2-1-1502/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года г. Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Семеновой Г.В.,
при секретаре Распоповой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Ливенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ливенского района Орловской области об обязании выполнить работы,
УСТАНОВИЛ:
Ливенский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, который уточнил в судебном заседании, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ливенского района Орловской области об обязании выполнить работы по приведению дорожного покрытия автомобильной дороги в соответствие с требованиями действующего законодательства, в обоснование указав, что Ливенской межрайонной прокуратурой Орловской области проведена проверка исполнения администрацией Ливенского района Орловской области требований законодательства о безопасности дорожного движения.
В результате проверки были выявлены следующие нарушения: на проезжей части автомобильной дороги, проходящей вдоль жилых домов по улице Беляева слободы Беломестное Ливенского района, на участке от улицы Пухова г. Ливны – до пересечения с дорогой, проходящей вдоль домов по улице Челпанова слободы Беломестное, обнаружены выбоины асфальтобетонного покрытия, размеры которых превышают предельные размеры повреждений, установленные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93. Несмотря на это, не введены ограничения движения и не установлены соответствующие временные дорожные знаки для обозначения повреждений, о чем был составлен акт от 08.11.2017 года.
11.10.2018 года государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Ливенский» вновь был составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной вышеуказанной дороги (улицы). Повреждения автодороги превышают допустимые нормы, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц из пользователей автомобильной дороги. По указанной дороге регулярно осуществляются перевозки пассажиров маршрутным транспортом, движение пешеходов и лиц, осуществляющих перевозки грузов, а также водителей иных транспортных средств.
В связи с тем, что дальнейшее движение транспортных средств по данной автомобильной дороге создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц из числа пользователей автомобильной дороги, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и недопущения наступления неблагоприятных последствий, прокурор просит обязать администрацию Ливенского района Орловской области привести дорожное покрытие автомобильной дороги, проходящей по улице Беляева, расположенной на территории Беломестненского сельского поселения Ливенского района Орловской области от границы города Ливны Орловской области (район перекрестка с ул. Пухова г. Ливны) до примыкания к проезжей части дороги без наименования, проходящей вдоль домов на улице Челпанова слободы Беломестное Ливенского района Орловской области, протяженностью 237 метров, в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения и ТР ТС 014/2011, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ Р 50597-2017 путем устранения дефектов дорожного покрытия, указанных в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 11.10.2018 года, в срок не позднее 01.06.2019 года,
обязать администрацию Ливенского района Орловской области обеспечить безопасность дорожного движения на данной автомобильной дороге путем установки технических средств организации дорожного движения до приведения её дорожного покрытия в соответствие требованиям действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения и ТР ТС 014/2011, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ Р 50597-2017.
Прокурор Ливенской межрайонной прокуратуры Корнеев А.Э. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика администрации Ливенского района Орловской области Семенихин О.Б., Бахтина Н.С. в судебном заседании исковые требования признали, последствия признания иска им понятны, о чем ими подано заявление в суд.
Представитель третьего лица администрации Беломестненского сельского поселения Ливенского района Орловской области в судебное заседание 22ноября 2018года не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица МО МВД «России» Ливенский Солопов Ю.В. в судебном заседании считал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 названного Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 1,5,6 ч. 1,2 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российский Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения,
утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения,
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона дано понятие автомобильной дороги - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 названного Федерального закона автомобильные дороги классифицируются в зависимости от их значения (федерального, регионального, межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги), и вида разрешенного использования (общего, не общего пользования).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно ч. 10 ст. 6 указанного Федерального закона к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Устава Ливенского района Орловской области, принятого Постановлением Ливенского районного Совета Народных депутатов от 21.06.2005 №192, администрация района осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов и в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов и в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пп. «г» п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства от 28.09.2009 года №767, классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
В соответствии в п.п. «а» п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадка, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Предельно-допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия – национального (государственных) стандартах государств – членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза
Национальный стандарт «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-20175.2.4 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в определенные сроки.
Пунктом 5.2.4. Межгосударственного стандарта ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» предусмотрено, что покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице к данному пункту.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 68 ч.2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая во внимание, что спорная автомобильная дорога, расположенная на территории Беломестненского сельского поселения в границах муниципального образования – Ливенский район Орловской области, относящаяся к собственности муниципального района, не соответствует требованиям государственных стандартов, создавая тем самым угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении любых автомобильных дорог местного значения, проходящих по территории сельских поселений, независимо от их нахождения в границах или вне границ населенных пунктов сельских поселений, закреплены за органами самоуправления муниципального района, а также учитывая признание ответчиком исковых требований, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Ливенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ливенского района Орловской области удовлетворить.
Обязать администрацию Ливенского района Орловской области привести дорожное покрытие автомобильной дороги, проходящей по улице Беляева, расположенной на территории Беломестненского сельского поселения Ливенского района Орловской области от границы города Ливны Орловской области (район перекрестка с ул. Пухова г. Ливны) до примыкания к проезжей части дороги без наименования, проходящей вдоль домов на улице Челпанова слободы Беломестное Ливенского района Орловской области, протяженностью 237 метров, в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения и Технического регламента Таможенного союза 014/2011, национального стандарта РФ ГОСТ 33220-2015, национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 путем устранения дефектов дорожного покрытия, указанных в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 11.10.2018 года, в срок не позднее 01.06.2019 года.
Обязать администрацию Ливенского района Орловской области обеспечить безопасность дорожного движения на данной автомобильной дороге путем установки технических средств организации дорожного движения до приведения её дорожного покрытия в соответствие требованиям действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения и Технического регламента Таможенного союза 014/2011, национального стандарта РФ ГОСТ 33220-2015, национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья