УИД 38RS0031-01-2020-004527-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре Ду-Цзин-Хуа А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-3154/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России №12 по Иркутской области) обратилась в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к ФИО1., в котором просит: взыскать с административного ответчика задолженность в размере 15 807,48 руб., в том числе:15 708,00 руб. - недоимка по транспортному налогу за 2015 год;99,48 руб. - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по транспортному налогу за 2015 год за период с **/**/**** по **/**/****.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик ФИО1 (далее - ответчик, должник) имеет (имел) в собственности транспортные средства и, соответственно, является плательщиком транспортного налога с физических лиц.
Согласно ст. 357 НК РФ и ст. 3 Закона Иркутской области от 04.07.2007 №53-03 «О транспортном налоге» физические лица, на которых зарегистрированы объекты налогообложения - транспортные средства, должны уплачивать транспортный налог.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).
Налог подлежит уплате в порядке и сроки, установленные п. 3 ст. 363 НК РФ и п. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-03.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налог рассчитан по формуле:
налоговая база*доля в праве*налоговая ставка*факт.срок владения (мес.):
ГосРег знак |
Марка ТС |
Вид ТС по СНТС |
Дата регистрации владения |
Дата прекращения владения |
Размер доли в праве |
Год выпуска ТС |
Мощность в ЛС |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
|
~~~ |
~~~
Налоговым органом в адрес налогоплательщика по месту его регистрации направлено налоговое уведомление от **/**/**** № (идентификатор почтового отправления ~~~). По сроку уплаты **/**/****, указанному в налоговом уведомлении, транспортный налог с физических лиц административным ответчиком не уплачен.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на суммы неуплаченных (несвоевременно уплаченных) налогов начисляются пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления должнику требования об уплате налога.
Так, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом налогоплательщику по месту его регистрации, направлено требование об уплате налога и пени от **/**/**** № (идентификатор почтового отправления ~~~, срок исполнения **/**/****). В установленные сроки требование налогоплательщиком не исполнено.
В нарушение ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 НК РФ по состоянию на текущую дату задолженность по требованию об уплате налога и пени от **/**/**** № составляет 15 807,48 руб., в том числе: 15 708,00 - недоимка по транспортному налогу за 2015 год, 99,48 руб. - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по транспортному налогу за 2015 год за период с **/**/**** по **/**/****.
Нормой п. 1 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
**/**/**** мировым судьей судебного участка № .... было вынесено определение об отмене судебного приказа от **/**/**** № в отношении ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Определение об отмене судебного приказа поступило в адрес Межрайонной ИФНС России №12 по Иркутской области **/**/****. Таким образом, Инспекция была лишена права на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика задолженности по транспортному, земельному налогу с физических лиц.
Исходя из того, что Инспекцией пропущен срок для обращения за взысканием суммы задолженности, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, то согласно п. 3 ст. 48 НК РФ, п. 1 ст. 95 КАС РФ Инспекция может обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам в порядкеадминистративного судопроизводства, а также имеет право на восстановление пропущенного срока.
Межрайонная ИФНС России №12 по Иркутской области в порядке ст. 48 НК РФ, ст. 95, 286 КАС РФ ходатайствует о восстановлении пропущенного срока взыскания в судебном порядке задолженности по налогам, в связи с поступлением определения об отмене судебного приказа в адрес Инспекции **/**/****.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. В порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно указаниям в исковом заявлении административный истец просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений относительной заявленных административных исковых требований не поступало.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителя административного истца и административного ответчика.
Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ).
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога в связи с нахождением в его собственности:
- ~~~
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлено налоговое уведомление № от **/**/**** со сроком уплаты **/**/****, что подтверждается списком № от **/**/****.
Несмотря на установленные сроки исполнения обязанности по уплате налога, налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем, налоговым органом произведено начисление пени и в адрес налогоплательщика направлено требование от **/**/**** № со сроком уплаты до **/**/****(реестр № от **/**/****).
Из материалов административного дела № следует, что **/**/**** в адрес мирового судьи судебного участка №.... поступило заявление Межрайонной ИФНС России №12по Иркутской области о взыскании с ФИО1транспортного налога в размере 16612 руб., пеня в размере 105,21 руб., транспортный налог в размере 15708 руб., пеня в размере 99,48 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, налог в размере 1462 руб., пеня в размере 9,26 руб.
**/**/**** вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО1транспортного налога в размере 16612 руб., пеня в размере 105,21 руб., транспортный налог в размере 15708 руб., пеня в размере 99,48 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, налог в размере 1462 руб., пеня в размере 9,26 руб.
Определением мирового судьи от **/**/**** в связи с поступившими возражениями должника судебный приказ был отменен.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Поскольку общая сумма задолженности по транспортному налогу и пени по требованиям № по состоянию на 21.12.2016превышала 3 000 руб., то подлежит применению шестимесячный срок, установленный абз.1 п.2 ст.48 НК РФ для обращения в суд, который с учетом установленного в требовании срока исполнения – до **/**/**** истекал **/**/****.
Исследованными материалами административного дела № подтверждено, что заявление о выдаче судебного приказа предъявлено налоговым органом **/**/****, то есть с пропуском установленного законом срока.
Принимая во внимание, что налоговый орган обратился к мировому судье с пропуском установленного срока, при этом, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлено, доказательств уважительности пропуска срока не представлено, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени (статья 57 Конституции Российской Федерации), суд полагает необходимым в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области о взыскании с административного ответчика ФИО1 задолженности по обязательным платежам в размере 15 807,48 руб., в том числе:15 708,00 руб. - недоимка по транспортному налогу за 2015 год;99,48 руб. - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по транспортному налогу за 2015 год за период с **/**/**** по **/**/****, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №12 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 15 807,48 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░:15 708,00 ░░░. - ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015 ░░░;99,48 ░░░. - ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ **/**/**** ░░ **/**/**** ░░░░– ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ **/**/****.