А-2.094
УИД 24RS0056-01-2021-001376-49
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Абрамовича В.В.,
судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.,
при помощнике судьи Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В. гражданское дело по иску прокурора Уярского района Красноярского края в интересах Герасимова Никиты Игоревича к Министерству социальной политики Красноярского края о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты незаконным,
по апелляционному представлению помощника прокурора Уярского района Халенкиной Л.И.,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 сентября 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований прокурора Уярского района Красноярского края в интересах Герасимова Никиты Игоревича к Министерству социальной политики Красноярского края о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты незаконным отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Уярского района обратился в суд в интересах Герасимова Н.И. с иском о признании отказа Министерства социальной политики Красноярска края в предоставлении мер социальной поддержки Герасимову Н.И. в виде единовременной денежной выплаты незаконным, возложении обязанности внести в приказ Герасимова Н.И. на предоставление мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в прокуратору Уярского района поступило обращение Герасимова Н.И. и ГОВ.. в связи утратой жилого помещения при пожаре.
ГОВ. является собственником жилого помещения, расположенного в <адрес> площадью 93,5 кв.м. В данном жилом помещении собственник не проживает. Фактически проживает и состоит на регистрационном учете ГОВ. в г<адрес>, является сособственником указанной квартиры, площадью 38,2 кв.м.
В квартире <адрес> фактически проживал и состоял на регистрационном учете ее сын – Герасимов Н.И., который иного жилья не имеет.
27.05.2022 Герасимов Н.И. обратился в администрацию Уярского района о предоставлении ему меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты. Приказом Министерства социальной политики от 24.06.2022 Герасимову Н.И. отказано в предоставлении социальной поддержки. Такой отказ прокуратура считает незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Уярского района Халенкина Л.И. просит отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, настаивает на том, что истец обладает правом на единовременную денежную компенсацию в связи с утратой жилого помещения при пожаре.
В письменных возражениях представитель ответчика Бордулева В.А. указывает на несостоятельность доводов апелляционного представления.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения процессуального истца прокурора Андреева А.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ответчика Бордулевой В.А., согласившейся с решением суда, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованием закона.
Как следует из материалов дела, 19 мая 2022 г. принят Закон Красноярского края №3-742 "О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки" (далее Закон). Закон подписан Губернатором Красноярского края 20.05.2022.
Согласно статьи 1, настоящий Закон устанавливает условия и порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 7 мая 2022 года на территориях муниципальных образований Красноярского края, перечень которых устанавливается Правительством края (далее - день введения режима чрезвычайной ситуации, пожары, муниципальные образования края), и наделяет исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки (далее - органы местного самоуправления, государственные полномочия).
В соответствии с настоящим Законом, одним из видов меры социальной поддержки является единовременная денежная выплата в связи с утратой жилого помещения (пп. «в» п. 1 ст. 2 Закона).
В п. 3 ст. 3 Закона закреплено, что право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, имеют:
а) граждане, одиноко проживающие или не имеющие несовершеннолетних детей, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) граждане, одиноко проживающие или не имеющие несовершеннолетних детей, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, и имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) граждане, не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и не имеющие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно п. 4 и п. 5 ст. 3 указанного Закона, к членам семьи гражданина относятся проживавшие совместно с ним в утраченном в результате пожара жилом помещении его супруга (супруг), дети и родители (усыновители), а также иные лица, постоянно проживавшие совместно с гражданином на день введения режима чрезвычайной ситуации и признанные в судебном порядке членами его семьи.
Факт проживания гражданина и членов его семьи в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона, орган местного самоуправления муниципального образования края принимает решение об отказе во включении гражданина в списки в случае, когда гражданин не относится к категории граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона.
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.05.2022 № 449-п "О реализации Закона Красноярского края от 19.05.2022 N 3-742 "О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки" утвержден Порядок расчета и предоставления ЕДВ в связи с утратой жилого помещения гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 7 мая 2022г. на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края (далее Порядок).
Согласно п.п. 1 п. 6 Порядка, основанием для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении денежной выплаты является то, что гражданин не относится к категориям граждан, указанным в пункте 3 статьи 3 Закона края № 3-742.
Из материалов дела следует, что в результате произошедшего 08.05.2022 пожара была уничтожена квартира <адрес>, принадлежащая на праве собственности ГОВ. площадь квартиры составила 93,5 кв.м. В указанной квартире, как следует их копии паспорта, на регистрационном учете состоял Герасимов Н.И. – сын ГОВ.., согласно свидетельству о рождении <дата> Иного жилья Герасимов Н.И. не имеет. Одновременно с этим, ГОВ. фактически проживает и состоит на регистрационном учете в <адрес> Квартира имеет площадь 38,2 кв.м. В указанной квартире проживает и состоит на регистрационном учете только ГОВ.. Согласно пояснениям стороны истца, ГОВ. в г. <адрес> в мае 2022 года не проживала, Герасимов Н.И. не является членом семьи ГОВ.
27.05.2022 Герасимов Н.И. обратился с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки.
Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 24.06.2022 №420-ОД Герасимову Н.И. отказано в предоставлении ЕДВ на основании пп. 1 п. 6 Порядка.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу о законности отказа Министерства социальной политики Красноярского края в предоставлении меры социальной поддержки Герасимову Н.И.
При этом суд исходил из того, что, несмотря на то, что Герасимов Н.И. состоял на регистрационном учете в уничтоженном при пожаре жилом помещении и не имеет в собственности иного жилья, однако он не относится к членам семей граждан, указанных в подпунктах "а", "б" п. 3 ст. 3 Закона, так как ГОВ. имеет в собственности иное жилое помещение, площадью свыше учетной нормы площади жилого помещения, а кроме того, Герасимов Н.И. не относится по смыслу нормы Закона к членам семьи ГОВ. более того, на момент пожара ГОВ. в квартире в г. Уяре не проживала.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку отказ в предоставлении мер социальной поддержки по основаниям, указанным в п. 6 Порядка предоставления ЕДВ, в том числе, когда гражданин не относится к категориям граждан, указанным в п. 3 ст. 3 Закона края № 3-742 является законным.
Доводы апелляционного представления о том, что по смыслу Закона края № 3-742 члены семьи собственника утраченного жилого помещения вправе самостоятельно обратиться с заявлением на предоставление мер социальной поддержки, судебной коллегией признаются несостоятельными, так как в п. 3 ст. 3 Закона края №-742 названы только 3 категории граждан, имеющих при определенных в данном Законе условиях право на получение ЕДВ: постоянно проживающие на 07.05.2022 собственники утраченного жилого помещения (пп. «а); постоянно проживавшие на 07.05.2022 несобственники утраченного жилого помещения, но имеющие документы, необходимые для регистрации права собственности на утраченное жилое помещение (п.п. «б»); постоянно проживавшие на 07.05.2022 несобственники утраченного жилого помещения, относящиеся к членам семей граждан, указанных в п.п. «а», «б», п. 3 ст. 3 Закона края № 3-742 (п.п. «в»).
Установив, что Герасимов Н.И. не относится по смыслу нормы Закона к членам семьи ГОВ. более того, на момент пожара ГОВ. в квартире в г.Уяре не проживала, по состоянию на 07.05.2022 проживала в ином принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, пригодном для проживания, обеспеченность которым составляет более учётной нормы площади жилого помещения (12 кв.м), установленной органом местного самоуправления в соответствии с частью 5 чт. 90 ЖК РФ (постановление администрации г. Красноярска от 14.04.2005 №192), суд первой инстанции вопреки доводам процессуального истца пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения и выплаты единовременной материальной помощи Герасимову Н.И.
Этот вывод мотивирован и оснований для признания его неправильным не установлено.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционном представлении, судебная коллегия не находит.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционном представлении, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора Уярского района Халенкиной Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 февраля 2023 года