Решение по делу № 2-3069/2022 от 27.06.2022

Дело №2-3069/2022

77RS0021-02-2022-004455-38

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рыбинск                                     «27» декабря 2022 г.

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Коноваловой И.В.,

при секретаре Соляковой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Ярославского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

установил:

Заместитель военного прокурора Ярославского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к Министерству обороны Российской Федерации об обязании принять меры к реконструкции комплекса биологических очистных сооружений, расположенных на территории военного городка (<адрес>) в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда по делу в законную силу, в объеме разработанного тактико-технического задания (на проектирование очистных сооружений военного городка (<адрес>), утв. органами военного управления и направленного 02.07.2019 в Департамент строительства Минобороны России (исх. УЭСиОКУ ЗВО).

В обоснование требований указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере экологии и природопользования установлено следующее. В рамках реорганизации ФГКЭУ «Ярославская КЭЧ района» и ФГКЭУ «Костромская КЭЧ района» Минобороны России на основании приказа Минобороны России от 17.10.2010 на балансовый учет ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ переданы объекты недвижимого имущества военного городка (<адрес>). В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 24.03.2017 , передаточным актом недвижимого имущества от 29.06.2017 очистные сооружения данного военного городка закреплены на праве оперативного управления за ФИО6 «ФИО1» ФИО2 России. Требованиями приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что контроль за техническим состоянием материально-технической базы осуществляется путем проведения систематических плановых (весенних, осенних) и внеплановых (внеочередных) осмотров. Согласно акту осеннего осмотра объектов водопроводно-канализационного хозяйства военного городка от 08.10.2021 системы водоснабжения требуют текущего и капитального ремонта, поскольку отсутствуют ограждения, многочисленные соединения кабеля, прелость изоляции, течь кровли по всей площади зданий, перекосы и растрескивания деревянных коробок и полотен, разрушение отмостки, выбоины в бетонных полах, многочисленные коррозии и заплаты на трубах, разрушение труб наружных канализационных сетей и трубопроводов, разрушение дна емкости резервуара-накопителя, электросистема не соответствует требованиям ПУЭ, в связи с чем требуется замена силового кабеля и электрощита с автоматами защиты и управления. Допущенные нарушения требований законодательства при эксплуатации систем водоснабжения влекут негативное воздействие на окружающую среду. По сообщению начальника отдела (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Западного военного округа (исх. от 03.02.2022) в соответствии с указанием заместителя Министра обороны РФ ФИО8 (телеграмма от 03.06.2019 ) в целях восстановления технического состояния систем водоотведения хозяйственно-бытовой канализации военных городков Западного военного округа разработаны тактико-технические задания на строительство и проектирование очистных сооружений. Указанные ТТЗ 02.07.2019 за исх. , 16.07.2019 за исх. направлены в адрес руководителя Департамента строительства Минобороны РФ. Однако канализационно-очистные сооружения военного городка до настоящего времени не включены в план модернизации инфраструктуры военных городков Минобороны РФ, что недопустимо, поскольку влияет на загрязнение окружающей среды.

В судебное заседание помощник прокурора не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях.

Представитель третьих лиц ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Западному военному округу) в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица ГП ЯО «Северный водоканал» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. о времени и месте судебного заседания извещен.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Бремя доказывания обстоятельств, на которых основаны исковые требования и возражения, лежат на истце и ответчике по делу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Представленные истцом и исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод о доказанности юридически значимых обстоятельств по данному делу.

В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу п. 12 чт. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п.п.1,7 Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Минобороны России, в т.ч., организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил. В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 на балансовый учет ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ переданы объекты недвижимого имущества военного городка (<адрес>).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В силу п.13 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 , ФГБУ "ЦЖКУ" предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета. Филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; взаимодействие с органами местного самоуправления; принятие решений при участии в комиссии по приемке законченных строительством объектов (п.14 Руководства).

Приказом директора департамента имущественных отношений Минобороны России от 24.03.2017 очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. 29.06.2017 составлен передаточный акт (п.п.1362 Перечня недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления…, приложение к передаточному акту).

Согласно акту осеннего осмотра 2021г. системы водоснабжения, ведомости дефектов ограждения отсутствуют, многочисленные соединения кабеля, прелость изоляции, кровля течет по всей площади здания, перекосы и растрескивания деревянных коробок и полотен, разрушение отмостки, выбоины в бетонных полах, многочисленные заплаты на трубах, хомуты, коррозия труб, разрушение кирпичной кладки под колодезное кольцо, запорная арматура не держит давление, электросистема не соответствует ПУЭ.

Из материалов дела следует, что в соответствии с указанием заместителя Министра обороны РФ ФИО8 в целях восстановления технического состояния систем водоотведения хозяйственно-бытовой канализации военных городков Западного военного округа разработано тактико-техническое задание на проектирование очистных сооружений военного городка (<адрес>).

Вместе с тем, техническое состояние очистных сооружений военного городка до настоящего времени не изменилось; доказательств иного не представлено.

В соответствии со ст.3 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Доводы ответчика о том, что Министерство обороны РФ не является надлежащим ответчиком, суд полагает необоснованным, поскольку Министерство обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него полномочий, учитывая, что решение суда по существу обязывает государственный орган привести техническое состояние принадлежащего ему здания в соответствие с требованиями законодательства.

При этом, из письменных пояснений ФГБУ «ЦЖКУ» следует, что учреждением во исполнением Алгоритма взаимодействия органов военного управления… составлено тактико-техническое задание на проведение ремонтных работ, данный перечень включен в заявочный план объектов КЖФ, требующих проведения капитального ремонта. Т.о., учреждением приняты полные меры в рамках предоставленных полномочий.

Кроме того, суд полагает отклонить доводы Министерства обороны Российской Федерации о том, что возложение на него соответствующей обязанности является вмешательством в хозяйственную деятельность государственного органа. В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Указание ответчика на обстоятельства, возникшие 24.02.2022, суд полагает, не могут свидетельствовать об освобождении от исполнения требований федерального закона.

Таким образом, суд полагает исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Из содержания данной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Принимая во внимание заявленные требования, значимость действий, совершение которых возлагается на ответчика, отсутствие возражений ответчика, суд считает возможным согласиться с предлагаемым истцом сроком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Министерство обороны Российской Федерации (ИНН ) принять меры к реконструкции комплекса биологических очистных сооружений, расположенных на территории военного городка (<адрес>) в объеме разработанного тактико-технического задания на проектирование очистных сооружений военного городка <адрес>, в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                          Коновалова И.В.

2-3069/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель военного прокурора Ярославского гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
ГП ЯО "Северный водоканал"
Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ ЖКС-19
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Коновалова И.В.
Дело на сайте суда
rybinskygor.jrs.sudrf.ru
27.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.06.2022Передача материалов судье
01.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2022Судебное заседание
23.09.2022Судебное заседание
28.10.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
09.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2023Дело оформлено
27.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее