Дело №12-88/2021
74RS0019-01-2019-000985-90
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Касли 07 октября 2021 года
Судья Каслинского городского суда Челябинской области Янковская С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз Береговой» Чвало А.А. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Челябинской области Фильченко О.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз Береговой»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Челябинской области Фильченко О.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Совхоз Береговой» (далее также ООО «Совхоз Береговой») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за то, что осуществляя фактически производственную деятельность, связанную со сбросами сточных вод в водные объекты, ООО «Совхоз Береговой» не обеспечило обязанность по своевременной подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
С указанным постановлением лицо, привлеченное к административной ответственности, ООО «Совхоз Береговой» не согласилось, защитник ООО «Совхоз Береговой» Чвало А.А., действующий по доверенности, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области Фильченко О.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить, поскольку полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае истек. Вмененное правонарушение не является длящимся, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, защитник ООО «Совхоз Береговой» Чвало А.А. просит признать незаконным и отменить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области Фильченко О.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз Береговой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, а производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз Береговой» не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление.
В судебное заседание представитель Министерства экологии Челябинской области не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление.
В судебном заседании прокурор Каслинский городской прокуратуры Балчугова Н.В. с доводами поданной жалобы не согласилась, просила постановление Министерства экологии по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Совхоз Береговой» без удовлетворения.
В соответствии с положениями ст.30.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ суд не связан с доводами жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и рассматривает дело в полном объеме.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав все материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.26.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.26.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 8.46 Кодекса об административных правонарушений РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
В соответствии с ч.3 ст.69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.7 ст.69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.2 ст.69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Форма заявки о постановке объектов ОНВОС на государственный учет утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 554.
Электронное средство формирования заявки о постановке объекта ОНВОС на учет в электронном виде и методические рекомендации по ее заполнению опубликованы Управлением Росприроднадзора на своем официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии с п. 36 Правил создания и ведения государственного реестра объектов ОНВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 572.
Согласно Правилам создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 года №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»:
- государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.
-государственный реестр является государственной информационной системой, создание которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
- в государственный реестр включаются сведения об объектах, расположенных в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
- государственный реестр включает в себя следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;
к) сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
л) сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
м) сведения о программе производственного экологического контроля;
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
о) информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
п) информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
р) сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
с) информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект.
Из материалов дела следует, что Каслинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения ООО «Совхоз Береговой» требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Каслинской городской прокуратурой с привлечением специалистов Министерства экологии по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен выезд по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что ООО «Совхоз Береговой» зарегистрировано и осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. Основной вид деятельности ООО «Совхоз Береговой» - выращивание однолетних культур; дополнительные виды деятельности - выращивание многолетних культур, животноводство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции.
В ходе проверки установлено, что эксплуатируемая ООО «Совхоз Береговой» производственная площадка, расположенная по адресу: <адрес> государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не зарегистрирована.
В нарушение требований ч.ч.1,2,3 ст.69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» и Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 года №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» ООО «Совхоз Береговой» не подало заявку в уполномоченный орган о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в установленные законом сроки.
Факт совершения ООО «Совхоз Береговой» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, подтвержден совокупностью доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении Каслинской городской прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ;
- информацией органа регионального государственного экологического надзора по результатам участия в проведении проверки ООО «Совхоз Береговой» от ДД.ММ.ГГГГ;
- выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства,
- письменными объяснениями законного представителя ООО «Совхоз Береговой» ДСИ от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица ООО «Совхоз Береговой» к административной ответственности по ст.8.46 КоАП РФ.
Приведенные выше доказательства суд признает достоверными и допустимыми, относимыми к настоящему делу об административном правонарушении, находит, что они получены с соблюдением требований ст.26.2 КоАП РФ, не находятся в противоречии между собой, дополняют друг друга.
Действия ООО «Совхоз Береговой» правильно квалифицированы по ст.8.46 Кодекса об административных правонарушениях РФ как невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица о доказанности вины ООО «Совхоз Береговой» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Наказание назначено ООО «Совхоз Береговой» в пределах санкции ст.8.46 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, в минимальном размере.
Доводы жалобы ООО «Совхоз Береговой» о том, что срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае истек, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, судом не принимаются, по следующим основаниям.
Как разъяснено в абз.2 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Таким образом, поскольку ООО «Совхоз Береговой» не исполнил возложенную на него законом обязанность по подаче заявки о постановке используемой производственной площадки на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, при этом продолжает осуществлять деятельность на производственной площадке, таким образом, данная обязанность продолжает не исполняться по настоящее время, следовательно, правонарушение в виде бездействия является длящимся. Суд не соглашается с доводом жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ - со времени начала осуществления деятельности по вывозу объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду., считает ее основанным на неправильном толковании норм права. Обязанность по подаче заявки действует не только в течение 6 месяцев со времени начала осуществления деятельности, а сохраняется на протяжении всего периода осуществления деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Довод защитника о том, что приведенные выше нормы федерального закона предоставляют ООО «Совхоз Береговой» период для исполнения соответствующей обязанности, которая по истечении этого периода утрачивается, - противоречит закону.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае истекает в соответствии с ч. 2 ст.4.5 КоАП РФ в течение года со дня обнаружения администратинвого правонарушения - с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, поэтому оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Совхоз Береговой» по ст.8.46 КоАП РФ, не имеется.
Оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и частей 2, 3 ст. 3.4 КоАП РФ судья не находит, и считает избранную нарушителю меру наказания в виде штрафа соответствующей тяжести совершенного правонарушения, как направленную на достижение целей, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
Поскольку данным правонарушением причиняется вред окружающей среде, и, как следствие существует возможность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, то оснований для замены наказания в виде штрафа предупреждением не имеется.
Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным также не имеется, так как несоблюдение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Нарушений норм КоАП РФ при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не допущено и основания к удовлетворению жалобы по изложенным в ней доводам отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судья считает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Челябинской области Фильченко О.Е. в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз Береговой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ надлежит оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Совхоз Береговой» Чвало А.А. оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.7 -30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.46 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░ ░.░., - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.