УИД 46RS0029-01-2024-001528-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Курск 16 сентября 2024 года
Кировский районный суд города Курска в составе:
председательствующего судьи Якушевой М.Н.,
с участием представителя истца по доверенности – Бородиной Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевляковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сопрунова Владимира Алексеевича к администрации г. Курска о сносе жилого дома, снятии с кадастрового учета,
установил:
Сопрунов В.А. обратился в суд с иском к администрации г. Курска о сносе жилого дома, снятии с кадастрового учета. Требования мотивированы тем, что он ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. После ее смерти, истец обратился к нотариусу ФИО2 для вступления в наследство, которое состояло из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 31.8 кв.м., кадастровый номер №, принадлежащий наследодателю на праве собственности. Наследником является один истец Сопрунов В.А. В браке у истца с супругой совместных детей не имеется, так же, у ФИО1 не имелось своих детей и иных родственников, к нотариусу никто о своих правах, в шестимесячный срок, не объявил. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 582 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предоставлялся на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности 4 апреля 1964 года ФИО3 На вышеуказанном земельном участке и располагается жилой дом с кадастровым номером: №, указанный в техническом паспорте как лит А1 общей площадью 31,8 кв. м., а также жилой дом указанная как Литер А с кадастровым номером №, общей площадью 28, 4 кв.м. Постановлением главы администрации Железнодорожного округа г. Курска № от 13 мая 1998 года было разрешено изменение проекта жилого дома под лит. А-1 со сносом жилого дома под лит. А. Данный жилой дом лит. А является ветхим зданием, отключен от коммуникаций, однако, снесен не был, и с кадастрового учета не снят. Истец обратился в Управление Росреестра по Курской области, для регистрации права собственности на его имя на земельный участок с кадастровым номером: №. С 26.02.2024 г. сделка была приостановлена, одним из основания является то, что отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности на жилой дом литер - А кадастровым номером №. Согласно ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ снос капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных ГрК РФ, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН (п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона о регистрации). На основании изложенного истец Сопрунов В.А. просит разрешить снос жилого дома с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 28,4 кв.м.; снять с кадастрового учета жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 28,4 кв.м.
Представитель истца Сопрунова В.А. по доверенности Бородина Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, по изложенным в исковом заявлении доводам и основаниям, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что проведенным по заказу истца строительно – техническим исследованием, жилой дом лит. А, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным. Обратиться в администрацию г. Курска с заявлением о выдаче разрешения для сноса жилого дома лит. А истец не имеет возможности, поскольку он не является его собственником, в том время как обратиться с таким заявлением правомочен только собственник.
Истец Сопрунов В.А., представитель ответчика – администрации г. Курска и представитель третьего лица – Управления Росреестра по Курской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд приходит к следующему.
Пунктами 1,2 ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Положениями ч. 4 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее также - Положение N 47), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
В силу указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 42 Положения N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения (пункт 45.1 Положения N 47).
В пункте 45 Положения N 47 приведен перечень документов, которые заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, к которым отнесены, в том числе и заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 46 Положения N 47 межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с пунктом 47 Положения N 47 по результатам работы комиссия принимает одно из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данное решение комиссия направляет в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, а также направляет заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома (пункт 47(1) Положения).
В пункте 44 Положения N 47 установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещений установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании абзаца седьмого пункта 44 Положения N 47 также предусмотрено, что решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В силу ч.1 ст. 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Сопрунов В.А. является собственником жилого дома <данные изъяты>. Право собственности на данный жилой дом возникло у Сопрунова В.А. в результате принятия наследства после смерти его супруги – ФИО1, что подтверждается копией наследственного дела к имуществу ФИО1
Жилой дом располагается на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Данный земельный участок предоставлялся ФИО3. в бессрочное пользование 04.04.1964 г. Кировским районным Советом депутатов трудящихся, что подтверждается договором о предоставлении в бессрочное пользование.
Согласно технического паспорта домовладения <адрес>, на земельном участке по данному адресу, помимо жилого дома лит. А1, располагается жилой дом лит. А, площадью 28,4 кв.м.
По сведениям ЕГРН на кадастровом учете стоит жилой дом площадью 28,4 кв.м. по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости отсутствуют. Год завершения строительства – 1964.
Из сообщения ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 18.07.2024 г., следует, что согласно материалов инвентарного дела, по адресу: <адрес>, домовладение состоит из двух жилых домов (лит. А и лит. А1). По данным технической документации жилой дом лит. А1 (№) 2004 года постройки. В правовой документации, до создания Курского учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имеется договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 04.04.1964 № на имя ФИО3
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что жилой дом лит. А в установленном законом порядке был признан бесхозным объектом недвижимости.
Таким образом, строение лит. А, расположенное по адресу: <адрес>, является самостоятельным объектом недвижимости – жилым домом, однако отсутствуют сведения о его правообладателях.
У ФИО4 право собственности на жилой дом лит. А1 возникло как на вновь возведенный объект недвижимости на основании решения Кировского районного суда г. Курска от 20.11.2006 г. Она не являлась наследником ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Курской областной нотариальной платы наследственное дело к имуществу ФИО3 не заводилось.
26.07.2024 г. представитель истца по доверенности Бородина Е.С. обращалась в администрацию ЖО г. Курска по вопросу проведения обследования домовладения №5, литера А с кадастровым номером № <адрес> на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу. На данное обращение было получено сообщение, где заявителю разъяснено, что правом обращения по данному вопросу обладает только собственник домовладения.
По заказу представителя истца Сопрунова В.А. по доверенности Бородиной Е.С. <данные изъяты> провело строительно – техническое исследование одноэтажного жилого дома <данные изъяты>. Специалист ФИО5, проводивший исследование, пришел к выводу о том, что состояние объекта исследования расценивается как аварийное состояние.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сопрунова В.А. о сносе жилого дома лит. А, расположенного по адресу: <адрес>, и снятии его с кадастрового учета, поскольку Сопрунов В.А. не является собственником данного жилого дома, следовательно, у него отсутствуют какие- либо правомочия распоряжаться им, в том числе и сносить. Довод представителя истца о том, что в 1998 г. администрация Железнодорожного округа г. Курска выдавала разрешение ФИО3. на снос деревянной времянки, которая и является домом лит. А, суд находит несостоятельным, поскольку строение лит. А стоит на кадастровом учете не как хозяйственное помещение – времянка, а как жилой дом. Разрешения на снос жилого дома администрация Железнодорожного округа г. Курска не выдавала. Кроме того, данное разрешение было выдано в 1998 г. лицу – ФИО3, который умер 04.02.1994 г. То есть разрешение было выдано умершему лицу. Решением Кировского районного суда г. Курска от 20.11.2006 г. установлено, что ФИО3 умер 04.02.1994 г.
Таким образом, до разрешения вопроса о правообладателе жилого дома лит. А не представляется возможным разрешить вопрос и его сносе и, соответственно, снятии с кадастрового учета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сопрунова Владимира Алексеевича к администрации г. Курска о сносе и снятии с кадастрового учета жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Курский областной суд через Кировский районный суд г. Курска.
Мотивированное решение будет изготовлено 20 сентября 2024 года.
Судья М.Н. Якушева
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2024 года.