ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2022 года Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе судьи Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоменко О.А., с участием представителя административного истца Шалагинова В.С., представителей административных ответчиков Стрельцовой О.П., Коренченко В.А., Зайцевой О.А., Ивановой Л.В., Курбановой М.Т., Шурыгиной А.Н., представителей заинтересованных лиц Подшибякина П.Ю., Дудина С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске Астраханской области в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Ватутина, д. 18А путем использования систем видеоконференц-связи административное дело № 2а-21/2022 по административному исковому заявлению военного прокурора Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор военной прокуратуры Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по включению в план капитального строительства очистных сооружений военных городков № 30, 28, 65 войсковой части 15644. № 2 войсковой части 75376, «Зенит» войсковой части 37382, 4с войсковой части 21043, расположенных на 4 Государственном межвидовом полигоне Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в ЗАТО Знаменск Астраханской области.
В обоснование заявленных требований военный прокурор указал на то, что военной прокуратурой Знаменского гарнизона проведена проверка соблюдения требований жилищно-коммунального законодательства при эксплуатации очистных сооружений войсковых частей № 15644, 75376, 37382, 21043.
Проверкой установлено, что на территории военных городков 30, 28, 65 войсковой части 15644, 2 войсковой части 75376, "Зенит" войсковой части 37382, 4с войсковой части 21043, расположенных на 4 Государственном межвидовом полигоне Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в <адрес> <адрес> имеются очистные сооружения, требующие нового строительства. Очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии и к эксплуатации не пригодны. Разрушение данных объектов произошло в разные годы ввиду отсутствия своевременного проведения ремонта. Указанные нарушения закона, имеющие место в связи с непринятием (бездействием) ответчиками мер по организации проведению капитального строительства очистных сооружений, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, военнослужащих, которые проходят военную службу в названных войсковых частях с учетом переменного состава. Просил возложить обязанность включить в план капитального строительства очистные сооружения военных городков 30, 28, 65 войсковой части 15644, 2 войсковой части 75376, "Зенит" войсковой части 37382, 4с войсковой части 21043, расположенных на 4 Государственном межвидовом полигоне Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в <адрес> не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 февраля 2021 года исковые требования военного прокурора Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по включению в план капитального строительства очистных сооружений удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 26 мая 2021 года решение от 11 февраля 2021 года оставлено без изменения.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2021 года решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 26 мая 2021 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Ахтубинский районный суд Астраханской области в ином составе судей.
В ходе рассмотрения административного дела по существу административный истец заявленные требования изменил, просил обязать ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ через свои филиалы подготовить тактико-технические задания для проведения работ по капитальному строительству очистных сооружений военных городков 30, 28, 65 войсковой части 15644, 2 войсковой части 75376, "Зенит" войсковой части 37382, 4с войсковой части 21043, расположенных на 4 Государственном межвидовом полигоне Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>); ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ через свои филиалы согласовать с командованием воинских частей 15644, 75376, 21043, 37382 тактико-технические задания для проведения работ по капитальному строительству очистных сооружений; ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ представить на утверждение тактико-технические задания командующим Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-космических сил и Южного военного округа, согласно указаниям Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ от 4 октября 2014 года №; командованию Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-космических сил и Южного военного округа проверить и рассмотреть вопрос об утверждении представленных тактико-технических заданий по указанным объектам, после чего провести работу по включению требуемых объектов (очистных сооружений) в план контрактования на соответствующий год и внесению предложений по финансированию необходимых строительно-монтажных работ; командованию Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-космических сил и Южного военного округа совместно с ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, после утверждения тактико-технических заданий, направить их в Департамент строительства Минобороны России для проведения изыскательских работ по указанным объектам, разработке строительно-технических заданий и проектно-сметной документации, содержащей объемы строительно-монтажных работ, сроки их проведения, количество, виды и стоимость необходимых строительно-ремонтных материалов; Департамент строительства Минобороны России направить указанные документы в ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России» для проведения экспертизы проектной и сметной документации для согласования и утверждения рабочей документации по указанным объектам; после выполнения указанных мероприятий ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России» представить уполномоченному заместителю Министра обороны Российской Федерации документы для рассмотрения вопроса о включении требуемых объектов в План капитального строительства на соответствующий год, выделении лимитов бюджетных обязательств на указанные цели и заключении соответствующих государственных контрактов на выполнение работ по строительству требуемых объектов военной инфраструктуры.
Представитель административного истца Шалагинов В.С. в судебном заседании представил заявление о прекращении производства по делу в виду отказа от административного иска в связи с исполнением требований прокурора в добровольном порядке после предъявления административного искового заявления, а также в связи преждевременным заявлением требований к ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России». Правовые последствия принятия судом отказа от административного иска административному истцу разъяснены и понятны.
Представители административных ответчиков ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Курбанова М.Т., ФКУВПОУ «161 школа техников РВСН» Минобороны России (войсковая часть 75376) Стрельцова О.П., войсковой части 37382 (ФКУ «Войсковая часть 15650») Зайцевой О.А., войсковой части 15644 Иванова Л.В., Шурыгина А.Н., командующего Ракетных войск стратегического назначения Шурыгина А.Н., ФКУ «Войсковая часть 21043» Коренченко В.А. против прекращения производства по делу в связи с отказом административного истца от иска не возражали.
Представители административных ответчиков командующего ВКС, Департамента строительства Минобороны России, ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, против удовлетворения заявленных требований возражали, по прекращению производства по делу в связи с отказом административного истца от заявленных требований мнение не представили.
Представители заинтересованных лиц Министерства обороны Российской Федерации Подшибякин П.Ю., ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Минобороны России Дудин С.А. против прекращения производства по делу в связи с отказом административного истца от иска не возражали.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, против удовлетворения заявленных требований возражали, по прекращению производства по делу в связи с отказом административного истца от заявленных требований мнение не представили.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, проведенной военной прокуратурой Знаменского гарнизона проверкой выявлены нарушения в области охраны окружающей среды. Очистные сооружения, находящиеся на территории военных городков 30, 28, 65 войсковой части 15644, 2 войсковой части 75376, «Зенит» войсковой части 37382, 4с войсковой части 21043, находятся в неудовлетворительном состоянии и к эксплуатации не пригодны. Сброс сточных вод производится на рельеф местности. Очистные сооружения находятся на территории войсковых частей 4 Государственного межвидового полигона Министерства обороны Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2012 года № спорные объекты списаны и выведены из эксплуатации, и в соответствии с приказом должны быть разобраны, сняты со всех видов учета. Из произведенного осмотра государственным инспектором Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, с участием специалиста ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», представителя командира войсковой части 15644 начальника инженерно-технической службы Дихтяр С.А., ведущего инженера 923 КЭО Гавриленко М.Ю.. начальника производственного участка ЖКС № 5 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министра обороны Российской Федерации Поликарпова М.С. установлено, что на территории военного городка «Зенит» войсковой части 37382, военного городка 65 Научно исследовательского испытательного центра Противовоздушной обороны межвидового назначения войсковой части 15644, военного городка 30 Научно исследовательского испытательного центра Противовоздушной обороны межвидового назначения войсковой части 15644, военного городка 28 Научно испытательного центра и военной техники сухопутных войск войсковой части 15644, военного городка войсковой части 21043, военного городка войсковой части 75376 канализационные стоки выкачиваются в степь, либо стекают в земляные ямы, переполняя их, растекаются по почве. Очистные сооружения списаны как основные средства в 2012 году. На момент обследования КНС не работали. Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» отобраны пробы почвы на исследуемых земельных участках, по результатам исследования установлено превышение допустимых фоновых показателей.
В 2018 году должностными лицами ЖКС № 5 (город Астрахань) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации разработано тактико-техническое задание на выполнение работ по объекту: «Реконструкция системы водоотведения, новое строительство локальных очистных канализационных сооружений по адресу: <адрес>
Тактико-технические задания на выполнение работ по объекту: «Реконструкция системы водоотведения, новое строительство локальных очистных канализационных сооружений по адресу: <адрес>, <адрес>» и <адрес> согласованы и утверждены Главнокомандующим по Воздушно-космическим силам.
По другим объектам должностными лицами ЖКС №1 (город Знаменск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации разработаны тактико-технические задания на выполнение работ по проектированию, реконструкции системы водоотведения и новому строительству локальных очистных канализационных сооружений на территории военных городков 30, 28, 65 войсковой части 15644, 2 войсковой части 75376, 4с войсковой части 21043.
Тактико-технические задания для согласования были направлены в войсковую часть 15644 (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ)
Согласно имеющейся документации, тактико-технические задания направлены для утверждения Заместителем командующего РВСН по МТО в адрес Заместителя командующего РВСН по строительству и расквартированию войск (исх. № от 25 января 2022 года).
В связи с наличием замечаний по оформлению направленные тактико-технические задания были возвращены на доработку (исх. № от 09 февраля 2022 года.)
С учетом замечаний, оригиналы тактико-технических заданий были повторно направлены в адрес Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) (№ от 21 февраля 2022 года).
Также, согласно Телеграмме №ч от 30 ноября 2021 года, подписанной начальником штаба МТО ВС РФ генерал-лейтенанта ФИО17, заместителям командующих войсками округов указывалось в срок до 10 декабря 2021 года завершить согласование тактико-технических заданий на реконструкцию (строительство) объектов водо-канализационного хозяйства, направленных ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, организовать взаимодействие с Департаментом строительства Минобороны России по вопросу выделения дополнительных лимитов на реконструкцию (строительство) объектов.
Как следует из сообщения руководителя Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации от 28 февраля 2022 года филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было подготовлено тактико-техническое задание на проведение работ по реконструкции (строительству) очистных сооружений по объекту, в рамках реализации мероприятий по включению Минобороны России в федеральный проект «Оздоровление Волги» национального проекта «экология». Минобороны России проводятся мероприятия по включению вышеуказанного объекта в федеральный проект «оздоровление Волги» национального проекта «Экология».
ФКП «Управления заказчика капитального строительства Минобороны России» создано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации №-р от 11 марта 2008 года в целях оказания Министерству обороны Российской Федерации услуг технического заказчика за строительством объектов Министерства обороны Российской Федерации на основании заключенных государственных контрактов. Учитывая, что государственный контракт по объекту не заключался, ФКП «Управления заказчика капитального строительства Минобороны России» соответствующие услуги не оказывало. ФКП «Управления заказчика капитального строительства Минобороны России» деятельность по проведению экспертизы проектной и сметной документации не осуществляет.
23 марта 2022 года представитель административного истца отказался от заявленных требований, просил производство по делу прекратить, поскольку административными ответчиками добровольно исполнены требования.
Изучив заявление об отказе от административного иска, материалы административного дела, суд полагает возможным принять отказ от административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 указанной статьи).
В силу пункта 3 части 1 статьи 194 приведенного Кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о том, что не допускается повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, административному истцу известны и понятны.
Суд принимает отказ представителя административного истца от административного иска к административным ответчикам об обязании выполнить действия, поскольку отказ представителя административного истца от административного иска заявлен добровольно, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц, в связи с чем, производство по административному делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
принять отказ представителя административного истца по административному исковому заявлению военного прокурора Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц от иска к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, ФКУВПОУ «161 школа техников РВСН» Минобороны России (войсковая часть 75376), войсковой части 37382 (ФКУ «Войсковая часть 15650»), войсковой части 15644, командующего Ракетных войск стратегического назначения, ФКУ «Войсковая часть 21043», командующего ВКС, Департамента строительства Минобороны России, ФКУ «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России» об обязании выполнить действия, заинтересованные лица Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Минобороны России, ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО».
Производство по административному делу № 2а-21/2022 по административному исковому заявлению военного прокурора Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об обязании выполнить действия, прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Судья Лябах И.В.