Дело № 3168/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.
при секретаре Шнайдер В.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
05 сентября 2018 г.
дело по иску Ефименко В. В.ча, Ефименко Т. И. к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения в г.Новокузнецке с учетом нормы жилой площади, но не менее 13 кв.м. на человека.
Требования мотивированы тем, что они являются вынужденными переселенцами, с 1997г. поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В 1999г. Ефименко Т.И. было предоставлено жилое помещение по <адрес> для их временного проживания. На протяжении длительного времени они проживают в квартире, которая непригодна для проживания. Данное жилое помещение 1958г.постройки имеет 85% износа, не соответствует требованиям СанПиН, не пригодно для проживания. Общее техническое состояние дома оценивается как аварийное, дом признан подлежащим сносу.
В судебном заседании истец Ефименко Т.И. и представитель истца Невестенко Т.Н., действующая по ордеру, поддержали заявленные исковые требования.
Представитель Администрации г.Новокузнецка Николаюк И.Н., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований.
Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, была привлечена Администрация Орджоникидзевского района г.Новокузнецка.
Представитель Администрации Орджоникидзевского района г. Новокузнецка Черепанова Н.Б., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
На основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По правилам статьи 86, частей 1, 2 статьи 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - <данные изъяты>"5 - 9 настоящей статьи.
Нормами ч. 1 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ч. 3 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу ч. 8 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как следует из "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32Жилищного Кодекса РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Установлено, что истцы – супруги Ефименко Т.И., Ефименко В.В. являлись вынужденными переселенцами, что подтверждается удостоверениями вынужденных переселенцев.
Семья Ефименко В.В. на основании приказа администрации Орджоникидзевского района города Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденные переселенцы.
В 1999 г. семье Ефименко в составе двух человек предоставлена 3-х комнатная квартира по <адрес>, общей площадью 72,5 кв. м. в соответствии с ордером № от 24.05.1999г., выданным на имя Ефименко Т.И., в качестве члена семьи в ордер включен Ефименко В.В.
Приказом администрации Орджоникидзевского района г. Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ семья Ефименко В.В. была снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По данным поквартирной карточки истцы вселились в предоставленное им жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ, позднее - ДД.ММ.ГГГГ к ним вселились дочь М. с ребенком М. и сын Ефименко С.В.
Таким образом, доводы истцов о том, что они в качестве вынужденных переселенцев не обеспечены жилым помещением и имеют право на его предоставление, суд находит несостоятельными, опровергнутыми представленными доказательствами.
Из поквартирной карточки следует, что в настоящее время в жилом помещении по <адрес>10,зарегистрированы Ефименко Т.И. Ефименко В.В.,, их дочь Г. (ранее М.), муж дочери Генкель С.Ф. и внучка М.
ДД.ММ.ГГГГ Г. на основании договора приватизации № приобрела вышеуказанное жилое помещение в собственность.Истцы,Генкель С.Ф. и М. от участия в приватизации указанного жилого помещения отказались. Данные обстоятельства подтверждаются представленными заявлениями, договором приватизации.
Таким образом, собственником жилого помещения, в котором проживают истцы, является их дочь Г., остальные лица продолжают проживать в нем в качестве членов семьи собственника.
По заказу Г. здание было обследовано ГПКО «Облстройпроект» в 2016г.
Согласно заключению ГП КО «Облстройпроект»: здание не рассчитано на воздействие сейсмических нагрузок, возникающих при землетрясениях, которые уже происходили в период эксплуатации и могут повториться в любое время, интенсивностью до 8 баллов, согласно СП 14.13330.2014;
фундамент здания и грунты основания (по косвенным показателям) имеют тенденцию к просадкам;
деревянные оконные блоки полностью исчерпали свой ресурс и требуют капитального ремонта или замены;
- в результате отсутствия вентиляции помещений и долговременных
протечек в кровле происходит интенсивное замачивание и разрушение всех
конструктивных элементов здания,
аварийное состояние кирпичных стен, чердачных перекрытий, некоторых балконов, а также другие дефекты и повреждения строительных конструкций, снижающие их прочностные и деформативные характеристики и значительно ухудшающие эксплуатационное состояние здания в целом;
электропроводка и элементы электроснабжения требуют замены;
- инженерные коммуникации (водопровод и канализация), а также
оборудование санузлов и кухонь находятся в аварийном состоянии;
- техническое состояние жилого дома продолжает ухудшаться, происходит дальнейшее разрушение несущих и ограждающих конструкций.
Основными причинами возникновения и развития, отмеченных в разделе 5 дефектов и повреждений конструктивных элементов, являются отсутствие постоянного мониторинга технического состояния здания и своевременных текущих и капитальных ремонтов, а также систематические замачивания элементов здания, сейсмические воздействия.
На основании вышеизложенного, общее техническое состояние объекта обследования в соответствии ГОСТ 31937-2011 оценивается как аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта
Рекомендовано признать обследуемый жилой дом по <адрес> аварийным, не пригодным для проживания – подлежащим сносу и принять решение о расселении проживающих.
Распоряжением Администрации г.Новокузнецка от 09.09.2016г. № многоквартирный дом по <адрес>, был признано аварийным и подлежащим сносу.
В то же время решения о сносе дома, изъятии земельного участка Администрацией г.Новокузнецка не принималось.
В Муниципальную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленным порядке аварийным и подлежащим сносу, на территории Новокузнецкого городского округа на 2013-2017 г.г.» указанный дом не включен.
Таким образом, подтверждается факт проживания истцов в жилом помещении, не отвечающим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Однако, само себе признание дома непригодным для проживания, как указывалось выше, не является достаточным основанием для возникновения у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению другого жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания.
Действительно, в соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Между тем, из содержания ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что решение об изъятии жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Как установлено судом, органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого дома, земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о выкупе жилого помещения, либо замене выкупа предоставлением другого жилого помещения.
Также жилой дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, но не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилищного помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ефименко В.В., Ефименко Т.И. в администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят.
Доказательств принятия в установленном порядке решения органа местного самоуправления о признании истцов малоимущими суду также не было представлено.
В качестве вынужденных переселенцев права истцов на обеспечение жилого помещения были реализованы в 1999г., когда по договору социального найма им было предоставлено занимаемое в настоящее время жилое помещение, в связи с чем они были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
В силу изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию г.Новокузнецка обязанности по обеспечению истцов жильем на условиях социального найма во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Ефименко В. В.ча, Ефименко Т. И. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Оленбург Ю.А.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья Оленбург Ю.А.