Решение по делу № 2-4717/2022 от 09.11.2022

УИД 03RS0006-01-2022-006247-73

Дело № 2-4717/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2022 года г. Уфа

Суд, в составе председательствующего судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Осипова А.П.,

при секретаре Габитовой Р.Р.,

с участием представителя истца Государственного Казенного Учреждения «Центр Занятости населения города Уфы» - Нургалиева И.Г., действующего на основании доверенности от 01.08.2022 года № 1 на праве передоверия согласно доверенности от 29.12.2021 года № 231-Г, ответчика Шабаевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного Казенного Учреждения «Центр Занятости населения города Уфы» к Шабаевой Наталье Николаевне о взыскании неосновательного обогащения в виде выплаченного пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Государственное Казенное Учреждение «Центр Занятости населения города Уфы» обратилось в суд с иском к Шабаевой Н.Н. о взыскании неосновательного обогащения в виде выплаченного пособия по безработице, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась к ним дистанционно с заявлением через интерактивный цифровой портал о регистрации в качестве безработной с последующим поиском для нее работы, указав при этом, что она не является занятым гражданином и не имеет работы и заработка, после чего она была признана безработной и ей были назначены ежемесячные выплаты в виде пособия по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в процентном отношении к заработной плате. Впоследствии в указанный период Шабаевой Н.Н. произведены выплаты социального пособия по безработице в размере 69 708 рублей 27 копеек.

Между тем, при мониторинге базы данных пенсионного органа в спорный период времени работодателем производились отчисления страховых взносов на Шабаеву Н.Н., потому ими был сделан вывод о ее трудоустройстве на момент подачи заявления о признании ее безработной, вследствие чего, по их мнению, ответчик получала социальное пособие по безработице незаконно и данная сумма является неосновательным обогащением и подлежит взысканию.

На основании изложенного, просили суд взыскать с Шабаевой Н.Н. в свою пользу сумму неосновательного обогащения в виде выплаченного социального пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 69 708 рублей 27 копеек.

В судебном заседании представитель истца Нургалиев И.Г., действующий на основании ранее указанной доверенности, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании ответчик Шабаева Н.Н. исковые требования не признала и просила суд в удовлетворении исковых требований истцу отказать, пояснив, что действовала добросовестно, с работы уволилась и заново не трудоустраивалась. Заключила договор оказания услуг с банком, однако доход не получала.

Выслушав представителя истца, ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело ли место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицомза счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, потому бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежат на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17) ; соответственно данное правовое регулирование как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат в виде пособий.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации»

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» установлено, что снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», попытка получения, либо получение пособия по безработице обманным путем.

В целях предотвращения распространения новой короновирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Временные правила регистрации граждан в целях в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которыми был установлен порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно вышеуказанным Правилам, в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, предоставившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (абзац 2 пункта 1).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функции) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2).

Согласно пункту 3 Временных правил постановка на учет осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка безработным, принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (Пункт 8 Временных правил).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Правил).

Пунктом 4 Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.

В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Правил).

Пунктом 19 Временных правил определено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице сумма пособия по безработице подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Правил).

При этом суд полагает необходимым отметить, что добросовестность гражданина (получателя пособия по безработице) презюмируется, следовательно бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего данную социальную выплату лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации от 2020 года, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).

Судом установлено, материалами дела подтверждено, в мае 2020 года Шабаева Н.Н. через Единый портал «Работа в России» обратилась в центр занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы с целью принятия решения по постановке ее на учет в качестве безработной. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Д3714/20385 Шабаева Н.Н. была признана истцом безработной с выплатой пособия по безработице в процентном отношении к среднемесячному заработку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по 5 175 рублей в месяц. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ П1729/20385 ответчику прекращена выплата пособия по безработице в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Шабаева Н.Н. снята с регистрационного учета в качестве безработной в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем. Согласно представленной истцом справки неосновательно полученные ответчиком денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были получены в размере 69708 рублей 27 копеек.

По мнению истца, ответчик при постановке на учет в центре занятости поступила недобросовестно, так как скрыла факт трудоустройства и потому с нее подлежит взысканию неосновательное обогащение в виде выплаченного пособия по безработице размере 69708 рублей 27 копеек.

Между тем, в ходе рассмотрения данного дела истцом суду не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик при постановке на учет в центре занятости действовала недобросовестно, поскольку начиная с ДД.ММ.ГГГГ истец возложенных законом действий на протяжении более двух последующих лет по выявлению факта трудоустройства ответчика не предпринимал, следовательно недобросовестность Шабаевой Н.Н.при получении пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им не установлена и не доказана.

Кроме того, согласно трудовой книжке истца под номером 8 имеется запись о том, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ она уволена с работы по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Последующих записей о ее трудоустройстве в трудовой книжке не имеется.

Также согласно справке АО «Кредит Европа Банк» от ДД.ММ.ГГГГ между Шабаевой Н.Н. и АО «Кредит Европа Банк» ДД.ММ.ГГГГ был заключен агентский договор , который был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ и в период с марта 2020 года по декабрь 2020 года денежное вознаграждение ей не назначалось и не выплачивалось.

С учетом изложенного, учитывая что добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, суд приходит к выводу о том, что поскольку истцом не доказана противоправность действий ответчика, совершенных с целью получения пособия по безработице, то у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований ГКУ «Центр занятости населения города Уфы» и потому в удовлетворении иска ГКУ «Центр занятости населения города Уфы» к Шабаевой Н.Н. о взыскании неосновательного обогащения в виде выплаченного пособия по безработице следует отказать за необоснованностью.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Государственному Казенному Учреждению «Центр занятости населения города Уфы» к Шабаевой Наталье Николаевне о взыскании неосновательного обогащения в виде выплаченного пособия по безработице, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья: Осипов А.П.

Решение изготовлено в окончательной форме 20 декабря 2022 года.

2-4717/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ Центр занятости населения г. уфы
Ответчики
Шабаева Наталья Николаевна
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы
Судья
Осипов А.П.
Дело на странице суда
ordjonikidzovsky.bkr.sudrf.ru
09.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2022Передача материалов судье
09.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2022Подготовка дела (собеседование)
28.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее