УИД 76RS0015-01-2022-001968-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2022 года |
г. Ярославль |
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
при секретаре Платоновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российского Союза Автостраховщиков к Семенову Олегу Александровичу о взыскании компенсационной выплаты в порядке регресса,
установил:
Российский Союз Автостраховщиков обратился в суд с исковым заявлением к Семенову О.А. о взыскании в порядке регресса суммы, уплаченной компенсационной выплаты в размере 1160250 рублей, а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 14001 рубля.
В основание иска указано, что 03 июля 2019 года, 13 февраля 2020 года и 20 февраля 2020 года от Кузнецова Н.А. (потерпевшего), Шитовой Н.Г. (заявителя), Рыбакова Б.Н. (заявителя) в РСА поступили заявления об осуществлении компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, жизни ФИО1 (потерпевшего) и жизни ФИО2 (потерпевшей) в дорожно-транспортном происшествии от 18 февраля 2019 года по обязательствам водителя Семенова О.А. Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству вред жизни и здоровью потерпевших причинен в результате столкновения двух транспортных средств: марки «Рено Логан», государственный регистрационный знак №, под управлением Бусарева Е.Е. и автомобиля марки «ГАЗ 33021», государственный регистрационный знак №, под управлением Семенова О.А. На момент дорожно-транспортного происшествия гражданская ответственность Семенова О.А. не была застрахована по полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На основании п. 7 ст. 12 Закона об ОСАГО, компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего ФИО1 составила 475000 рублей, в счет возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего ФИО2 - 475000 рублей. Компенсационая выплата в счет возмещения вреда здоровью потерпевшего Кузнецова Н.А., с учетом полученных повреждений, составила 210250 рублей. Ввиду отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность ответчика и из-за неисполнения установленного Законом об ОСАГО порядка, а также в соответствии с подп. «г» п.1 ст.18 Закона об ОСАГО, решениями № от 16 июля 2019 года, № от 02 марта 2020 года, № от 10 марта 2020 года, РСА осуществил компенсационные выплаты потерпевшему и заявителям платежными поручениями № от 18 июля 2019 года, № от 04 марта 2020 года, № от 13 марта 2020 года в общем размере 1160250 рублей. В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона об ОСАГО, сумма компенсационной выплаты, произведенной потерпевшему в соответствии с подп. «г» п.1 ст. 18 Закона об ОСАГО, взыскивается в порядке регресса по иску РСА с лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред. Таким образом, у РСА возникло право регрессного требования к ответчику в размере суммы, уплаченной по решениям о компенсационных выплатах. В целях урегулирования спора в досудебном порядке истец обращался к ответчику с претензией от 04 июля 2022 года, однако ответчик по настоящее время задолженность не погасил.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежаще, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
Ответчик Семенов О.А. и его представитель Коляда О.И. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменных возражениях на иск ответчик Семенов О.А. заявил о пропуске срока исковой давности по требованиям в части взыскания в порядке регресса компенсационной выплаты, осуществленной по заявлению Кузнецова Н.А. и решению РСА № от 16 июля 2019 года по платежному поручению № от 18 июля 2019 года в сумме 210250 рублей, поскольку компенсационная выплата была осуществлена РСА в пользу Кузнецова Н.А. 18 июля 2019 года, а исковое заявление подано в суд 21 июля 2022 года. Обращает внимание, что Семенов О.А. не являлся и не был признан виновником дорожно-транспортного происшествия, в котором пострадали и погибли люди. Приговором Рыбинского городского суда от 05 июня 2020 года виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ признан Бусарев Е.А., который нарушил Правила дорожного движения (п. 1.4 и п. 10.1), именно Бусарев Е.А. совершил столкновение с автомашиной под управлением Семенова О.А. Каких-либо умышленных действий Семенова О.А., которые бы способствовали и/или повлияли на причинение вреда здоровью и жизни, не установлено. Кроме того, пассажиры ФИО1,2, которые находились в автомашине Бусарева Е.А. не были пристегнуты ремнями безопасности, то есть имела место грубая неосторожность, которая могла способствовать причинению вреда и/или его размеру. При условии, если бы пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности, то последствия в виде их гибели могли бы и не наступить. Учитывая грубую неосторожность потерпевшего, размер возмещения вреда может быть уменьшен судом. По иску Кузнецова Н.А. с Семенова О.А. на основании решения Рыбинского городского суда от 24 сентября 2021 года взыскано 400000 рублей в качестве компенсации морального вреда в связи с тем же самым ДТП и его последствиями; 05 марта 2022 года в отношении Семенова О.А. возбуждено исполнительное производство в общей суммой взыскания 415535 рублей. Семенов О.А. находится в тяжелом материальном положении, поскольку является пенсионером, не трудоустроен, не имеет постоянного источника дохода; на иждивении имеет двоих детей. Сам факт отсутствия полиса ОСАГО у Семенова О.А. на момент ДТП не находится в причинной связи с самим происшествием, и с наступившими последствиями, в том числе, касающихся компенсационных выплат страховых возмещений. Просил в удовлетворении исковых требований в части регрессного взыскания в размере 210250 рублей отказать в связи с истечением срока исковой давности, в остальной части уменьшить размер возмещения вреда.
Третьи лица Кузнецов Н.А., Шитова Н.Г., Рыбаков Б.Н., Бусарев Е.А. в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав письменные материалы, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Судом установлено, что 18 февраля 2019 года около 23 часов 40 минут произошло дорожно-транспортное происшествие на автодороге <адрес> с участием транспортных средств «Рено Логан» с государственным регистрационным знаком №, под управлением Бусарева Е.А., и «ГАЗ 33021» с государственным регистрационным знаком №, принадлежащего Семенову О.А. и под его управлением, в результате чего пассажиру автомашины «Рено Логан» Кузнецову Н.А. причинен тяжкий вред здоровью, а пассажиры ФИО1,2 от полученных травм скончались на месте происшествия.
Приговором Рыбинского городского суда Ярославской области от 05 июня 2020 года Бусарев Е.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 264 УК РФ, по которой ему назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении. Приговор суда вступил в законную силу 16 июня 2020 года.
Названным приговором суда установлено, что водитель Бусарев Е.А., нарушив Правила дорожного движения РФ, выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, где произошло столкновение с автомашиной «Рено Логан», под управлением Семенова О.А., двигавшемся во встречном направлении по своей полосе движения. В результате столкновения транспортных средств пассажиру Кузнецову Н.А. был причинен тяжкий вред здоровью, а пассажиры ФИО1,2 получили травмы, несовместимые в жизнью, которые повлекли за собой их смерть непосредственно на месте дорожно-транспортного происшествия.
01 марта 2022 года Бусарев Е.А. освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно на 1 год 4 месяца 17 дней.
Гражданская ответственность водителя Семенова О.А. на момент ДТП не была застрахована.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (выгодоприобретатели).
На основании п. 9.1 ст. 12 Закона об ОСАГО, в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, страховщики солидарно осуществляют страховую выплату потерпевшему в части возмещения указанного вреда в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящей статьи. В этом случае общий размер страховой выплаты, осуществленной страховщиками, не может превышать размер страховой суммы, предусмотренной подпунктом «а» статьи 7 Закона об ОСАГО.
Согласно подп. «а» ст. 7 Закона об ОСАГО страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 500 тысяч рублей.
В силу подп. «г» п. 1 ст. 18 Закона об ОСАГО компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной данным Федеральным законом обязанности по страхованию.
Компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков (п. 1 ст. 19 Закона об ОСАГО).
В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона об ОСАГО компенсационные выплаты в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, осуществляются в размере не более 500 тысяч рублей с учетом требований пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 7 ст. 12 Закона об ОСАГО размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 000 рублей - выгодоприобретателям, указанным в п. 6 настоящей статьи; не более 25 000 рулей в счет возмещения расходов на погребение - лицам, понесшим такие расходы.
Потерпевший Кузнецов Н.А. 03 июля 2019 года обратился в РСА с заявлением о компенсационной выплате в счет возмещения ущерба, причиненного здоровью, которые возмещены ему в размере 210250 рублей 18 июля 2019 года (л.д. 32, 35).
Шитова Н.Г. (мать погибшего пассажира ФИО1.) 13 февраля 2020 года обратилась в РСА с заявлением о компенсационной выплате в размере 475000 рублей за причинение вреда жизни потерпевшего, которая была возмещена ей 04 марта 2020 года (л.д. 54, 57).
Рыбаков Б.Н. (отец погибшего пассажира ФИО2.) 20 февраля 2020 года обратился в РСА с заявлением о компенсационной выплате в размере 475000 рублей за причинение вреда жизни потерпевшего, которая была возмещена ему 13 марта 2020 года (л.д. 68, 71).
В соответствии со ст. 1079 ГПК РФ владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным п. 1 настоящей статьи (п. 3 ст. 1079 ГК РФ).
При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам (п. 3).
Таким образом, ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности.
В связи с этим, а также учитывая, что страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу п. 3 ст. 1079 ГК РФ наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО.
С учетом изложенного, при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном Законом об ОСАГО, производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств, в том числе и в случае, если вина одного из владельцев в причинении вреда отсутствует.
В п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 26 декабря 2017 года № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» разъяснено, что страховое возмещение в связи с причинением вреда, возникшего в результате дорожно-транспортного происшествия вследствие взаимодействия двух источников повышенной опасности, третьему лицу производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств в пределах страховой суммы, установленной ст. 7 Закона об ОСАГО, по каждому договору страхования.
Таким образом, при наступлении у застраховавших ответственность владельцев транспортных средств обязанности возместить третьему лицу вред, причиненный вследствие использования транспортного средства, каждый из застраховавших такую ответственность страховщиков обязан произвести соответствующую выплату по каждому из договоров страхования.
Указанная правовая позиция изложена в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 года.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона об ОСАГО сумма компенсационной выплаты, произведенной потерпевшему в соответствии с п. п. «в» и «г» п. 1 ст. 18 Закона об ОСАГО, взыскивается в порядке регресса по иску профессионального объединения страховщиков с лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред.
Действительно регрессное (обратное) требование предъявляется к лицу, который непосредственно является причинителем вреда, когда первоначально законом предусмотрена обязанность иного лица возместить вред, причиненный другим лицом.
Однако в рассматриваемом случае, в соответствии с вышеизложенными нормами материального права при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности каждый из водителей является по отношению к потерпевшему причинителем вреда.
С этой целью законодатель предусмотрел, что владелец транспортного средств, страхует свою гражданскую ответственность в отношении конкретного транспортного средства, которая может наступить независимо от его вины в конкретном дорожно-транспортном происшествии, как то причинение вреда жизни и здоровью пешеходу, пассажиру, т.е. лицу, которому причинен нематериальный вред в результате вредоносных свойств источника повышенной опасности.
Поскольку ответственность ответчика Семенова О.А. на момент ДТП не была застрахована, компенсационная выплата осуществлена Российским Союзом Автостраховщиков, и у РСА возникло право на предъявление требований в порядке регресса к Семенову О.А.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела заявлено о применении срока исковой давности в части требований о взыскании компенсационной выплаты, произведенной Кузнецову Н.А. 18 июля 2019 года.
Разрешая данное заявление, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 966 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года (статья 196 ГК РФ).
Учитывая, что РСА произведена Кузнецову Н.А. выплата 18 июля 2019 года (платежное поручение №), последний день процессуального срока исковой давности – 18 июля 2022 года.
Исковое заявление направлено в суд посредством почтовой связи 18 июля 2022 года, что подтверждается штампом почтового отделения ФГУП «Почта России» на конверте, то есть на момент подачи искового заявления истцом не пропущен срок исковой давности.
Денежная компенсация морального вреда в сумму страхового возмещения, а также компенсационной выплаты не входит. Поэтому взысканная с Семенова О.А. на основании решения суда в пользу Кузнецова Н.А. компенсация морального вреда в размере 400000 рублей учету не подлежит.
Положения ст. 1083 ГК РФ также не подлежат применению к заявленному регрессному требованию истца. Оснований для уменьшения размера ущерба суд не находит.
Таким образом, с Семенова О.А. в пользу РСА подлежит взысканию сумма компенсационной выплаты в размере 1160250 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В ходе рассмотрения данного дела истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 14001 рубль, которые подлежат возмещению ответчиком в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Российского Союза Автостраховщиков <данные изъяты> удовлетворить.
Взыскать с Семенова Олега Александровича <данные изъяты> в пользу Российского Союза Автостраховщиков <данные изъяты> компенсационную выплату в порядке регресса в размере 1160250 рублей, в счет возмещения судебных расходов - 14001 рубль, всего - 1174251 рубль.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.А.Соколова