Решение по делу № 2-688/2024 от 06.09.2024

Дело №2-688/2024

УИД №24RS0003-01-2024-000914-24

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                              27 ноября 2024 г.

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

при секретаре Сафоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО2 о взыскании необоснованно полученных денежных сумм, возврате уплаченной госпошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту КГКУ «УСЗН») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании незаконно полученной государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 65 804 руб. 00 коп., взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 174 руб. 00 коп., по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по <адрес> (далее по тексту ТО КУГКУ «УСЗН») с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в т.ч. на основании социального контракта осуществляет КГКУ «УСЗН» в лице территориальных отделений. На территории <адрес> указанные полномочия осуществляет территориальное отделение по <адрес>. Согласно п. 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ, территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс. Право на получение государственной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения установленный по соответствующей группе территорий <адрес>. На основании заявления ФИО2 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта «по осуществлению иных мероприятий», территориальным отделением принято решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Согласно социальному контракту ФИО2 предоставлена единовременная денежная выплата в размере 16451 руб. 00 коп., перечисленная на расчетный счет, указанный в заявление. ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением принято решение о прекращении оказания ФИО2 государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с не предоставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. В адрес ФИО2 территориальным отделением направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении оказания государственной помощи. ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о возврате неправомерно полученных денежных средств в размере 65804 руб. 00 коп. Однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебное заседание представитель истца – КГКУ «УСЗН» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, заявление об отложении дела в суд не предъявлял, в связи с чем, суд рассматривает дело в порядке заочного производства.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого же кодекса.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

Статьей 3 Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 Закона о государственной социальной помощи получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Закона о государственной социальной помощи).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Закона о государственной социальной помощи).

Право на государственную социальную помощь на основании социального контракта возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина, рассчитанный в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ), по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №134-ФЗ) на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Красноярского края назначается в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».

Согласно абзацу 1 - 2 главы 2 указанного Постановления, социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Из главы 3 следует, что приоритетными направлениями социальной политики края, являются, в том числе: повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам, а именно - малоимущим гражданам (семьям).

В соответствии с главой 5, государственная программа в период с 2023 по 2025 гг. включает 6 подпрограмм, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей и решение программных задач, в том числе: "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности".

Подпрограмма «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма 1) представлена в приложении к государственной программе.

Согласно подп. 5.5.4.10 Подпрограммы, мероприятие, предусмотренное строкой 5.2.12 перечня мероприятий, предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении №18 к государственной программе.

Пунктом 1 Порядка установлено, что порядок назначения государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, малоимущим семьям в виде единовременного социального пособия (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, малоимущим семьям, проживающим на территории Красноярского края, в виде единовременного социального пособия.

Согласно пункта 6 Порядка, государственная помощь назначается малоимущим одиноко проживающим гражданам, малоимущим семьям в целях повышения качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию (обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно) и улучшить материальное положение гражданина (семьи гражданина).

Пунктом 10 Порядка, Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия: 1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства; 4) по осуществлению иных мероприятий. Уполномоченное учреждение заключает с заявителем социальный контракт на следующий срок, но не менее чем на 3 месяца: не более чем на 9 месяцев - по мероприятию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта; не более чем на 12 месяцев - по мероприятиям, указанным в подпунктах 2 - 3 настоящего пункта; не более чем на 6 месяцев - по мероприятию, указанному в подпункте 4 настоящего пункта.

В соответствии с п. 25 Порядка, Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченное учреждение регистрирует заявление с прилагаемыми к нему документами в день его поступления. В случае если заявление с прилагаемыми к нему документами поступило в уполномоченное учреждение в электронной форме в нерабочее время (в том числе в выходной или нерабочий праздничный день), то оно регистрируются в первый рабочий день, следующий за днем его поступления.

Пунктами 38-39 Порядка установлено, что уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта и программой социальной адаптации. Получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятий, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 10 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 31 Порядка).

Согласно п. 45 Порядка, получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 7, 9, 10, 11, 13 - 16 пункта 30 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

В соответствии с п. 46 Порядка, денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ответчик ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в КГКУ «УСЗН» по <адрес> с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан под мероприятие «по осуществлению иных мероприятий», а именно: в целях удовлетворения текущих потребностей в приобретении товаров необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни.

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице начальника территориального отделения КГКУ «УСЗН» и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт по реализации мероприятий, направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя и последствий которые он не может преодолеть самостоятельно, в целях удовлетворения текущих потребностей получателя (п. 1.2). Срок действия социального контракта с 01.03.2023г. по ДД.ММ.ГГГГ (п. 5.1).

Согласно п. 2.1 Социального контракта, государственная помощь по настоящему социальному контракту назначается в сумме 98706,00 рублей.

Пунктом 2.1.1 Социального контракта установлено, что размер ежемесячной (единовременной) денежной выплаты по мероприятию «иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации» составляет 16451,00 руб., продолжительность выплаты: шесть месяцев.

Согласно подп. 6 п. 3.2.2 Социального контракта, Управление имеет право принять решении о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении настоящего социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств: не предоставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению к настоящему социальному контракту.

В соответствии с подп. 6 п. 4.1 Социального контракта, получатель обязан предоставлять в Управление ежемесячно до 15 числа, следующего за отчетным, отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно приложению к настоящему социальному контракту лично, либо посредством почтового отправления, либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления.

Совместно с социальным контрактом сторонами утверждена программа социальной адаптации (Приложение ), в которой прописаны мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, которые должны быть осуществлены по заключенному социальному контракту.

Справкой КГКУ «УСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 за период с марта 2023 г. по июнь 2023 г. ежемесячно выплачивалась государственная социальная помощь на основании социального контракта (преодоление ТЖС) в размере 16451,00 руб., всего на сумму 65804,00 руб.

Территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по Балахтинскому району ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта по причине непредставления получателем ФИО2 ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответстсвии с абз. 1 п. 27 Порядка.

В адрес ФИО2 территориальным отделением направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении оказания государственной помощи и возврате неправомерно полученных денежных средств в размере 65804 руб. 00 коп.

Учитывая все исследованные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу о том, что данная мера государственной поддержки была предоставлена ответчику под мероприятие «иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации» по подпрограмме «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» государственной программы <адрес> «Развитие системы социальной поддержки граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п. Однако ответчик нарушил условия социального контракта от 01.03.2023 г., предусматривающего обязанность получателя предоставлять ежемесячно до 15 числа, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации.

После обнаружение вышеуказанного нарушения условий социального контракта истец направил в адрес ФИО2 уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи и расторжения социального контракта, а также о возврате денежных средств, полученных по социальному контракту в полном объеме в пользу КГКУ «УСЗН».

Однако до настоящего времени ответчиком денежные средства, затраченные на предоставление социальной выплаты, в доход КГКУ «УСЗН» не возвращены, доказательств обратного в суд не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд признает исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» обоснованными, и взыскивает с ФИО2 в пользу КГКУ «УСЗН» незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 65 804 руб. 00 коп.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика госпошлину в размере, в котором истец в силу закона освобожден от ее уплаты при подаче иска, пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований в соответствии с п.1 ч.1 ст.333-19 НК РФ в размере 2 174 руб. 00 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 65 804 рублей 00 копеек, оплаченную государственную пошлину в размере 2 174 рублей 00 копеек, а всего 67 978 рублей 00 копеек.

Разъяснить ответчику право подать в Балахтинский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 06.12.2024 года.

2-688/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Егоров Александр Викторович
Другие
Устинова Ирина леонидовна
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Алексейцев Иван Иванович
Дело на странице суда
balahta.krk.sudrf.ru
06.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2024Передача материалов судье
11.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2024Подготовка дела (собеседование)
17.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2024Судебное заседание
06.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее