Решение по делу № 2-762/2017 от 14.06.2017

Гр. дело № 2-762/2017

                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Салда                             11 июля 2017 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Юкиной Е.В.,

при секретаре Бодровой А.В.,

с участием: представителя истца - помощника Верхнесалдинского городского прокурора Мартынова А.В.,

представителя ответчика – МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино» Капитоновой Н.В.,

представителя третьего лица – Управления образованием Верхнесалдинского городского округа Пашениной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников о понуждении совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников (далее по тексту - МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино») о понуждении совершить определенные действия. Просил обязать МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино» в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу решения суда установить в нижний брусок створки со стороны ручки замки безопасности, предусмотренные пунктом 5.1.8. ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, на каждом распашном элементе оконных блоков в следующих помещениях первого этажа учреждения: коридоре; игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; методическом кабинете; спортивном зале; изостудии; фитобаре; медицинском кабинете; процедурном кабинете; кабинете делопроизводителя; кабинете заведующего хозяйством; пищеблоке; прачечной; кабинете заведующего; а также в помещениях второго этажа учреждения: игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; музыкальном зале; коридоре; фойе.

В ходе судебного заседания прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, уточнив, что решение суда должно быть исполнено в срок до д.м.г..

Представитель ответчика - МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино» Капитонова Н.В., уточненные исковые требования прокурора признала частично. Считает, что во всех помещениях детского дошкольного учреждения ставить замки безопасности на оконные блоки не имеется необходимости, в связи с тем, что в функциональные бытовые помещения (методический кабинет, медицинский и процедурный кабинет, прачечная, пищеблок, кабинет заведующего, кабинет заведующего хозяйством, коридор, фойе) вход детям запрещен, и они не смогут ими воспользоваться.

Представитель третьего лица – Управления образованием Верхнесалдинского городского округа Пашенина Т.С. возражала против удовлетворения требований прокурора, считает, что ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» носит рекомендательный характер в связи с отсутствием его в перечне стандартов и сводов правил, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 года № 1047-р, и распространяет свое действие только на оконные блоки, вводимые в эксплуатацию после д.м.г.. Требования безопасности для использования зданий и сооружений установленные в п. 3 ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают, что в проектной документации зданий и сооружений должны быть предусмотрены устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проёмов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести большинства взрослых людей). Оконные проемы в образовательных учреждениях спроектированы таким образом, что низ проема расположен на уровне или выше высоты центра тяжести взрослых людей. Кроме этого, отмечает, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора исполнить решение суда в тридцатидневный срок не представляется возможным, так как муниципальные учреждения финансируются за счет средств муниципального бюджета, а в бюджете на 2017 год денежных средств на исполнение требований ГОСТа не предусмотрено, в связи с чем, решение суда будет неисполнимо в указанный прокурором срок, на основании изложенного просит в удовлетворении иска прокурора отказать.

Заслушав пояснения прокурора, объяснения представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В ходе судебного заседания судом установлено, что подведомственное Управлению образования Верхнесалдинского городского округа МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино» осуществляет образовательную деятельность на основании Устава Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников, утвержденного приказом начальника Управления образования Врхнесалдинского городского округа № .... от д.м.г..

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В целях обеспечения детских, дошкольных и школьных учреждений безопасными условиями пребывания детей, 02.12.1999 года разработан и принят ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», введен в действие с 01.01.2001 года.

Настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные дверные блоки (далее - оконные блоки или изделия) из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения.

На основании Приказа Росстандарта от 17.03.2016 № 168-ст внесенные в ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» изменения вводятся в действие на территории Российской Федерации с д.м.г..

Согласно пункта 5.1.8. ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» (с Изменением № ...., с поправкой) изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что д.м.г. Верхнесалдинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, в части обеспечения безопасности во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подведомственным Управлению образования Верхнесалдинского городского округа. При проведении проверки установлено, что большая часть оконных проемов МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино» оборудована пластмассовыми оконными блоками, установленными после д.м.г., то есть, после введения ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», при этом, такие оконные блоки не в полной степени обеспечивают безопасность отдыхающих детей, поскольку их распашные элементы не укомплектованы замками безопасности, предусмотренными пунктом 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия».

Таким образом, в нарушение п. 3 ч. 6 ст. 28, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников, безопасные условия обучения детей обеспечены не в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних может способствовать несанкционированному открыванию распашных элементов оконных конструкций и выпадению из них обучающихся детей, что создает угрозу их жизни и здоровью, нарушает их конституционные права на жизнь и охрану здоровья.

Исходя из изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» носит рекомендательный характер в связи с отсутствием его в перечне стандартов и сводов правил, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 года № 1047-р, и распространяет свое действие только на оконные блоки, вводимые в эксплуатацию после д.м.г., судом отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Так, согласно части 1 ГОСТа 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», требования настоящего стандарта являются обязательными (кроме оговоренных в тексте стандарта как рекомендуемые или справочные). Изменение № ...., утверждено Приказом Росстандарта от 17.03.2016 № 168-ст и введено в действие c д.м.г..

Пунктом 5.1.8 ГОСТа 23166-99 установлено, что оконные изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Таким образом, ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» является обязательным для выполнения всеми дошкольными учреждениями, оконные блоки в детских, дошкольных и школьных учреждениях, должны быть приведены в соответствие требованиям вышеуказанного ГОСТа начиная с д.м.г., что ответчиком выполнено не было.

Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что требования безопасности для использования зданий и сооружений дошкольным учреждением выполнены, так как оконные проемы в образовательных учреждениях спроектированы таким образом, что низ проема расположен на уровне или выше высоты центра тяжести взрослых людей, как того требуют положения п. 3 ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» устанавливающий, что в проектной документации зданий и сооружений должны быть предусмотрены устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проёмов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести большинства взрослых людей), судом не принимаются во внимание, так как объективно не свидетельствуют о невозможности несанкционированного открывания оконного блока ребенком и как следствие, его выпадения из оконного проема.

Принимая во внимание особенности финансового положения МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино», длительных сроков подготовки и оформления необходимых нормативно-правовых документов для выполнения указанных требований, а так же учитывая мнение прокурора, суд считает возможным установить срок для исполнения исковых требований до д.м.г..

Доводы представителей ответчика и третьего лица о невозможности исполнить решение суда в течение указанного срока в связи с отсутствием финансирования, судом отклоняются.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.04.2006 года N 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч.ч.1 и 2 ст. 19, ч.ч.1 и 3 ст.55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

В данном случае, увеличение сроков исполнения решения суда в части устранения нарушений безопасности жизни и здоровью детей, может повлечь пагубные последствия, нарушить установленные законом права и интересы неопределенного круга лиц, что недопустимо.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона истец освобожден, в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 29, 39,194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Верхнесалдинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников, в срок до д.м.г. установить в нижний брусок створки со стороны ручки замки безопасности, предусмотренные пунктом 5.1.8. ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, на каждом распашном элементе оконных блоков в следующих помещениях первого этажа учреждения: коридоре; игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; методическом кабинете; спортивном зале; изостудии; фитобаре; медицинском кабинете; процедурном кабинете; кабинете делопроизводителя; кабинете заведующего хозяйством; пищеблоке; прачечной; кабинете заведующего; а также в помещениях второго этажа учреждения: игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; игровом помещении группы № ....; спальне группы № ....; туалете группы № ....; раздевалке группы № ....; музыкальном зале; коридоре; фойе.

Взыскать с Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № .... «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья -                     Юкина Е.В.

2-762/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Верхнесалдинский городской прокурор
Ответчики
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №43" "Буратино"
Другие
Управление образования ВСГО
Суд
Верхнесалдинский городской суд Свердловской области
Дело на странице суда
verhnesaldinsky.svd.sudrf.ru
14.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2017Передача материалов судье
19.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2017Судебное заседание
11.07.2017Судебное заседание
11.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее