Решение от 22.03.2022 по делу № 8Г-4738/2022 [88-6365/2022] от 24.02.2022

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                        № 88-6365/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                22 марта 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

         председательствующего Лавник М.В.,

         судей Леонтьевой Т.В., Новожиловой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-893/2021; УИД: 42RS0033-01-2021-001355-08 по иску Ликиных Виктора Дмитриевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о назначении пенсии, признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии,

по кассационной жалобе Ликиных Виктора Дмитриевича на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 21 октября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 января 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В.,

        судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Ликиных В.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о назначении пенсии, признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии.

Требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что истец является пенсионером по инвалидности 3 группы по общему заболеванию с 10 января 2012г.

С 16 января 2020г. ему назначена досрочно страховая пенсия по старости по Списку № 1 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако право на данную пенсию по Списку № 1 в Ликиных В.Д. возникло с 7 января 2016 г. при достижении им возраста 50 лет, специальный стаж составляет 11 лет 11 месяцев 15 дней. Таким образом, ему существенно занижен размер трудового стажа, а также период, с которого должна выплачиваться пенсия (не выплачивалась за период с 7 января 2016 г. до 16 января 2020 г.).

Размер пенсии установлен без учета страхового стажа за период с 16 мая 1994 г. по 8 августа 2006 г., не учтены периоды работы в Крыму, период воинской службы по призыву, периоды обучения в Киселевском горном техникуме. В перерасчете размера пенсии отказано.

Считает отказ ответчика в перерасчете размера пенсии необоснованным. Пенсионный фонд Российской Федерации обязан был назначить Ликиных В.Д. досрочно страховую пенсию по старости с момента достижения им возраста 50 лет (с 7 января 2016 г.) без заявления с его стороны и зачесть все спорные периоды в специальный стаж по Списку № 1, с учетом положений международных договоров от 13 марта 1992 г., от 14 января 1994 г., от 15 апреля 1994 г., участником которых является Российская Федерация.

Истец просил суд:

- признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) № от 5 июля 2021г. об отказе в перерасчете пенсии Ликиных В.Д.;

- обязать ответчика включить в стаж для назначения пенсионного обеспечения Ликиных В.Д. по Списку № 1 периоды: обучения в Киселевском горном техникуме с 21 августа 1984 г. по 17 сентября 1984 г., с 28 декабря 1984г. по 20 марта 1985г., с 1 мая 1985г. по 24 июня 1985г.; прохождения военной службы по призыву с 22 октября 1985г. по 25 мая 1986г., с 28 апреля 1987г. по 6 декабря 1987г.; прохождение военной службы по призыву с 26 мая 1986г. по 28 апреля 1987г. при непосредственном участии в боевых действиях на территории республики Афганистан в размере 11 месяцев 2дня*3 = 2 года 9 месяцев 6 дней; работы с 22 июля 1985г. по 14 октября 1985г. электрослесарем подземным на Шахте «Краснокаменская» Производственного объединения «Киселевскуголь»; работы на Киселевском заводе «Знамя» с 18 октября 2006г. по 19 октября 2006г.;

- обязать ответчика включить в страховой стаж для назначения пенсионного обеспечения Ликиных В.Д. периоды: с 16 мая 1994г. по 4 мая 1995г. работы экспедитором в ООО Промтехсервис г. Щелкиио АР Крым; с 15 мая 1995г. по 19 октября 2001г. службы в органах МВД АР Крыма Украины; с 22 октября 2001г. по 30 января 2002г. работы охранником на заводе КПД пгт. Ленино АР Крым; с 1 февраля 2002г. по 29 ноября 2002г. работы в ОУТ Танго-Крым г. Щелкино АР Крым; с 1 декабря 2002г. по 8 августа 2006г. работы охранником завода КПД пгт. Ленино АР Крым; с 1 апреля 2007г. по 1 января 2008г. работы инспектором в отделе режима ОАО Знамя; с 31 декабря 2017г. по 1 января 2018г. работы бойцом в ФГУП ВООПР;

- признать право Ликиных В.Д. на пенсионное обеспечение по старости с 7 января 2016г. при достижении им возраста 50 лет;

- обязать ответчика назначить Ликиных В.Д. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 7 января 2016 г.

Определением Центрального районного суда г. Прокопьевска от 5 октября 2021 г. произведена замена ответчика по настоящему делу – Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) – на его правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 21 октября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 января 2022 г., постановлено:

«Исковые требования Ликиных Виктора Дмитриевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о назначении пенсии, признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) № от 5 июля 2021г. об отказе в перерасчете пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу включить в специальный стаж Ликиных Виктора Дмитриевича в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период военной службы по призыву с 22 октября 1985 г. по 6 декабря 1987 г.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу включить Ликиных Виктору Дмитриевичу в страховой стаж период работы экспедитором в ООО «Промтехсервис» г. Щелкино Республики Крым с 16 мая 1994 г. по 4 мая 1995 г.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу произвести перерасчет страховой пенсии по старости Ликиных Виктору Дмитриевичу с 1 июля 2021 г. с учетом включения в специальный стаж истца периода военной службы по призыву с 22 октября 1985 г. по 6 декабря 1987 г. и в страховой стаж периода работы экспедитором в ООО «Промтехсервис» г. Щелкино Республики Крым с 16 мая 1994 г. по 4 мая 1995 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

В кассационной жалобе истец Ликиных В.Д. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, в части неудовлетворенных исковых требований, с принятием нового судебного постановления.

Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10 января 2012 г. Ликиных В.Д. назначена трудовая пенсия по инвалидности <данные изъяты> группы вследствие общего заболевания по Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на основании заявления Ликиных В.Д. от 10 февраля 2012 г.

1 октября 2015 г. Ликиных В.Д. назначена государственная пенсия по инвалидности <данные изъяты> группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы, по пункту 2 статьи Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на основании заявления Ликиных В.Д. от 21 сентября 2015 г.

С 16 января 2020 г. Ликиных В.Д. назначена досрочная страховая пенсия по старости за работу в подземных условиях в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на основании его заявления от 16 января 2020 г. Решением от 15 апреля 2020 г. № Ликиных В.Д. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 16 января 2020 г. по 31 марта 2020 г., размер пенсии составляет 12466 руб. 60 коп.

Решением от 7 июня 2021 г.    № Ликиных В.Д. с 1 мая 2021 г. назначена пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению по пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Размер пенсии составляет 13187 руб. 63 коп.

30 июня 2020 г., 30 июля 2020 г., 31 мая 2021 г., 11 июня 2021 г. Ликиных В.Д. обращался с заявлениями в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о правильности расчета его пенсии. На данные заявления пенсионным органом даны ответы от 24 июля 2020 г. №, от 28 августа 2020 г. №, 18 июня 2021 г. №, согласно которых оснований для перерасчета размера страховой пенсии по старости на основании документов выплатного дела не имеется, так как страховая пенсия по старости исчислена в соответствии с нормами законодательства, выбран наиболее выгодный вариант конвертации (преобразования) пенсионных прав, учтены все обстоятельства, подтвержденные документально и зафиксированные в материалах выплатного дела. Произвести перерасчет размера пенсионного обеспечения с 7 января 2016 г. не представляется возможным, в связи с отсутствием правовых оснований. Указанные ответы не оспаривались.

21 июня 2021 г. истец Ликиных В.Д. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с включением в специальный стаж периодов обучения в техникуме, военной службы по призыву, периодов работы и включении периодов в страховой стаж.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 5 июля 2021 г. № Ликиных В.Д. отказано в перерасчете пенсии по старости в связи с отсутствием оснований для перерасчета.

Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991г. № 190, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 31 марта 2011 г. № 258н, Положением о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. № 665, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Соглашением от 13 марта 1992г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Соглашением между государствами - участниками СНГ от 14 февраля 1992 г. «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г., оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, доводы и возражения сторон, установив обстоятельства, имеющие значение для дела пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.

Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласилась с данными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются: Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г.    № 5 «О порядке применения Списков», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).

Подпунктами 1 и 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установлено, что подтверждению подлежат подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда.

Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В абз. 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта «а», абзаце 3 подпункта «б» и абзаце 3 подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Из приведенной нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 применяется к Списку № 1 и Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпункта «а»; абзац 3 подпункта «б» пункта 1).

Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (пункт «и»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке (пункт «к»).

При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и», засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к».

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. № 590 содержит указание на то, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Судами установлено, что согласно копии трудовой книжки истца Ликиных В.Д. с 21 мая 1984г. по 20 августа 1984г., с 18 сентября 1984г. по 27 декабря 1984г. он работал на шахте «Дальние горы» Производственного объединения «Киселевскуголь» учеником электрослесаря подземным, электрослесарем подземным; с 21 марта 1985г. по 30 апреля 1985г., с 22 июля 1985г. по 14 октября 1985г. работал на шахте «Краснокаменская» Производственного объединения «Киселевскуголь» электрослесарем подземным; с 22 октября 1985г. по 23 октября 1987г. проходил службу в рядах Советской Армии; с 24 ноября 1987г. по 8 апреля 1994г. работал на шахте «Краснокаменская» Производственного объединения «Киселевскуголь» электрослесарем подземным.

Указанные в трудовой книжке периоды работы подтверждаются архивными справками от 1 июня 2021г. №, от 1 июня 2021г. №, от 1 июня 2021г. №, от 1 июня 2021г. №, от 1 июня 2021г. №.

Период обучения Ликиных В.Д. с 1 сентября 1981г. по 28 июня 1985г. в Киселевском горном техникуме подтверждается копией диплома ЖТ № от 24 июня 1985г., регистрационный №, справкой ГПОУ «Киселевский горный техникум» от 2 сентября 2021г. №.

Согласно копии военного билета НА № от 22 октября 1985г.; справке военного комиссариата (города Киселевска Кемеровской области, муниципальный) от 19 августа 2020г. №; учетно-послужной карточке к военному билету Ликиных В.Д. проходил службу в Советской Армии с 22 октября 1985г. по 6 декабря 1987г., в период с 26 мая 1986г. по 28 апреля 1987г. принимал непосредственное участие в боевых действиях на территории республики Афганистан в составе военной части №.

Установив, что до поступления на учебу в Киселевский горный техникум истец не работал, не проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР, и не осуществлял иной службы, указанной в подпункте «к» Положения от 3 августа 1972 г. № 590, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца о включении периода его обучения в Киселевском горном техникуме с 21 августа 1984 г. по 17 сентября 1984 г., с 28 декабря 1984г. по 20 марта 1985г., с 1 мая 1985г. по 24 июня 1985г. в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, с чем правомерно согласился суд апелляционной инстанции.

Поскольку судом установлено, что как, до так и после службы в армии, истец работал в особых условиях труда, подлежащих включению в специальный стаж по Списку № 1, суд пришел к обоснованному выводу, что данный период службы в рядах Советской Армии с 22 октября 1985 г. по 6 декабря 1987 г. подлежит включению в специальный стаж истца Ликиных В.Д. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы по состоянию на 1 января1992 г.

При этом суд пришел к обоснованному выводу, что включение в специальный стаж периода участия истца в боевых действиях на территории республики Афганистан с 26 мая 1986 г. по 28 апреля 1987 г. в льготном исчислении Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 № 590 не предусмотрено.

Так, подпунктом «а» пункта 1 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 г. № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» установлено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.

Таким образом, предусмотренное подпунктом «а» пункта 1 названного постановления льготное исчисление периодов военной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», вследствие чего данный нормативный акт не подлежит применению при исчислении стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Период работы истца с 18 октября 2006г. по 19 октября 2006г. на Киселевском заводе «Знамя» контролером производства порохов и взрывчатых веществ подтверждается записью в трудовой книжке, справкой ОАО «Знамя».

Судом также установлено, что согласно ответу Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 24 июля 2020г. № период работы в ОАО «Знамя» с 18 октября 2006г. по 31 мая 2018г. включен пенсионным органом в стаж работы истца по Списку № 1. Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы с 18 октября 2006г. по 31 декабря 2006г. указан код особые условия труда 27-1, 10902000-1754Б.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что данный период повторному включению в специальный стаж истца не подлежит, равно как и период работы истца с 22 июля 1985 г. по 14 октября 1985 г., который также включен пенсионным органом в стаж работы истца по Списку № 1.

Период работы истца с 1 апреля 2007г. по 1 января 2008г. инспектором в отделе режима ОАО «Знамя», с 31 декабря 2017 г. по 1 января 2018 г. бойцом в ФГУП ВООПР согласно ответу пенсионного органа от 28 августа 2020г. включен в общий страховой стаж при расчете пенсии, в связи с чем суд обоснованно отказал повторно включить указанный период в общий страховой стаж истца.

По требованиям о включении в страховой стаж истца периодов: с 15 мая 1995г. по 19 октября 2001г. службы в органах МВД АР Крыма Украины; с 22 октября 2001г. по 30 января 2002г. работы охранником на заводе КПД пгт. Ленино АР Крым; с 1 февраля 2002г. по 29 ноября 2002г. работы в ОУТ Танго-Крым г. Щелкино АР Крым; с 1 декабря 2002г. по 8 августа 2006г. работы охранником завода КПД пгт. Ленино АР Крым, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу, с которым согласилась апелляционная инстанция, об отказе в удовлетворении указанной части требований.

Согласно записям в трудовой книжке Ликиных В.Д. с 16 мая 1994г. по 4 мая 1995г. работал в ООО «Промтехсервис» экспедитором; с 15 мая 1995г. по 19 октября 2001г. служба в органах МВД АР Крыма Украины; с 1 февраля 2002г. по 29 ноября 2002г. работал в ОУТ Танго-Крым г. Щелкино АР Крым; с 1 апреля 2007г. по 30 мая 2014г. работал инспектором в отделе режима ОАО Знамя.

Установив, что согласно справке от 17 августа 2004г. №, выданной Ленинским заводом крупнопанельного домостроения Автономной Республики Крым, Украина, Ликиных В.Д. осуществлял охрану территории завода КПД с 22 октября 2001г. по 30 января 2002г. и с 1 декабря 2002г. по 8 августа 2006 по договору гражданско-правого характера, при этом страховые взносы на пенсионное страхование в указанный период не выплачивались, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований о включении указанного период в общий страховой стаж истца.

Согласно справке МВД по Республике Крым от 13 мая 2014г. № Ликиных В.Д. проходил службу в органах внутренних дел: с 15 мая 1995г. по 19 октября 2001г. В справке содержатся сведения о реорганизации УВД Крымоблсполкома. Представлена справка о заработной плате для начисления пенсии за период с 1995 по 2001 г.

Руководствуясь положениями заключенного 13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова, Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, нормами Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Соглашением между государствами - участниками СНГ от 14 февраля 1992 г. «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г., установив, что указанными нормативными актами предусмотрено, что период службы в вооруженных силах государств-участников Содружества Независимых Государств и, соответственно, приравненной к ним службы в органах внутренних дел этих государств, при установлении страховой пенсии по старости в Российской Федерации в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований о включении службы в органах внутренних дел с 15 мая 1995г. по 19 октября 2001г.

Принимая во внимание, что истцом не было представлено доказательств, подтверждающих факт уплаты за него страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование, суды обоснованно пришли к выводу, что периоды его работы: с 22 октября 2001г. по 30 января 2002г. охранником на заводе КПД пгт. Ленино АР Крым; с 1 февраля 2002г. по 29 ноября 2002г. в ОУТ Танго-Крым г. Щелкино АР Крым; с 1 декабря 2002г. по 8 августа 2006г. охранником завода КПД пгт. Ленино АР Крым включению в страховой стаж не подлежат.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перерасчет размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.

Аналогичный порядок перерасчета размера пенсии был предусмотрен статьей 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

Такой же порядок перерасчета размера пенсии установлен пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 1 января 2015 г.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона.

Установив, что с заявлением о перерасчете истец обратился 21 июня 2021г., суды пришли к обоснованному выводу, что перерасчет размера страховой пенсии по старости истцу следует производить с1 июля 2021 г.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2021 ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-4738/2022 [88-6365/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Ликиных Виктор Дмитриевич
Ответчики
Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области -Кузбассу
Другие
Баранов Вячеслав Викторович
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Лавник М.В.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
22.03.2022Судебное заседание
22.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее