61RS0021-01-2024-001138-92
Судья Дорогокупец Г.М. дело № 33-1431/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 января 2025г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.
судей Филиппова А.Е., Глебкина П.С.,
при секретаре Поповой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-198/2024 по иску Сальского городского прокурора в интересах Давыдовой Золины Валерьевны, Давыдова Игоря Игоревича, несовершеннолетних Давыдова Артема Игоревича, Давыдова Глеба Игоревича, Давыдовой Дарины Игоревны, к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области, Правительству Ростовской области, Министерству промышленности и энергетики Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области об обязании обеспечить земельный участок инженерной инфраструктуройпо апелляционной жалобе Министерства ЖКХ по Ростовской области на решение Сальского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2024 года. Заслушав доклад судьи Татуриной С.В., судебная коллегия,
установила:
Сальский городской прокурор, действуя в интересах в интересах Давыдовой З.В., Давыдова И.И., несовершеннолетних Давыдова А.И., Давыдова Г.И., Давыдовой Д.И., обратился в суд с иском к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области, Правительству Ростовской области об обязании обеспечить земельный участок инженерной инфраструктурой.
В обоснование требований указал на то, что по результатам проверки соблюдения земельного законодательства при предоставлении в собственность земельных участков для многодетных семей, установлено, что согласно распоряжению от 14 февраля 2024 года № 19-р/223 Давыдовой З.В., Давыдову И.И., несовершеннолетним Давыдову А.И., Давыдову Г.И., Давыдовой Д.И. предоставлен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 1031 кв.м., находящийся по адресу: Ростовская область Сальский район, ориентир в кадастровом квартале НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с условным центром в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, для использования в целях индивидуального жилищного строительства.
Между тем, указанный земельный участок не обеспечен электро-, газо-, водоснабжением, в связи с чем, пользоваться такими участками по назначению, осуществлять на них строительство жилых домов невозможно.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом измененных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд обязать администрацию Сальского городского поселения, обеспечить технологическое присоединение земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН) к инженерным сетям (электро-, газо-, водоснабжение, водоотведения), включая реконструкцию водовода; обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области осуществить технологическое подключение земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, к объектам инженерной инфраструктуры (электро-, газо-, водоснабжение).
Исковые требования к Правительству Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерству промышленности и энергетики Ростовской области оставить без рассмотрения.
Решением Сальского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2024 года исковые требования Сальского городского прокурора в интересах Давыдовой З.В., Давыдова И.И., несовершеннолетних Давыдова А.И., Давыдова Г.И., Давыдовой Д.И., к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области, Правительству Ростовской области, Министерству промышленности и энергетики Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области об обязании обеспечить земельный участок инженерной инфраструктурой удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию Сальского городского поселения, обеспечить технологическое присоединение земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН) к инженерным сетям (электро-, газо-, водоснабжение, водоотведения), включая реконструкцию водовода в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязал Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области осуществить технологическое подключение земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, к объектам инженерной инфраструктуры (электро-, газо-, водоснабжение) в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования к Правительству Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерству промышленности и энергетики Ростовской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Министерство ЖКХ по Ростовской области также просит решение суда отменить и внести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что в рамках компетенции министерства осуществляются все предусмотренные полномочия по софинансированию инициированных органом местного самоуправления мероприятий и работ по снабжению земельных участков объектами внешних сетей водоснабжения. Указывает, что полномочия по развитию сетей электроснабжения, газоснабжения отнесены к компетенции министерства промышленности и энергетики Ростовской области. При этом отмечает, что в соответствии с планом мероприятий по инфраструктурному обустройству в Ростовской области земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей (далее - дорожная карта), утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 07 июня 2013 года № 360, ответственным исполнителем по проектированию и строительству внутриплощадочных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и объектами вешней инженерно–транспортной инфраструктурой, являются министерство строительства РФ и органы местного самоуправления.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства ЖКХ Ростовской области – Абакумову А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области – Мещерякову Ю.П., представителя Правительства Ростовской области – Гольеву О.А., представителя Отдела прокуратуры Ростовской области Ефремову Т.Н., обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, с учетом сведений о их надлежащем извещении посчитав возможным в порядке ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сальской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Сальского городского поселения требований земельного законодательства при реализации полномочий по предоставлению бесплатно в собственность земельных участков многодетным семьям. В ходе которой было установлено, что земельный участок, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 1031 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ориентир в кадастровом квартале НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с условным центром в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, предоставленный многодетной семье Давыдовой З.В., Давыдова И.И., несовершеннолетним Давыдову А.И., Давыдову Г.И., Давыдовой Д.И. в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 15.09.2017 № 624 «Об утверждении Перечня федеральных земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, и Перечня федеральных земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры», не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры: электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Разрешая возникший спор, суд, руководствовался положениями ст. 125 ГК РФ, ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 85 БК РФ, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства. С учетом оценки представленных доказательств в порядке ст. 67 ГПК РФ установил, что со стороны администрации Сальского городского поселения и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в необеспечении спорного земельного участка необходимой инженерной инфраструктурой.
С целью восстановления нарушенного права многодетной семьи, в интересах которой действует прокурор, суд счел возможным обязать ответчиков обеспечить земельный участок необходимой инженерной инфраструктурой в виде централизованных сетей электро-, газо-, водоснабжения и подъездной автомобильной дороги, для последующей реализации социальной поддержки в отношении многодетной семьи в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. При этом разграничив ответственность ответчиков, согласно содержанию решения суда.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается.
Конституция РФ, провозглашая Россию социальным государством (ч. 1 ст. 7), обязывает к осуществлению в РФ государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в РФ (ч. 1 ст. 38, ст. 64).В силу указанных конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи с ч. 2 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 36 и ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ (п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ).
Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено до июля 2012 г. разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года №372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Положениями п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено, что порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 07 июня 2013 года № 360 в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по инфраструктурному обустройству в Ростовской области земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей".
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, путем предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
В соответствии с п.1,3 плана мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесена к исполнению в том числе и на орган местного самоуправления Сальского городского поселения и на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Разработанный Правительством Ростовской области план мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Методическими рекомендациями субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 09 сентября 2013 г. № 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан, указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности; удовлетворительной экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующей обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличия или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; других критериев в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
С учетом приведенных положений законодательства, суд первой инстанции, давая оценку действиям (бездействию) ответчиков, установив, что обязанность по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельного участка, предоставленного семье Давыдовых и ее несовершеннолетним детям, находится в компетенции администрации Сальского городского поселения, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, пришел к правомерным выводам о незаконном бездействии со стороны указанных лиц, что влечет нарушение социальных прав многодетной семьи и создает препятствия к использованию земельного участка в целях, в соответствии с которыми он был предоставлен многодетной семье для улучшения их жилищных условий.
Суждения заявителя жалобы о том, что Министерство ЖКХ по Ростовской области не является надлежащим ответчиком по указанным требованиям, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" участие органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, в решении задач местного самоуправления определяется Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, содействуют развитию местного самоуправления на территории соответствующего субъекта Российской Федерации действуя как в пределах своих полномочий, так и в порядке перераспределения полномочий.
Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу сначала очередного финансового года (часть 3 статьи 6 Закона № 414-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 года №135, министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, реконструкции и использования объектов инженерной инфраструктуры, координации и регулирования курируемых видов экономической деятельности и сфер управления, а также осуществляющим деятельность в области организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта на территории Ростовской области.
Согласно содержанию плана мероприятий по инфраструктурному обустройству в Ростовской области земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 07 июня 2013 года № 360, (раздел 2, п. 1.3 в таблице) ответственным исполнителем по обеспечению земельных участков объектами внешней инженерно-транспортной инфраструктурой, является, в том числе, и министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Доводы жалобы о проведении комплекса мероприятий в целях реализации полномочий, не влекут отмену судебного акта, поскольку частичное исполнение обязанности не исключает ее должное исполнение в полном объеме.
Каких-либо иных заслуживающих внимания доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сальского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2024 года– оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства ЖКХ по Ростовской области– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 28.01. 2025 года.