Дело № 2А-2306/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2019 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Административного истца – Власенко А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Власенко А. В., Власенко Л. В. о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, Министерства имущественных отношений Московской области об отказе в согласовании проекта постановления о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка
У с т а н о в и л :
Власенко А.В., Власенко Л.В. обратились в суд с административным исковым заявлением и просят признать незаконным:
- решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области Министерства имущественных отношений Московской области от 17.06.2019 об отказе в согласовании проекта постановления администрации городского округа Серпухов Московской области о предоставлении истцам в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым <номер>, общей площадью 18464 кв.м., расположенного по <адрес>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под производство;
- решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 04.07.2019 № 1.1.21/4006исх об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым <номер>, общей площадью 18464 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Борисовского шоссе, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под производство.
В целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов истцы просят обязать администрацию городского округа Серпухов Московской области внести изменения в договор аренды земельного участка от 02.12.2003 <номер>, заключенный между администрацией Серпуховского района и ООО Фирма «КНОР», индивидуальным предпринимателем Т., В., зарегистрированный Московской областной регистрационной палатой 07.02.2004 за <номер>, заменив арендаторов земельного участка В. и Т. на наследников Власенко А. В. и Власенко Л. В., исключив из договора ООО «КНОР».
Свои требования Власенко А.В. и Власенко Л.В. мотивируют тем, что в равных долях являются наследниками после смерти своих родителей: В., умершего 05.03.2007, и Т., умершей 28.12.2007.
В состав наследства, открывшегося после смерти родителей истцов, вошли объекты недвижимости и имущественные права, принадлежавшие наследодателям на день смерти, а именно: комплекс нежилых зданий (проходной пункт, прачечная, столярная мастерская, склад заполнителя, две основных пристройки),расположенные по адресу: Московская область, Серпуховский район, Борисовское шоссе, ОАО «Српуховский завод ЖБИ», а также право аренды на земельный участок общей площадью 18464 кв.м, кадастровый <номер>, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, по договору аренды неделимого земельного участка от 02.12.2003 №325, заключенного наследодателями с администрацией Серпуховского муниципального района, и зарегистрированного Московской областной регистрационной палатой 07.02.2004, устанавливающего срок аренды на 47 лет, то есть до 01.12.2050.
Для внесения изменений в договор аренды в части замены стороны арендатора по договору на истцов как наследников, последние обратились к арендодателю - в администрацию городского округа Серпухов.
На заявление истцов администрация городского округа Серпухов письмом от 04.07.2019 за №1.1.21/4006 исх. сообщила, что администрацией был подготовлен проект постановления о предоставлении истцам в аренду без проведения торгов земельного участка и направлен пакет документов для согласования данного решения в Министерство имущественных отношений Московской области. На основании сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 17.06.2019 №85-3 (п.250) принято решение об отказе в согласовании проекта постановления по причине отсутствия оснований, предусмотренных ст.39.6 ЗК РФ для предоставления истцам земельного участка в аренду без проведения торгов, а также отсутствия документов, подтверждающих включение права аренды на земельный участок в состав наследства. С учетом указанного администрация городского округа Серпухов отказала в принятии положительного решения по обращению истцов.
С данными решениями Министерства имущественных отношений Московской области и администрации городского округа Серпухов об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без торгов истцы не согласны, считают их незаконными и необоснованными в силу следующего.
По договору аренды неделимого земельного участка от 02.12.2003 <номер>, заключенного между администрацией Серпуховского муниципального района (арендодатель), с одной стороны, и В., Т., ООО «КНОР» (арендаторы на одной стороне), с другой стороны, арендодатель передал за плату во временное владение и пользование арендаторам неделимый земельный участок общей площадью 18464 кв.м, кадастровый <номер>, расположенный в районе Борисовского шоссе, сроком на 47 лет: с 02 декабря 2003 года по 01 декабря 2050 года, для размещения производства продуктов питания. Договор аренды в установленном порядке был зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 07.02.2004 за <номер>. Договор сторонами не расторгался, недействительным в судебном порядке не признавался.
Арендатор В. умер 05.03.2007 года. Арендатор Т. умерла 28.12.2007 года. Деятельность фирмы ООО «КНОР» прекращена и данное Общество исключено из ЕГРЮЛ 29.01.2018.
Правопреемниками после смерти арендаторов В. и Т. являются их наследники (дети): истцы - Власенко А.В. и Власенко Л.В. Правопреемников фирмы ООО «Кнор» не имеется.
Административные истцы ссылаются на положения ст. ст. 1152, 1153, п. 2 ст. 617 ГК РФ, подпункт 9 п.2 ст.39.6, ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, и указывают, что в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.
В действующей редакции Земельного кодекса РФ не установлено иных положений в части перехода прав и обязанностей по договору аренды в случае смерти арендатора, иных положений по данному вопросу не предусмотрено и действующим договором аренды.
Таким образом, в силу прямого указания в законе следует, что права и обязанности по договору аренды неделимого земельного участка от 02.12.2003 № 325 подлежат переходук истцам, как к единственным наследникам арендаторов, действие договора аренды не прекращается в связи со смертью арендаторов, в связи с чем требование Министерства имущественных отношений о предоставлении дополнительных доказательств включения права аренды в наследственную массу является незаконным, так как противоречит положению статьи 617 ГК РФ.
Истцы ссылаются на то, что имеют исключительное право на получение в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку на данном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие им на праве собственности, ранее также принадлежавшие их наследодателям.
Являясь собственниками объектов недвижимости, расположенных на арендованном земельном участке, истцы после смерти своих родителей и возникновения у них права собственности на данные объекты недвижимости, в установленном порядке осуществляют оплату арендных платежей по договору аренды в период с 2008 года и по настоящее время, которые принимаются органом местного самоуправления, что фактически свидетельствует о подтверждении со стороны арендодателя в отношении спорного земельного участка наличия арендных правоотношений между сторонами по делу на основании договора аренды от 02.12.2003г.
С учетом указанного, истцы считают незаконным довод Министерства имущественных отношений Московской области об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 39.6 ЗК РФ, для предоставления истцам земельного участка в аренду без проведения торгов.
Истцы указывают, что решения ответчиков об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка нарушают права истцов, как собственников объектов недвижимости, которые расположены на данном участке, предусмотренные статьей 39.20 ЗК РФ.
Административный истец Власенко Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.
Административный истец Власенко А.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что после вступления в наследство и оформления права собственности на объекты недвижимости, обратились с заявлением в администрацию городского округа Серпухов о переводе прав и обязанностей по заключенному наследодателями договору аренды земельного участка. Первое обращение с заявлением было в ноябре 2018 года, на которое получен отказ в связи с тем, что в ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации договора аренды земельного участка, что не соответствовало действительности. Повторно обратились с заявлением о переводе прав и обязанностей по договору аренды в апреле 2019 года. С заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов не обращались.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное не явился, извещен надлежаще. Ранее в судебном заседании представитель ответчика по доверенности – Кордюкова С.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что 04.04.2019 Власенко Л.В. обратилась в Администрацию городского округа Серпухов с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» в части внесения изменений в договор аренды земельного участка от 02.12.2003 № 325 в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 18464 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Борисовского шоссе, с видом разрешенного использования «для производства».
Административный ответчик ссылается на положения пункта 1 статьи 39.6, статьи 39.16, пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44, и указывает, что после поступления от Власенко Л.В. заявления о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 02.12.2003 № 325 в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, Администрацией городского округа Серпухов был подготовлен и направлен пакет документов в Министерство имущественных отношений Московской области для согласования проекта решения о предоставлении указанного земельного участка Власенко А.В. и Власенко Л.В. в аренду.
На основании сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 17.06.2019 № 85-3 (п. 250), учитывая отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для предоставления заявителю земельного участка в аренду без проведения торгов, а также отсутствие документов, подтверждающих включение права аренды на земельный участок в состав наследственной массы, принято решение об отказе в согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка с кадастровым <номер>, вид разрешенного использования «под производство», в аренду.
В связи с этим Администрацией городского округа Серпухов в адрес Заявителя было направлено письмо от 04.07.2019 № 1.1.21/4006 с указанием на то, что принятие положительного решения по данному вопросу не представляется возможным.
На основании вышеизложенного, Администрация городского округа Серпухов Московской области считает, что решение об отказе в предоставлении административным истцам спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, содержащееся в письме от 04.07.2019 № 1.1.21/4006 исх., является законным и обоснованным.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на исковое заявление, в которых указал, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку именно орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Решение же Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношении в Московской области, оформленное протоколом от 17.06.2019 № 85-3 (п. 250), носит рекомендательный характер и не может нарушать права и законные интересы заявителей.
Структура исполнительных органов государственной власти Московской области утверждена постановлением Губернатора Московской области от 16.09.2013 № 221-ПГ, в соответствии с которой в систему органов исполнительной власти входят: Правительство Московской области, Министерства Московской области, Комитеты и Главные управления Московской области.
Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области формируется при Градостроительном совете Московской области в целях формирования позиции органов исполнительной власти, подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях и проектов решений Градостроительного совета Московской области (пункт 12.3 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 N 180/9).
При этом сам Градостроительный совет Московской области, как коллегиальный орган, создан в целях формирования и практической реализации единой градостроительной политики и рационального использования земель для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности на территории Московской области (пункты 1, 2 Положения о Градостроительном совете Московской области).
Следовательно, решения, принимаемые на заседаниях Градостроительного совета и Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, отражают только позицию органов исполнительной власти Московской области по тому или иному вопросу и носят рекомендательный характер для органа государственной власти или органа местного самоуправления, к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались на заседании комиссии.
При таких обстоятельствах, оспариваемое заявителями решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области не нарушает права и законные интересы истцов, поскольку оно принято не органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не адресовано истцам и носит рекомендательный характер для Администрации городского округа Серпухов Московской области.
Также представитель Министерства имущественных отношений Московской области считает, что отсутствуют основания, предусмотренные ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления заявителям земельного участка в аренду без проведения торгов.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Власенко Л.В. и представителей административных ответчиков.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно разъяснениям, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иными нормативными правовыми актами.
Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела усматривается, что административные истцы Власенко А.В. и Власенко Л.В. являются наследниками к имуществу умершей 28 декабря 2007 года матери Т. и умершего 05 марта 2007 года В..
На основании свидетельств о праве на наследство по закону, решений суда о признании права собственности в порядке наследования, за истцами зарегистрировано право общей долевой собственности, доля в праве 1/2 у каждого, на проходной пункт площадью 11,8 кв.м., прачечную площадью 143,1 кв.м., столярную мастерскую площадью 372,5 кв.м., склад заполнителя площадью 196,2 кв.м., основную пристройку площадью 19,7 кв.м., основную пристройку площадью 9,9 кв.м., о чем внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр недвижимости.
В материалы дела представлен Договор аренды неделимого земельного участка <номер>, заключенный 02 декабря 2003 года между арендодателем Администрацией Серпуховского района, и арендаторами ООО фирма «КНОР» в лице генерального директора В., индивидуальным предпринимателем Т. и В.. Данный договор зарегистрирован 07.02.2004 Московской областной регистрационной палатой за <номер>.
В соответствии с выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью 18464 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Борисовского шоссе, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под производство, в отношении земельного участка зарегистрировано обременение в виде договора аренды, зарегистрированного 07.02.2004 за <номер> на срок с 02.12.2003 по 01.12.2050, в пользу Т., В., ООО фирма «КНОР» на основании договора аренды земельного участка от 02.12.2003 № 325.
04.04.2019 Власенко Л.В. через Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» (МАУ «МФЦ») обратилась в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов», в котором просила внести изменения в договор аренды земельного участка от 02.12.2003 № 325 на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью 18464 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Борисовского шоссе, в связи с прекращением деятельности юридического лица и наследованием.
На основании вышеуказанного заявления Администрацией городского округа был подготовлен проект постановления о предоставлении Власенко А.В. и Власенко Л.В. в аренду земельного участка с участок с кадастровым <номер>, площадью 18464 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Борисовского шоссе, сроком на 31 год с 01.03.2019 по 01.12.2050 (пункт 2 Постановления). Считать договор аренды земельного участка от 02.12.2003 № 325, заключенный с ООО фирма «КНОР», прекращенным с 01.03.2019 в связи с прекращением деятельности юридического лица (пункт 1 Постановления).
Одновременно были подготовлены проект Договора аренды земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 18464 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Борисовского шоссе, подлежащего заключению арендодателем Комитетом управления имуществом городского округа Серпухов с арендаторами Власенко А. В. и Власенко Л. В., Акта приема-передачи земельного участка и Соглашения о расторжении к договору аренды земли <номер> от 02.12.2003, в соответствии с которым Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов и ООО «КНОР» с 15.03.2019 расторгают договор аренды земли <номер> от 02.12.2003.
Подготовленный проект решения по результатам рассмотрения заявления Власенко Л.В. и приложенные к нему документы 04.06.2019 Администрацией городского округа Серпухов были направлены на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.
В соответствии с п.250 Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области № 85-3 от 17.06.2019 решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области отказано в согласовании проекта ОМС о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым <номер>, общей площадью 18464 кв.м., вид разрешенного использования – под производство; категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в связи с тем, что отсутствуют основания, предусмотренные ст.39.6 Земельного кодекса российской Федерации, для предоставлению заявителю земельного участка в аренду без проведения торгов, а также отсутствуют документы, подтверждающие включение права аренды на земельный участок в состав наследственной массы.
Власенко Л.В., Власенко А.В. письмом от 04.07.2019 № 1.1.21/4006исх первого заместителя Главы Администрации городского округа Серпухов Московской области Сетраковой Е.М. на обращение о предоставлении земельного участка в аренду уведомляются, что в соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», реализация полномочий органами местного самоуправления осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений Московской области. На основании п.250 сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 17.06.2019 № 85-З, учитывая отсутствие оснований, предусмотренных ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов, а также отсутствие документов, подтверждающих включение права аренды земельного участка в состав наследственной массы, принято решение об отказе в согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040229:14 в аренду. В связи с вышеизложенным принятие положительного решения по данному вопросу не представляется возможным.
Выслушав административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ст. 39.6 Земельного кодекса РФ приведены основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 года № 12 ВР-1305 утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области документов для согласования решения о предоставлении земельных участков на определенном праве.
Таким образом, с 01.01.2015 года, после вступления в действие Законов Московской области № 106/2014-03 от 24.07.2014 и № 107/2014-03 от 24.07.2014 года, предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но после предварительного согласования с Министерством имущественных отношений Московской области.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017г. № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».
Согласно пункта 1 вышеуказанного Временного порядка, при поступлении от граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц заявлений: об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о заключении договора аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования земельным участком (далее - Договор), об установлении вида разрешенного использования земельного участка или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, о переводе земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую на территории муниципального района, городского округа (за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов), установлении сервитута на земельный участок или часть земельного участка, на территорию, а также обращений, связанных с реализацией органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений, осуществляемых ими в соответствии с Законом Московской области от 29.11.2016 № 144/2016-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений», уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков и получение документов, указанных в пунктах 1.2-1.4 Временного порядка.
Согласно пункта 2 Временного порядка, подготовленный Проект с приложенными документами подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.
В соответствии с пунктом 4.2.3. Временного порядка, в случае соответствия представленного Проекта Примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, наличия необходимых документов, при условии, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области, исходя из вида разрешенного использования земельного участка или его площади при наличии голосов против, а также в случае поступления обращения члена МВК о необходимости рассмотрения вопроса на очном заседании, - включает Проект в повестку очередного заседания МВК для его рассмотрения на очном заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК), на котором МВК принимает следующие решения: о согласовании Проекта; об отказе в согласовании Проекта с указанием причин отказа; о внесении Проекта на рассмотрение Градостроительного совета Московской области с соответствующим проектом решения.
Согласно пункта 4.2.4. Временного порядка, по итогам очного заседания МВК решения МВК оформляются очным протоколом и направляются в орган местного самоуправления через Межведомственную систему электронного документооборота (МСЭД).
Согласно пункта 4.3.1. Временного порядка, Выписка из протокола заочного заседания МВК приравнивается к протоколу заседания МВК по соответствующему вопросу.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 16 Закона № 210-ФЗ МФЦ осуществляют в том числе: составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в МФЦ по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением № 250.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 04.04.2019 Власенко Л.В. обратилась с заявлением о внесении изменений в Договор аренды неделимого земельного участка <номер>, заключенный 02 декабря 2003 года между арендодателем Администрацией Серпуховского района, и арендаторами ООО фирма «КНОР» в лице генерального директора В., индивидуальным предпринимателем Т. и В.., который зарегистрирован 07.02.2004 Московской областной регистрационной палатой за <номер>.
Согласно статьям 606, 607, 610 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки, особенности их сдачи в аренду могут быть установлены законом.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, а условия реализации такого права – пунктом 4 данной статьи.
При отсутствии предусмотренных указанными нормами условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьями 1110, 1112, 1152 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В соответствии с пунктом 2 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
В силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в аренде, как объекты права наследованию не подлежат, однако на права и обязанности по договору аренды земельного участка может быть выдано свидетельство о праве на наследство.
Земельный кодекс Российской Федерации также не содержит ограничений для перехода к наследникам прав и обязанностей по договору аренды земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах к истцам Власенко А.В., Власенко Л.В., которые приняли наследство, им выданы свидетельства о праве на наследство по закону, на основании которых за ними зарегистрировано право собственности в порядке наследования на объекты недвижимости, соответственно, в силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, после смерти В. и Т. в порядке наследования перешли не только вещи и иное имущество, но и имущественные права и обязанности, в том числе, вытекающее из договора аренды неделимого земельного участка <номер>, заключенный 02 декабря 2003 года, а также предусмотренное статьей 617 Гражданского кодекса Российской Федерации право на вступление в действующий договор аренды - договор аренды неделимого земельного участка <номер>, заключенный 02 декабря 2003года.
Из материалов дела следует, что административные истцы просят признать незаконным принятые Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области Министерства имущественных отношений Московской области решение от 17.06.2019 об отказе в согласовании проекта постановления администрации городского округа Серпухов Московской области о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым <номер>, общей площадью 18464 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Борисовского шоссе, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование; а также решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 04.07.2019 № 1.1.21/4006исх об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов указанного земельного участка.
Однако из содержания заявления от 04.04.2019 Власенко Л.В. следует, что она обращалась в орган местного самоуправления по вопросу переоформления договора аренды неделимого земельного участка <номер>, заключенного <дата>, срок действия которого не истек, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, которое не было рассмотрено по существу поставленного в нем вопроса.
Вместо разрешения указанного заявления именно в том контексте, который был оформлен при обращении в МФЦ, Администрацией городского округа Серпухов рассмотрено принято решение о направлении на согласование в Министерство имущественных отношений проектов постановления и соответствующих документов о предоставлении административным истца в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, о чем истцами соответствующее заявление в муниципальный орган не подавалось. При этом перевод прав умерших арендаторов по договору аренды неделимого земельного участка <номер>, заключенный 02 декабря 2003года не является новым предоставлением земельного участка, а является одним из случаев правопреемства.
Административным ответчиком Министерство имущественных отношений Московской области на заседании Межведомственной комиссии 17.06.2019 были рассмотрены именно те документы, которые оформлены Администрацией городского округа Серпухов по заявлению от 04.04.2019. При этом данных о том, что принадлежащие истцам объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым <номер>, общей площадью 18464 кв.м., расположенном по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Борисовского шоссе, не представлено, в связи с чем было принято решение об отказе в согласовании проекта постановления.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям; суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев прямо определенных в законе.
Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Однако административными истцами соответствующее нарушенному праву требование по факту не принятия решения по существу заявления от 04.04.2019 о переводе прав и обязанностей по договору аренды не заявлялось, решение административными ответчиками об отказе в переводе прав и обязанностей на истцов по договору аренды неделимого земельного участка от 02.12.2003 №325, не принималось.
При разрешении заявленных Власенко А.В., Власенко Л.В. требований, содержащиеся в административном исковом заявлении, сформулированных самими административными истцами, с учетом положений процессуального законодательства, которое не возлагает на суд обязанность делать выводы о фактическом волеизъявлении истца относительно формулирования предмета спора, домысливать и предполагать, в чем конкретно выражаются требования истца и на какое лицо истец полагает, что должны быть возложены те или иные обязанности, поскольку другая сторона спорных правоотношений представляет по делу доказательства и приводит свои возражения в соответствии с теми требованиями и их основаниями, которые предъявлены в суд, заявленные требования административных истцов удовлетворению не подлежат, так как с заявлением о предоставлении земельного участка по договору аренды ими не подавалось, соответственно их права принятыми решениями об отказе в заключении нового договора аренды не нарушены, а вопрос о переводе прав и обязанностей по договору аренды на истцов в соответствии с положениями пункта 2 статьи 617 ГК РФ административными ответчиками не рассматривался.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Такое решение по смыслу действующего законодательства, в частности части 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ, принимается судом в случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) не нарушает права и свободы заявителя, а также соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Разрешая заявленные требования, суд, приходя к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, учитывая изложенное выше, исходит из того, что в данном случае предусмотренная законом совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения административного иска отсутствует, в связи с чем на административного ответчика не может быть возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов способом, указанным в исковом заявлении. При этом принятие решения конкретного решения по заявлению о переводе прав и обязанностей на административных истцов по договору аренды земельного участка находится в компетенции органов местного самоуправления, деятельность которых осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и не может быть подменена судом.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.06.2019 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 18464 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 04.07.2019 № 1.1.21/4006░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 18464 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02.12.2003 <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ «░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░., ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 07.02.2004 ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░ ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░», - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2019 ░░░░