Решение по делу № 3а-126/2019 от 26.12.2018

66OS0000-01-2018-000579-67 Дело № 3а-126/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 02 апреля 2019 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Заболотских А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сысоевой Натальи Валерьевны об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года,

УСТАНОВИЛ:

в Свердловский областной суд 26 декабря 2018 года поступило названное административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец полагает нарушенными свои права и законные интересы; ссылается на приложенный отчёт об оценке земельных участков и утверждает, что кадастровая стоимость обозначенных земельных участков не соответствуют их рыночной стоимости, в связи с чем, просит установить кадастровые стоимости равными рыночным.

Административные ответчики – Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, а также заинтересованное лицо – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу о возражениях против установления кадастровых стоимостей равными рыночным не сообщили.

В судебное заседание стороны и заинтересованное лицо своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся сторон и заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело без участия представителей.

Исследовав собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При проведении государственной кадастровой оценки кадастровые стоимости рассматриваемых земельных участков были утверждены по состоянию на 01 января 2015 года приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» в следующих размерах:

– с кадастровым номером – 3685710 руб. 24 коп.;

– с кадастровым номером – 6640009 руб. 60 коп.

Полагая, что такие кадастровые стоимости этих земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, административный истец, являющийся собственником этих земельных участков, ссылался в обоснование своих требований на отчёт об оценке, содержащий мнение оценщика о вероятной стоимости на даты оценки в следующих размерах:

– с кадастровым номером – 814500 руб.;

– с кадастровым номером – 1438338 руб.

Материалы дела не содержат, и в распоряжении суда не имеется никаких сведений о том, что в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области поступали заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости этих земельных участков.

В судебном заседании административным истцом заявлено ходатайство о назначении экспертизы для определения действительной рыночной стоимости земельного участка, предложена кандидатура эксперта.

При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Определением суда по данному делу назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.

По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела поступило составленное заключение эксперта от 04 марта 2019 года.

В соответствии с полученным заключением эксперта рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составляла:

– с кадастровым номером – 981744 руб.;

– с кадастровым номером – 1660792 руб.

У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. При этом, определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.

Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы эту рыночную стоимость земельного участка, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд соглашается с результатом, изложенным в экспертном заключении.

Изложенное означает, что при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что по состоянию на 01 января 2015 года рыночные стоимости земельных участков составляли с кадастровым номером – 981744 руб.; с кадастровым номером – 1660792 руб.; именно в таких размерах, удовлетворяя заявленные требования, и следует устанавливать кадастровые стоимости.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Сысоевой Натальи Валерьевны об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 981744 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1660792 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 26 декабря 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.

Решение изготовлено 05 апреля 2019 года.

Судья

М.В. Старков

3а-126/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сысоева Наталья Валерьевна
Сысоева Н.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Свердловской области
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области
Кирпикова Наталья Сергеевна
Кирпикова Н.С.
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
26.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
27.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.01.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.01.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
02.04.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
02.04.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2019[Адм.] Судебное заседание
26.07.2020Регистрация административного искового заявления
26.07.2020Передача материалов судье
26.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.07.2020Предварительное судебное заседание
26.07.2020Производство по делу возобновлено
26.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Дело оформлено
26.07.2020Дело передано в архив
02.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее