Решение по делу № 33-6466/2023 от 03.08.2023

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Омарова М.А.

Дело

УИД 05RS0-18

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 октября 2023 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Сатыбалова С.К.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Махачкалы Караханова Н.М. в интересах Идрисова А. И. к администрации МО ГОсВД «город Махачкала, Министерству финансов Республики Дагестан, третьему лицу Министерству образования и науки РД об обязании администрации ГОсВД «город Махачкала» предоставить Идрисову А. И. вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, обязании министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета РД до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,

по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД «город Махачкала» Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> Заслушав доклад судьи Шабровой А.А., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах Идрисова А. И., <дата> г.р. к администрации МО «ГОсВД город Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан, третьему лицу Министерству образованию и науки РД об обязании администрации МО «ГОсВД город Махачкала»предоставить истцу, состоящей на учете в администрации МО «ГОсВД город Махачкала» вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда для предоставления истцу по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Идрисова А.И., <дата> года рождения, о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которого установлено следующее. Постановлением администрации МО ГОсВД «город Махачкала» от <дата> «О принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД г.Махачкала, поскольку принят на учет <дата>.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена из-за не доведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета администрации МО «ГОсВД город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено исковые требования заместителя прокурора города Махачкалы к администрации МО ГОсВД «город Махачкала», удовлетворить.

Обязать администрацию МО ГОсВД «город Махачкала» предоставить Идрисову А. И., <дата> г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления пощади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета РД до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Идрисову А. И., <дата> г.р. в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОсВД «город Махачкала» Алиев А.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что Идрисов А.И. не имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма, поскольку не является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне соответствующих заболеваний, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, законом предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, в связи с чем, внеочередное предоставление истцу жилого помещения нарушает права других очередников.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <дата>) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> , предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Из материалов дела усматривается, что Идрисов А.И. родился <дата> года рождения в г. Махачкала Республики Дагестан.

Постановлением главы администрации г. Махачкалы от <дата> над Идрисовым А.И. установлена опека, и он принят на учет по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец Идрисов А.И. не имеет своего жилья.

До настоящего времени Идрисов А.И. не обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, что не отрицалось ответчиком.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь подлежащими применению нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также законодательства Республики Дагестан, регулирующего правоотношения по обеспечению жильем категории граждан, к которой принадлежит истец, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд исходил из установленных обстоятельств, подтверждающих как статус истца и принадлежность к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так и ее не обеспеченность жилым помещением.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального права, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неправильными суд апелляционной инстанции не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности обеспечить истца жилым помещением по решению суда без соблюдения установленного порядка нарушит права и законные интересы лиц этой же категории, включенных в Список, право которых возникло ранее, судебной коллегией отклоняется, как противоречащий нормам материального права.

Ни федеральным законодательством, ни нормативными правовыми актами Республики Дагестан очередность реализации категорией граждан, к которым относится истец, права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусмотрена.

Принимая во внимание, что гарантируемая истцу социальная поддержка, а именно обеспечение жилым помещением, до настоящего времени не реализована именно по причине не выполнения своевременно уполномоченными органами власти возложенной на них обязанности, суд законно обязал администрацию г. Махачкалы, как уполномоченный в настоящее время орган исполнительной власти Республики Дагестан, предоставить Идрисову А.И. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Махачкала.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы повторяют позиции ответчика администрации г. Махачкала, сформулированные и поддержанные при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Омарова М.А.

Дело

УИД 05RS0-18

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 октября 2023 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Сатыбалова С.К.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Махачкалы Караханова Н.М. в интересах Идрисова А. И. к администрации МО ГОсВД «город Махачкала, Министерству финансов Республики Дагестан, третьему лицу Министерству образования и науки РД об обязании администрации ГОсВД «город Махачкала» предоставить Идрисову А. И. вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, обязании министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета РД до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,

по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД «город Махачкала» Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> Заслушав доклад судьи Шабровой А.А., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах Идрисова А. И., <дата> г.р. к администрации МО «ГОсВД город Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан, третьему лицу Министерству образованию и науки РД об обязании администрации МО «ГОсВД город Махачкала»предоставить истцу, состоящей на учете в администрации МО «ГОсВД город Махачкала» вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда для предоставления истцу по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Идрисова А.И., <дата> года рождения, о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которого установлено следующее. Постановлением администрации МО ГОсВД «город Махачкала» от <дата> «О принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД г.Махачкала, поскольку принят на учет <дата>.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена из-за не доведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета администрации МО «ГОсВД город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено исковые требования заместителя прокурора города Махачкалы к администрации МО ГОсВД «город Махачкала», удовлетворить.

Обязать администрацию МО ГОсВД «город Махачкала» предоставить Идрисову А. И., <дата> г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления пощади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета РД до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Идрисову А. И., <дата> г.р. в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОсВД «город Махачкала» Алиев А.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что Идрисов А.И. не имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма, поскольку не является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне соответствующих заболеваний, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, законом предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, в связи с чем, внеочередное предоставление истцу жилого помещения нарушает права других очередников.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <дата>) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> , предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Из материалов дела усматривается, что Идрисов А.И. родился <дата> года рождения в г. Махачкала Республики Дагестан.

Постановлением главы администрации г. Махачкалы от <дата> над Идрисовым А.И. установлена опека, и он принят на учет по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец Идрисов А.И. не имеет своего жилья.

До настоящего времени Идрисов А.И. не обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, что не отрицалось ответчиком.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь подлежащими применению нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также законодательства Республики Дагестан, регулирующего правоотношения по обеспечению жильем категории граждан, к которой принадлежит истец, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд исходил из установленных обстоятельств, подтверждающих как статус истца и принадлежность к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так и ее не обеспеченность жилым помещением.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального права, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неправильными суд апелляционной инстанции не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности обеспечить истца жилым помещением по решению суда без соблюдения установленного порядка нарушит права и законные интересы лиц этой же категории, включенных в Список, право которых возникло ранее, судебной коллегией отклоняется, как противоречащий нормам материального права.

Ни федеральным законодательством, ни нормативными правовыми актами Республики Дагестан очередность реализации категорией граждан, к которым относится истец, права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусмотрена.

Принимая во внимание, что гарантируемая истцу социальная поддержка, а именно обеспечение жилым помещением, до настоящего времени не реализована именно по причине не выполнения своевременно уполномоченными органами власти возложенной на них обязанности, суд законно обязал администрацию г. Махачкалы, как уполномоченный в настоящее время орган исполнительной власти Республики Дагестан, предоставить Идрисову А.И. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Махачкала.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы повторяют позиции ответчика администрации г. Махачкала, сформулированные и поддержанные при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

33-6466/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Идрисов Амираслан Имранович
прокурор
Заместитель прокурора г.Махачкалы в интересах Идрисова Амираслана Имрамовича
Ответчики
Министерство финансов РД
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Другие
Министерство образования и науки РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
03.08.2023Передача дела судье
08.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
16.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2023Передано в экспедицию
02.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее