиц», доходы, полученные от реализации (погашения) соответствующих акций (долей участия), освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 17.2 статьи 217 НК РФ при соблюдении условий, предусмотренных указанной нормой, независимо от момента их приобретения.
Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта «а» п.2 ст. 266.1 НК РФ АО «Газпромбанк» (брокер) являлся налоговым агентом и в соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что АО «Газпромбанк» данную обязанность исполнил: Шевчуку А.Н. выплачена сумма, полученная от продажи акций за вычетом налога на доходы физических лиц (40706 рублей). Исчисление налога подтверждается Справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2019г., перечисление налога в бюджет – платежным поручением __ от 06.03.2019г.
Истец не предоставил доказательства того, что на дату исчисления налога и уплаты его в бюджет налоговый агент АО «Газпромбанк» знал о наличии у Шевчука А.Н. налоговых льгот.
12.03.2019г. Шевчуком А.Н. подана претензия в АО «Газмпромбанк», в которой истец сообщил, что он освобожден от уплаты налога на доходы, полученные от продажи акций российских организаций, просил выдать разницу между вырученной от продажи суммой и выплаченной ему. К претензии приложил справку АО «СР ДРАГА» об операциях по счету.
Согласно справки об операциях, совершенных по счету, выданной 06.03.2019г. АО «ДРАГА» - держателя реестров акционеров ПАО «Газпром», Шевчук А.Н. на 26.01.1995 года являлся собственником акции обыкновенных именных в количестве 2000. Документ подтверждает период нахождения акций в собственности истца более 5 лет.
В ответе от 01.04.2019г. на претензию АО «Газпромбанк» указал, что 28.02.2019г. акции были проданы, удержан налог по ставке 13% - 40706 рублей. Согласно п.17.2 ст. 217, п.2 ст. 284.2 НК РФ необходимо выполнение условий, указанных в п.2 ст. 284.2 НК РФ, они за период владения акциями истцом не выполнены (л.д.4).
В соответствии со ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой. Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
Несмотря на то, что истец свое письмо 12.03.2019г. назвал претензией, по своему содержанию оно является заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Кроме того, ответчика не предложил заявителю составить заявление по иной форме, в ответе АО «Газпромбанк» указал, что не считает, что у Шевчука А.Н. имеется право на освобождение от уплаты налога.
Поскольку налоговым законодательством предусмотрено обращение по поводу возврата удержанного налога к налоговому агенту, суд считает, что требование истца в этой части подлежат удовлетворению.
Поскольку к правоотношениям между истцом и ответчиком не применяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей», отсутствуют основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда и штрафа.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истец не предоставил доказательства причинения ему убытков, его размера. В этой части его требования также не подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ судом взыскивается с ответчика государственная пошлина в доход бюджета.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 40706 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1421,18 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31.10.2019░.