РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Борзиной К.Н., при секретаре Кочедыковой Д.А.,
с участием представителя истца Рутковской Н.Г., представитель ответчика Селезневой М.А., представителя третьего лица – Багдасарян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1884/2018 по исковому заявлению Неизвестных Т.А. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Неизвестных Т.А. обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и .... о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец Неизвестных Т.А. указала, что **/**/**** истец приобрела земельный участок, расположенный по адресу: .... (кадастровый №).
Первоначально данный участок был предоставлен В., на основании постановления администрации ИРМО от 19.06.2012ог. №.
Данный участок поставлен на кадастровый учет **/**/****, по данным государственного кадастрового учета, категория участка - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения садоводства и огородничества.
**/**/**** Российская Федерация, в лице ТУ Росимущества в Иркутской области обратилась в суд с исковым заявлением с требованием о признании недействительным постановления мэра .... о предоставлении в собственность спорного земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения на том, основании, что земельный участок, принадлежащий Неизвестных Т.А. расположен в границах земель лесного фонда.
**/**/**** с аналогичными требованиями в суд обратился прокурор Иркутского района.
**/**/**** исковые требования РФ, в лице ТУ Росимущества Иркутской области, прокурора Иркутского района судом удовлетворены, решение вступило в законную силу **/**/****.
После вступления решения суда в законную силу собственником спорного участка стала Российская Федерация, категория земельного участка и вид разрешенного использования остались прежними: категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения садоводства и огородничества.
Основанием для истребования земельного участка у Неизвестных Т.А. послужил тот факт, что суд признал незаконным постановление администрации ИРМО о предоставлении земельного участка ДТП «Ангарские зори» от **/**/****г. №, а соответственно и все выделенные из него земельные участки, в том числе и земельный участок истца.
**/**/**** определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ решение Иркутского районного суда Иркутской области от **/**/****г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Бурятия в части удовлетворения требований прокурора Иркутского района, заявленного в интересах Российской Федерации к администрации .... муниципального образования о признании недействительным постановления администрации ИРМО от **/**/****г. № были отменены.
Кроме того, в рамках гражданского дела № было назначено и проведено две судебные землеустроительные экспертизы. На основании определений суда о назначении судебных экспертиз было получено три экспертных заключения.
При этом один эксперт (Пизанов Н.А.) указал на то, что земельный участок, предоставленный ДНТ «Ангарские зори» (кадастровый №) и все образованные из него земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения; другой эксперт (Перфильева Е.В.) указала на то, что земельный участок, предоставленный ДНТ и образованные из него земельные участки граждан по картографическим материалам и иным данным государственного фонда данных расположены на землях сельскохозяйственного назначения, а по данным государственного лесного реестра - на землях лесного фонда и на землях запаса; еще два эксперта (Большедворский Д.А. и Лопаткин Д.А.) указали, что спорные участки расположены на землях лесного фонда и землях запаса.
Все три экспертных заключения были признаны судом допустимыми доказательствами по делу.
Как усматривается из данных экспертных заключений земельный участок с кадастровым номером ~~~ и образованные из него земельные участки граждан имеют «двойной учет» в государственных реестрах. По данным Росреестра участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения, по данным государственного лесного реестра - на землях лесного фонда и земля запаса.
Однако, при вынесении решения, суд руководствовался заключением экспертов Большедворского Д.А. и Лопаткина Д.А., то есть, суд исходил из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах, государственном фонде данных Управления .... и Едином государственном реестре недвижимости.
**/**/**** вступил в силу Федеральный закон от **/**/**** N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон № 280-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 данного закона, граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от **/**/**** N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от **/**/**** N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до **/**/****.
Таким образом, для соблюдения баланса публично-правовых интересов и интересов добросовестных приобретателей, а также для приведения в соответствие государственных реестров, законодатель указал на то, что в случае, если земельные участки зарегистрированы в ЕГРН, а по данным государственного лесного реестра находятся в границах лесного фонда, данные государственного реестра недвижимости имеют приоритетное значение.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на момент приобретения истцом спорного земельного участка, данный участок был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, имел вид разрешенного использования - для ведения садоводства и огородничества. Данный участок предоставлен до 01.01.2016г.
Кроме того, в настоящее время, согласно данным ЕГРН спорный земельный участок имеет категорию - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения садоводства и огородничества.
Истец Неизвестных Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца и третьего лица ДНТ «Ангарские зори» Рутковская Н.Г., действующая на основании доверенностей, заявленные требования поддержала по доводам исковых заявлений.
Представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Селезнёва М.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, указала, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Управление и распоряжение такими земельными участками осуществляет Российская Федерация в лице свои уполномоченных органов. Земельные участки из земель лесного фонда ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность граждан. **/**/**** вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Полагает, что к спорным правоотношениям нормы указанного закона не применимы, поскольку указанным законом предусмотрена возможность подачи иска о признании права собственности на недвижимость, которой граждане были лишены только на основании противоречий между сведениями ЕГРН и ГЛР. Издавая постановление от **/**/**** № о предоставлении земельного участка ДНТ «Ангарские зори», о предоставлении бесплатно в собственность граждан земельных участков, образованных из земельного участка предоставленного ДНТ «Ангарские зори» мэр .... допустил превышение своих полномочий и ущемляет права Российской Федерации. Решением суда по ранее рассмотренному делу факт превышения должностных полномочий был установлен, спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда. Просила в иске отказать, поскольку предоставление земельных участков в собственность граждан – членов ДНТ «Ангарские зори» не свидетельствует о добросовестности приобретателей. Также пояснила, что действиям должностных лиц Администрации Иркутского районного МО дана уголовно – правовая оценка. В соответствии с Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 17.05.2017 г. мэр признал свою вину. Но не был привлечен к ответственности в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Кроме того, земельный участок находится в пределах второго пояса санитарной охраны Ершовского водозабора, в связи с чем земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Представитель привлеченного к участи в деле в качестве третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А возражала против удовлетворения заявленных требований, в судебном заседании суду пояснила, что спорные земельные участки отнесены к землям лесного фонда, что подтверждается информацией государственного лесного реестра. Просила в иске отказать, полагала, что к спорным правоотношениям не применимы нормы ФЗ от **/**/**** №280-ФЗ.
Представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно представленного письменного отзыва, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, актов органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Судом установлено, что на основании договора купли – продажи земельного участка от **/**/**** Неизвестных Т.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 1 000 кв.м., по адресу: .... (л.д. 7).
Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН **/**/****, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 8).
Решением Иркутского районного суда от **/**/**** по ранее рассмотренному гражданскому делу № по иску Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Неизвестных Т.А. и др. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения; по иску прокурора Иркутского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Иркутского районного муниципального образования, ДТН «Ангарские зори» Е. и др. о признании незаконными постановлений администрации Иркутского районного муниципального образования, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,
было установлено, что на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования № от **/**/**** ДНТ «Ангарские зори» был предоставлен земельный участок общей площадью 300 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером ~~~, расположенный по адресу: ...., бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан – членов товарищества.
Данный участок был поставлен на государственный кадастровый учет **/**/**** с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается представленной в материалы дела кадастровой выпиской земельного участка.
В последующем из указанного земельного участка были выделены (образованы) отдельные земельные участки, которые предоставлены физическим лицам.
При рассмотрении гражданского дела было установлено, что земельный участок, предоставленный ДНТ «Ангарские зори», относится к землям лесного фонда, данные выводы сделаны на основании информации из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, в связи с чем были удовлетворены требования истцов о признании недействительными постановлений .... муниципального образования о предоставлении физическим лицам земельных участков в собственность, об истребовании земельных участок у ответчиков и передаче их Российской Федерации (л.д. 23-53).
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от **/**/**** решение Иркутского районного суда от **/**/**** оставлено без изменения (л.д. 54-75).
Определением Верховного суда Российской Федерации от **/**/**** решение Иркутского районного суда от **/**/**** и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от **/**/**** в части удовлетворения требований прокурора Иркутского района, заявленного в интересах Российской Федерации к администрации .... муниципального образования о признании недействительным постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** № отменено, производство по указанному требования прекращено. В остальной части судебные постановления оставлены в силе.
Суд полагает заявленные исковые требования Неизвестных Т.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях N 1793-0 и N 1994-0 от **/**/**** указано, что Федеральный закон от **/**/**** № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» принят для преодоления противоречивого толкования положений Лесного кодекса РФ в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, федеральный законодатель исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра, то есть у добросовестных приобретателей.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» для защиты права необходима совокупность следующих условий: отнесение земельного участка в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими, правоудостоверяющими документами к иной категории земель, чем земли лесного фонда, возникновение прав на такой участок до **/**/****, отсутствие у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких участков по целевому назначению или их использование с нарушением действующего законодательства. Перечень является закрытый и расширительному толкованию не подлежит.
В отношении спорных земельных участков такая совокупность условий имеется, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Поскольку право собственности Неизвестных Т.А. ранее зарегистрировано на земельный участок сельскохозяйственного назначения, указанный факт имел место до вступления в силу Федерального закона от **/**/**** № 280-ФЗ, который определил правила установления принадлежности земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, истец имеет право на признание в судебном порядке права собственности на принадлежавший ей земельные участок.
Доводы представителя ответчика, приведенные в возражениях, не могут быть приняты судом, поскольку сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства о лесной амнистии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ~~~ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: .....
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░