Дело № 2 «а»-40/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2017 года г.Клинцы
Клинцовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Гущиной И.Н.,
при секретаре Ковалевой И.В.,
с участием представителя административного истца –помощника прокурора Клинцовского района Брянской области Суярковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Клинцовского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о признании незаконным бездействий и понуждении к совершению действий, направленных на проведение государственной регистрации права собственности на земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенным по адресу: <адрес>,
установил:
Прокурор Клинцовского района Брянской области обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. В обоснование указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Клинцовского района Брянской области на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации, направленного на организацию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения было установлено, что на территории Рожновского сельского поселения Клинцовского района Брянской области по адресу: <адрес>, расположен земельный участок под общественным местом погребения (кладбищем). По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> записи о регистрации прав на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Право собственности на него не зарегистрировано. К муниципальной собственности Рожновского сельского поселения Клинцовского района данный земельный участок не относится, в реестр муниципальной собственности названного сельского поселения не включен, иного собственника не имеет. Ранее по результатам проверочных мероприятий в адрес главы Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области вносилось представление об устранении выявленных нарушений, однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Бездействием Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области нарушаются интересы неопределенного круга лиц, что приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, нарушению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и как следствие создает угрозу жизни и здоровью жителям поселка. Административный истец просил суд, признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязать администрацию Рожновского сельского поселения Клинцовского района Брянской области провести государственную регистрацию права собственности в отношении земельного участка с сооруженными на нем кладбищем в <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Клинцовского района Брянской области Суяркова Е.Г., поддержала заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика глава Рожновского сельского поселения Клинцовского района Брянской области Киндыч В.Н., надлежащим образом извещенный о времени м месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело без участия представителя Рожновской сельской администрации, при этом указал, что с исковыми требованиями прокурора Клинцовского района он согласен.
В соответствии со ст.167 ч.3 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика, с направлением ему копии решения.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, следует, что в ходе проведенной прокуратурой Клинцовского района Брянской области проверки на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации, направленного на организацию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, на территории Рожновского сельского поселения Клинцовского района было установлено наличие земельных участков с сооруженными на них кладбищами, права собственности на которые не зарегистрированы, в том числе, земельный участок по адресу: <адрес>, который в муниципальной собственности не значится. С заявлением для постановки указанных объектов на учет либо для признания права собственности, Рожновская сельская администрация не обращалась.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 3 ст. 1 Закона Брянской области от 5 декабря 2014 года № 80-з «О вопросах местного значения сельских поселения в Брянской области», вступившим в силу с 1 января 2015 года, к числу вопросов местного значения сельских поселения в Брянской области отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст.18, п.2 ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ, земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, и право собственности на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст.25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 (собственность на землю) и 4 (ограничение пользования чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками) настоящего кодекса, возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В соответствии со статьей 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из указанных норм следует, что органы местного самоуправления сельского поселения обязаны оформить земельные участки, занятые кладбищами в муниципальном образовании - Рожновском сельском поселении Клинцовского района в муниципальную собственность.
Из представления прокурора Клинцовского района Брянской области №41-2015 от 25 мая 2015 года «Об устранении нарушений законодательства РФ, направленного на организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения» следует, что невыполнение Рожновской сельской администрацией Клинцовского района Брянской области возложенной законом обязанности по организации территории поселения ритуальных услуг и надлежащему содержанию мест захоронения приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища и захламлению прилегающих к кладбищу земельных участков, что влечет нарушение требований СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84, и в конечном итоге нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности и благоприятной окружающей среды.
Главой Рожновского сельского поселения Клинцовского района Брянской области 18.06.2015 года в адрес прокурора Клинцовского района, предоставлена информация, что в целях устранения нарушений законодательства в части неисполнения, возложенных на орган местного самоуправления полномочии по решению вопросов местного значения, к которым относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, Рожновской сельской администраций Клинцовского района Брянской области был утвержден план мероприятий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Рожновского сельского поселения.
Согласно постановлению Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области № 40 от 4 июня 2015 года, утвержден план мероприятий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Рожновского сельского поселения Клинцовского района Брянской области, с установлением сроков исполнения мероприятий (по межеванию земельных участков под местами захоронения на территории Рожновского сельского поселения Клинцовского района – 3-4 квартал 2015 года, постановка на кадастровый учет вышеуказанных участков – 1 квартал 2016 года, регистрация права собственности земельных участков – 2 квартал 2016 года, изготовление проектов устройств кладбищ технической документации – 2-3 квартал 2016 года, регистрация права собственности на кладбища – 4 квартал 2016 года)
Согласно информации, предоставленной прокурору Клинцовского района Рожновской сельской администрацией Брянской области от 05.09.2016 года, следует, что в отношении земельных участков, занятых общественными кладбищами, расположенных на территории Рожновского сельского поселения, кадастровый учет не осуществлялся, правоустанавливающие документы на данные земельные участки, отсутствуют.
Согласно уведомлению из филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что права на земельный участок, расположенный в <адрес> под общественными местом погребения, не зарегистрированы.
Бездействием Рожновской сельской администрации Клинцовского района, выразившемся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельный участок с сооруженными на нем кладбищем, расположенный по адресу: <адрес>, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение сохранности и безопасности в санитарно-эпидемиологическом отношении вышеуказанного объекта недвижимости, который не имеет собственника.
Поскольку права на объект недвижимости – земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный в административных границах муниципального образования Рожновского сельского поселения Клинцовского района Брянской области не зарегистрированы, контроль за вышеуказанным объектом не производится, а орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права собственности на него, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Клинцовского района о признании незаконным бездействий Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, и необходимости возложения на ответчика обязанности провести государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок.
Срок для устранения нарушения устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов. Учитывая признание иска представителем административного ответчика, суд полагает возможным обязать Администрацию Рожновского сельского поселения провести государственную регистрацию права на земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный по адресу: <адрес>, в срок не позднее 1 июля 2017 года.
В силу ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно Уставу муниципального образования административный ответчик Рожновская сельская администрация Клинцовского района является органом местного самоуправления.
В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Клинцовского района Брянской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный в <адрес>.
Обязать Рожновскую сельскую администрацию Клинцовского района Брянской области в срок не позднее 1 июля 2017 года провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.
В окончательной форме решение принято 16 января 2017 года.
Председательствующий судья Гущина И.Н.