Решение по делу № 2-1022/2024 от 28.12.2023

Дело № 2-1022/2024

УИД 61RS0003-01-2023-006827-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2024 года                             г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.В.,

при секретаре Коховой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1022/2024 по иску Калмыкова С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о назначении выплаты пенсии, перерасчете пенсии, ИПК и трудового стажа,

УСТАНОВИЛ:

Калмыков С.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о назначении выплаты пенсии, перерасчете пенсии, ИПК и трудового стажа.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что Калмыков С.А. ДД.ММ.ГГГГ обращался в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, далее ДД.ММ.ГГГГ для уточнения и корректировки ИПК, на что получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ, расчет будет произведен при назначении пенсии по документам, а не по сведениям ИЛС, подсчетом ИПК СФР-клиентская служба на правах отдела в г.Гуково не занимается.

Истец запрашивал сведения ИЛС через портал Госуслуг и непосредственно в СФР им замечены ошибки, а именно с каждым годом уменьшение ИПК. В корректировке ИПК истцу отказано.

ДД.ММ.ГГГГ истец написал заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах.

ДД.ММ.ГГГГ. Калмыков С.А. повторно обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах, но уже в основании отказа указано, что истец не предоставил сведения о регистрации и проживании в период с ДД.ММ.ГГГГг.по ДД.ММ.ГГГГг.

Истец ссылается на то, что ему не разъяснили какой именно формат документов (то есть справку, выписку, домовую книгу свидетелей о проживании) необходимо предоставить в ОСФР, вводили в заблуждение и не выдавали информацию. Хотя регистрацию истец предъявлял.

ДД.ММ.ГГГГ истцу отказали в приеме документов в Клиентской службе по г.Гуково, сообщив следующее: сдавай документы в своем государстве. Этим истцу нанесено унижение, моральные и нравственные страдания.

ДД.ММ.ГГГГ истец написал заявление в СФР Первомайского района г.Ростова на Дону заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Калмыкову С.А. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГ Калмыков С.А. обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ОСФР по Ростовской области с ДД.ММ.ГГГГ Калмыкову С.А. произведен перерасчет страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

Истец не согласен с данным решением, и с учетом уточнения исковых требований, просит суд обязать ОСФР по РО назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., обязать ответчика предоставить копию пенсионного дела согласно в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить отчет в письменной форме о пенсионных коэффициентах, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить в счет стажа пенсии за каждый месяц, год, все время по периодам, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, пересчитать весь трудовой стаж в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП.

Истец, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик уполномоченного представителя в судебное заседание не направил, извещен о дате и времени слушания дела надлежащим образом, согласно представленному заявлению, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.

Дело в отсутствие не явившегося ответчика рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ,

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что Калмыков С.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах.

ДД.ММ.ГГГГ Калмыков С.А. повторно обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах, сведения о регистрации и проживании на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представлены.

Рассматривая требования истца о возложении на ОСФР по РО обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ст.14 федеральных конституционных законов №5-ФК, №6-ФК, №7-ФК, №8-ФК граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территориях новых субъектов на день их принятия в Российскую Федерацию (30.09.2022), приобретшие гражданство Российской Федерации, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья.Из норм указанных законов вытекает, что документы, подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме, право на получение медицинской помощи, выданные органами публичной власти новых субъектов, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины, признаются и действуют на территории Российской Федерации в течение переходного периода либо до принятия федерального закона, устанавливающего особенности признания и действия на территории Российской Федерации данных документов. К таким документам относятся документы об установлении инвалидности или категории «ребенок-инвалид», выданные уполномоченным органом новых субъектов Украины (справка к акту освидетельствования медико-социальной экспертной комиссии, медицинское заключение на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет).

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ постоянное проживание гражданина Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории по состоянию на указанную дату либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом).

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года, выехавшего в эти периоды за пределы указанныхтерриторийв Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений).

Согласно ст. 4 данного федерального закона, размеры пенсий, установленных гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету в соответствии с положениями настоящего Федерального закона на основании заявлений пенсионеров о перерасчете размера пенсии, документов, представленных с заявлением, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Перерасчет размера пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии. При этом в случае обращения за перерасчетом размера пенсии в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года перерасчет размера пенсии осуществляется с 1 марта 2023 года.

В случае представления пенсионером документов, поступления документов (сведений), подтверждающих обстоятельства, имевшие место до даты перерасчета размера пенсии, влекущие увеличение размера пенсии в связи с применением положений настоящего Федерального закона, перерасчет размера пенсии осуществляется в порядке, аналогичном порядку перерасчета размера страховой пенсии, предусмотренному ч. 7.2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу ст. 5 приведенного закона, периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились сзаявлениемо внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.

Периоды, указанные в ч. 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется:

1) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой области Украины и Луганской области Украины в период с 1 января 2002 года по 10 мая 2014 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 руб.;

2) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 руб.

Согласно ч. 5 ст. 6 указанного закона, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, определяется:

1) на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 руб.;

2) на территориях Запорожской области и Херсонской области исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 руб.

Согласно ч. 1 ст. 8 приведенного закона в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 января 2023 года, и размер заработка за периоды работы, имевшие место насоответствующейтерритории до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе в случае невозможности проведения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, проверки обоснованности выдачи документов, представленных для подтверждения таких периодов и размера заработка, достоверности содержащихся в них сведений, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по заявлению гражданина, поданному в межведомственную комиссию или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для последующего направления в межведомственную комиссию. Характер работы межведомственной комиссией не подтверждается.

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ межведомственная комиссия создается на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в каждом из указанных субъектов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Из положений приведенного федерального закона следует, что он регулирует пенсионное обеспечение граждан, в том числе постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию.

Таким образом, при разрешении права истца на пенсионное обеспечение, следует установить юридически значимые обстоятельства: откуда конкретно и в какой период времени истец переехал в Российскую Федерацию, с целью определения возможности применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ.

Как усматривается из паспорта гражданина Луганской Народной Республики, выданного на имя Калмыкова С.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Калмыков С.А. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирована по месту жительства на территории Луганской Народной Республики по адресу: <адрес>. Согласно паспорту гражданина Российской Федерации 6021 от ДД.ММ.ГГГГ Калмыков С.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Таким образом, поскольку постоянное проживание Калмыкова С.А. на территории Луганской Народной Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выехавшего в эти периоды за пределы Луганской Народной Республики в Российскую Федерацию, подтверждается представленными выше доказательствами, суд приходит к выводу о том, что право Калмыкова С.А. на перерасчет страховой пенсии по старости на основанииФедерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ, возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая требования истца в части взыскания компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.

Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 17 и 45 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7), гарантирует каждому социальное обеспеченно по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 16.10.2001 №252-О, отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда. Таким образом, часть первая ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключает возможности возложения судом на нарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), ущемляющими имущественные права гражданина.

Прямая обязанность компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в случаях, предусмотренных законом, закреплена в статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.06.2009 №1005-О-О, в соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Так, п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (ст.ст. 12,151 ГК РФ).

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151 ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщении, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 1 и п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В ст. 151 Гражданского кодекса закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Пунктом 31 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30, предусмотрено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Вместе с тем указанные разъяснения не исключают право гражданина на компенсацию морального вреда в связи с нарушением его личных неимущественных прав пенсионным органом.

При этом суд, помимо приведенных выше правовых норм и разъяснений по их применению, полагает необходимым принять во внимание разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», касающиеся сходных правоотношений.

Так, в п. 37 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 разъяснено, что на основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Как усматривается из материалов дела, Калмыков С.А. неоднократно обращался в пенсионный орган с заявлениями о назначении и перерасчете пенсии, вместе с тем, пенсионным органом, при первоначальном обращении Калмыкова С.А., не разъяснено о необходимости предоставления паспорта с регистрацией на территории ЛНР.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценив действия ответчика связанные с отказом в назначении истцу ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, и дальнейшее его поведение в рамках рассмотрения заявления истца о назначении данной меры социальной поддержки, отсутствие надлежащих мер, предпринятых ответчиком для снижения (исключения) вреда, в соотношении с тяжестью причиненных Калмыкову С.А. нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности (пенсионный возраст, неполучение средств к существованию), учитывая требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, пришли к выводу о возможности взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.

Также суд полагает необходимым отметить, что такой размер компенсации морального вреда соразмерен последствиям нарушения прав истца, способным компенсировать потерпевшему перенесенные им нравственные страдания и сгладить их остроту.

Кроме того, суд учитывает, что средства ОСФР имеют целевое назначение, приоритетным расходным обязательством средств ответчика является выплата пенсий другим пенсионерам, инвалидам и т.д., а потому оснований для определения денежной компенсации морального вреда, как в большем, так и в меньшем размере, не усматривает.

Рассматривая требования истца в части возложения на ответчика обязанности предоставить копию пенсионного дела согласно в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить отчет в письменной форме о пенсионных коэффициентах, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить расчет стажа пенсии за каждый месяц, год, все время по периодам, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, пересчитать весь трудовой стаж, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении по тем основаниям, что как усматривается из материалов дела и не отрицается сторонами, данные требования ответчиком добровольно удовлетворены, копия пенсионного (выплатного) дела выдана истцу на руки, расчеты представлены представителем ответчика в письменных возражениях на иск.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Калмыкова С.А. - удовлетворить частино.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494) назначить Калмыкову С.А. (паспорт гражданина РФ ) досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с ФЗ от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», с ДД.ММ.ГГГГ и обязать произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В удовлетворении остальной части требований-отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 мая 2024 года.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Дело № 2-1022/2024

УИД 61RS0003-01-2023-006827-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2024 года                             г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.В.,

при секретаре Коховой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1022/2024 по иску Калмыкова С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о назначении выплаты пенсии, перерасчете пенсии, ИПК и трудового стажа,

УСТАНОВИЛ:

Калмыков С.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о назначении выплаты пенсии, перерасчете пенсии, ИПК и трудового стажа.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что Калмыков С.А. ДД.ММ.ГГГГ обращался в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, далее ДД.ММ.ГГГГ для уточнения и корректировки ИПК, на что получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ, расчет будет произведен при назначении пенсии по документам, а не по сведениям ИЛС, подсчетом ИПК СФР-клиентская служба на правах отдела в г.Гуково не занимается.

Истец запрашивал сведения ИЛС через портал Госуслуг и непосредственно в СФР им замечены ошибки, а именно с каждым годом уменьшение ИПК. В корректировке ИПК истцу отказано.

ДД.ММ.ГГГГ истец написал заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах.

ДД.ММ.ГГГГ. Калмыков С.А. повторно обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах, но уже в основании отказа указано, что истец не предоставил сведения о регистрации и проживании в период с ДД.ММ.ГГГГг.по ДД.ММ.ГГГГг.

Истец ссылается на то, что ему не разъяснили какой именно формат документов (то есть справку, выписку, домовую книгу свидетелей о проживании) необходимо предоставить в ОСФР, вводили в заблуждение и не выдавали информацию. Хотя регистрацию истец предъявлял.

ДД.ММ.ГГГГ истцу отказали в приеме документов в Клиентской службе по г.Гуково, сообщив следующее: сдавай документы в своем государстве. Этим истцу нанесено унижение, моральные и нравственные страдания.

ДД.ММ.ГГГГ истец написал заявление в СФР Первомайского района г.Ростова на Дону заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Калмыкову С.А. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГ Калмыков С.А. обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ОСФР по Ростовской области с ДД.ММ.ГГГГ Калмыкову С.А. произведен перерасчет страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

Истец не согласен с данным решением, и с учетом уточнения исковых требований, просит суд обязать ОСФР по РО назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., обязать ответчика предоставить копию пенсионного дела согласно в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить отчет в письменной форме о пенсионных коэффициентах, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить в счет стажа пенсии за каждый месяц, год, все время по периодам, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, пересчитать весь трудовой стаж в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП.

Истец, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик уполномоченного представителя в судебное заседание не направил, извещен о дате и времени слушания дела надлежащим образом, согласно представленному заявлению, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.

Дело в отсутствие не явившегося ответчика рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ,

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что Калмыков С.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах.

ДД.ММ.ГГГГ Калмыков С.А. повторно обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах, сведения о регистрации и проживании на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представлены.

Рассматривая требования истца о возложении на ОСФР по РО обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ст.14 федеральных конституционных законов №5-ФК, №6-ФК, №7-ФК, №8-ФК граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территориях новых субъектов на день их принятия в Российскую Федерацию (30.09.2022), приобретшие гражданство Российской Федерации, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья.Из норм указанных законов вытекает, что документы, подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме, право на получение медицинской помощи, выданные органами публичной власти новых субъектов, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины, признаются и действуют на территории Российской Федерации в течение переходного периода либо до принятия федерального закона, устанавливающего особенности признания и действия на территории Российской Федерации данных документов. К таким документам относятся документы об установлении инвалидности или категории «ребенок-инвалид», выданные уполномоченным органом новых субъектов Украины (справка к акту освидетельствования медико-социальной экспертной комиссии, медицинское заключение на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет).

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ постоянное проживание гражданина Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории по состоянию на указанную дату либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом).

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года, выехавшего в эти периоды за пределы указанныхтерриторийв Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений).

Согласно ст. 4 данного федерального закона, размеры пенсий, установленных гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету в соответствии с положениями настоящего Федерального закона на основании заявлений пенсионеров о перерасчете размера пенсии, документов, представленных с заявлением, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Перерасчет размера пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии. При этом в случае обращения за перерасчетом размера пенсии в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года перерасчет размера пенсии осуществляется с 1 марта 2023 года.

В случае представления пенсионером документов, поступления документов (сведений), подтверждающих обстоятельства, имевшие место до даты перерасчета размера пенсии, влекущие увеличение размера пенсии в связи с применением положений настоящего Федерального закона, перерасчет размера пенсии осуществляется в порядке, аналогичном порядку перерасчета размера страховой пенсии, предусмотренному ч. 7.2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу ст. 5 приведенного закона, периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились сзаявлениемо внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.

Периоды, указанные в ч. 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется:

1) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой области Украины и Луганской области Украины в период с 1 января 2002 года по 10 мая 2014 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 руб.;

2) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 руб.

Согласно ч. 5 ст. 6 указанного закона, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, определяется:

1) на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 руб.;

2) на территориях Запорожской области и Херсонской области исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 руб.

Согласно ч. 1 ст. 8 приведенного закона в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 января 2023 года, и размер заработка за периоды работы, имевшие место насоответствующейтерритории до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе в случае невозможности проведения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, проверки обоснованности выдачи документов, представленных для подтверждения таких периодов и размера заработка, достоверности содержащихся в них сведений, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по заявлению гражданина, поданному в межведомственную комиссию или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для последующего направления в межведомственную комиссию. Характер работы межведомственной комиссией не подтверждается.

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ межведомственная комиссия создается на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в каждом из указанных субъектов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Из положений приведенного федерального закона следует, что он регулирует пенсионное обеспечение граждан, в том числе постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию.

Таким образом, при разрешении права истца на пенсионное обеспечение, следует установить юридически значимые обстоятельства: откуда конкретно и в какой период времени истец переехал в Российскую Федерацию, с целью определения возможности применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ.

Как усматривается из паспорта гражданина Луганской Народной Республики, выданного на имя Калмыкова С.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Калмыков С.А. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирована по месту жительства на территории Луганской Народной Республики по адресу: <адрес>. Согласно паспорту гражданина Российской Федерации 6021 от ДД.ММ.ГГГГ Калмыков С.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Таким образом, поскольку постоянное проживание Калмыкова С.А. на территории Луганской Народной Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выехавшего в эти периоды за пределы Луганской Народной Республики в Российскую Федерацию, подтверждается представленными выше доказательствами, суд приходит к выводу о том, что право Калмыкова С.А. на перерасчет страховой пенсии по старости на основанииФедерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ, возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая требования истца в части взыскания компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.

Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 17 и 45 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7), гарантирует каждому социальное обеспеченно по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 16.10.2001 №252-О, отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда. Таким образом, часть первая ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключает возможности возложения судом на нарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), ущемляющими имущественные права гражданина.

Прямая обязанность компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в случаях, предусмотренных законом, закреплена в статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.06.2009 №1005-О-О, в соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Так, п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (ст.ст. 12,151 ГК РФ).

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151 ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщении, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 1 и п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В ст. 151 Гражданского кодекса закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Пунктом 31 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30, предусмотрено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Вместе с тем указанные разъяснения не исключают право гражданина на компенсацию морального вреда в связи с нарушением его личных неимущественных прав пенсионным органом.

При этом суд, помимо приведенных выше правовых норм и разъяснений по их применению, полагает необходимым принять во внимание разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», касающиеся сходных правоотношений.

Так, в п. 37 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 разъяснено, что на основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Как усматривается из материалов дела, Калмыков С.А. неоднократно обращался в пенсионный орган с заявлениями о назначении и перерасчете пенсии, вместе с тем, пенсионным органом, при первоначальном обращении Калмыкова С.А., не разъяснено о необходимости предоставления паспорта с регистрацией на территории ЛНР.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценив действия ответчика связанные с отказом в назначении истцу ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, и дальнейшее его поведение в рамках рассмотрения заявления истца о назначении данной меры социальной поддержки, отсутствие надлежащих мер, предпринятых ответчиком для снижения (исключения) вреда, в соотношении с тяжестью причиненных Калмыкову С.А. нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности (пенсионный возраст, неполучение средств к существованию), учитывая требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, пришли к выводу о возможности взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.

Также суд полагает необходимым отметить, что такой размер компенсации морального вреда соразмерен последствиям нарушения прав истца, способным компенсировать потерпевшему перенесенные им нравственные страдания и сгладить их остроту.

Кроме того, суд учитывает, что средства ОСФР имеют целевое назначение, приоритетным расходным обязательством средств ответчика является выплата пенсий другим пенсионерам, инвалидам и т.д., а потому оснований для определения денежной компенсации морального вреда, как в большем, так и в меньшем размере, не усматривает.

Рассматривая требования истца в части возложения на ответчика обязанности предоставить копию пенсионного дела согласно в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить отчет в письменной форме о пенсионных коэффициентах, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить расчет стажа пенсии за каждый месяц, год, все время по периодам, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, пересчитать весь трудовой стаж, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении по тем основаниям, что как усматривается из материалов дела и не отрицается сторонами, данные требования ответчиком добровольно удовлетворены, копия пенсионного (выплатного) дела выдана истцу на руки, расчеты представлены представителем ответчика в письменных возражениях на иск.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Калмыкова С.А. - удовлетворить частино.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494) назначить Калмыкову С.А. (паспорт гражданина РФ ) досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с ФЗ от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», с ДД.ММ.ГГГГ и обязать произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В удовлетворении остальной части требований-отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 мая 2024 года.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

2-1022/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Калмыков Сергей Александрович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Волкова Елена Васильевна
Дело на странице суда
kirovsky.ros.sudrf.ru
28.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее