Дело № 3а-252/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2015 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н.З.,
с участием:
- представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» и представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Ч.Ю.В., действующей по доверенности от 10 сентября 2015 года сроком на три года и по доверенности от 10 сентября 2015 года сроком на 3 года,
- представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике Б.Ю.А., действующей по доверенности от 8 октября 2015 года сроком до 21 сентября 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее по тексту – ООО «<данные изъяты>», Общество, административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту – земельный участок), равной его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты> рублей.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что земельный участок находится в общей долевой собственности: административный истец владеет <данные изъяты> долями в праве собственности.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, в то время как согласно Отчету об оценке № от 12 октября 2015 года Общества с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество Плюс» (далее по тексту – ООО «Оценочная компания «Имущество плюс»), его рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2007 года составляет <данные изъяты> рублей.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав как плательщика земельного налога.
В качестве правового основания для удовлетворения заявленных требований указана часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В судебном заседании представитель ООО «<данные изъяты>» поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР) Байкова Ю.А. в судебном не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, полагала возможным восстановить административному истцу пропущенный срок для обращения в суд, поддержала письменные возражения, из которых следует, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Земельный участок является ранее учтенным, расположен на землях населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования «Эксплуатация и обслуживание здания библиотеки». Его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
Представитель ООО «<данные изъяты>» Ч.Ю.В. возражений по заявленным требованиям не высказала.
Административные ответчики: Правительство Удмуртской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР, Управление), а также заинтересованные лица Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Муниципальное образование «город Ижевск», в судебное заседание не явилось. Управление Росреестра по УР представило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Управлением Росреестра по УР представлены пояснения на административное исковое заявление, из которых следует, что Управление не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В силу статьи 247 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования, заявленные ООО «<данные изъяты>», подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
ООО «<данные изъяты>» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка, регулируемые нормами статей 65 и 66 ЗК РФ, главой 111.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности), относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановления Пленума ВС РФ №28) разъяснено, что в силу положений части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, пункт 1 статьи 387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В судебном заседании установлено, что административный истец на праве общей долевой собственности (доля в праве <данные изъяты>) владеет земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от 17 декабря 2012 года.
Действующее в настоящее время законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту – Комиссия) или решением суда.
Для юридических лиц, к каковым относится административный истец, предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора (абзацы 1, 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Данное требование закона заявителем соблюдено. Уведомлением № от 13 ноября 2015 года Комиссия сообщила ООО «<данные изъяты>» о том, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости путем установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, поступившее в Комиссию 13 ноября 2015 года, не принято к рассмотрению в соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника земельного участка, ООО «<данные изъяты>» обратилось в суд с названным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество представило в суд Отчет об оценке <данные изъяты> от 12 октября 2015 года определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание здания библиотеки, составленный независимым оценщиком – ООО «Оценочная компания «Имущество плюс», согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года составляет <данные изъяты> рубля.
Кроме того, из представленного заявителем положительного экспертного заключения № от 22 октября 2015 года, выполненного Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», членом которой является оценщик, следует, что Отчет об оценке <данные изъяты> от 12 октября 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики были утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».
При этом в строке <данные изъяты> раздела «Город Ижевск» приложения №1 к данному Постановлению, которым утвержден перечень подлежащих оценке земельных участков в составе земель города Ижевска по состоянию на 1 января 2007 года, утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24 ноября 2014 года №, сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в государственный кадастр недвижимости 11 июня 1997 года.
Таким образом, суд признает, что спорный земельный участок является ранее учтенным, вошел в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки, а потому его кадастровая стоимость установлена на дату, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, а именно на 1 января 2007 года.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Отчет об оценке № от 12 октября 2015 года, выполненный ООО «Оценочная компания «Имущество плюс», правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением № от 22 октября 2015 года, является надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2007 года.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равный <данные изъяты> руб., установленный в Отчете об оценке№ от 12 октября 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера налоговых платежей, в связи с чем считает, что размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, были внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 1 января 2007 года, с настоящим административным исковым заявлением Общество обратилось в суд 30 ноября 2015 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока обращения в суд.
Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу 22 июля 2014 года, а КАС РФ – 15 сентября 2015 года, и ранее действовавшее законодательство не устанавливало срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признает причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок – подлежащим восстановлению.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления настоящего судебного постановления в законную силу.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года. Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание здания библиотеки, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, определенной в соответствии с Отчетом № от 12 октября 2015 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество плюс» по состоянию на 1 января 2007 года на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 13 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 25 декабря 2015 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова