Дело № 12-5/21
Р Е Ш Е Н И Е
27 января 2021 г. г. Углич
Судья Угличского районного суда Ярославской области Марокова Т.Г.,
при секретаре Агафоновой М.Ю.,
рассмотрев жалобу ФГБУЗ Санаторий «Углич» на постановление специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Верхнее-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора от 14.08.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Верхнее-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора от 14.08.2020 г. ФГБУЗ Санаторий «Углич» привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
ФГБУЗ Санаторий «Углич», считая указанное постановление незаконным, обратилось в Угличский районный суд Ярославской области с жалобой, в которой просит постановление отменить за отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения, а производство по делу прекратить. В жалобе указано, что собственником очистных сооружений является Российская Федерация. С 10.07.2018 г. функции учредителя учреждения от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования. Очистные сооружения были построены в 1975 г., кроме стоков принимаемых от санатория «Углич», что составляет примерно 20% от общего объема сточных вод, также принимаются хозяйственно-бытовые стоки котельной АО «МКЭ», от многоквартирных жилых домов п. Алтыново, МДОУ д/сад «Дубок», фельдшерско-акушерского пункта, которые являются объектами муниципальной собственности Угличского муниципального района. Существующие очистные сооружения устарели, имеют недостаточно степеней очистки, используемая технология очистки стоков не обеспечивает нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты, что является причиной сброса загрязняющих веществ сверх установленных нормативов. Для должной очистки сточных вод необходима полная реконструкция очистных сооружений. Стоимость работ составляет около 40000000 руб. Для производства работ денежные средства должны быть выделены собственником имущества – Министерством науки и высшего образования РФ. В октябре 2019 года Угличским районным судом Ярославской области было принято к производству исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в УМР к Министерству науки и высшего образования (учредителю санатория) о выделении ФГБУЗ Санаторий «Углич» финансовых средств для проведения реконструкции биологических очистных сооружений в целях обеспечения очистки сточных вод в соответствии с нормативами и к ФГБУЗ Санаторий «Углич» об обязании произвести реконструкцию очистных сооружений и обеспечении качества очистки сточных вод. Санаторий согласен с исковыми требованиями. В настоящее время проведено инженерное обследование существующих очистных сооружений, получено заключение ООО «СтроЭксперт», из которого следует, что очистные сооружения находятся в аварийном состоянии, требуется их полная реконструкция. Ведется работа по составлению проектно-сметной документации на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений. В действиях (бездействии) ФГБУЗ санаторий «Углич» отсутствует вина, поскольку учреждение сможет произвести реконструкцию указанных объектов только после финансирования собственником.
В судебном заседании врио директора ФГБУЗ Санаторий «Углич» Корякова И.А. доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что в 2018 г. учреждению выдавались предписания об устранении выявленных нарушений по загрязнению водоема, однако нарушения, указанные в предписании устранены не были из-за отсутствия финансирования со стороны собственника. Заявка на финансирование направлялась в 2018 г., но в отсутствие сметы по ремонтным работам не была удовлетворена.
Лицо, составившее протокол, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено. Из Верхнее-Волжского МУ Росприроднадзора поступили письменные возражения на жалобу, в которых просят жалобу оставить без удовлетворения, а постановление от 14.08.2020 г. без изменения.
Заслушав Корякову И.А, исследовав административный материал и письменные материалы, суд приходит к следующему.
Статья 7.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, осуществление водопользования с нарушением, установленных для такого пользования условий.
Статья 1 Водного кодекса РФ определяет водопользователя как физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; водный объект - как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; дренажные воды - как воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты; сточные воды - как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 Кодекса). Исходя из наименования и содержания этой главы, включающей в себя статьи 11 - 23, водные объекты, по общему правилу, предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 этой статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом, по ФГБУЗ Санаторий «Углич» находящееся в п. Атыново Угличского района осуществляет пользование водным объектом на сновании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 26 от 09.12.2019 peг. № 76-08.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019 - 02899/00 (зарегистрировано 10.12.2019) для сброса сточных вод на участке Морозовского ручья с правого берега (географические координаты точки сброса в системе координат СК -95 -57°34'31,17" северной широты, 38°18'09,45" восточной долготы), расстояние от места сброса сточных вод до устья ручья без названия - 0,60 км. Срок водопользования установлен до 14.11.2024 г.
Согласно п. 20 данного решения ФГБУЗ Санаторий «Углич» может использовать водный объект (Морозовский ручей, приток Рыбинского водохранилища (р. Волга), Верхне-Волжский речной бассейн, код водохозяйственного участка 08.01.01.009 - Волга от Угличского г/у до начала Рыбинского водохранилища, код водного объекта 08010100912299000000040 Ярославская область, Угличский район, поселок Алтыново) при недопущении сброса сточных вод с превышением показателей ПДК загрязняющих веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения, принятых решением о предоставлении водного объекта в пользование (приказ Минсельхоза РФ от 3 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения»).
В результате проверки 29.06.2020 г. был произведен отбор проб очищенных сточных вод, сбрасываемых Санаторием в водоем для исследования на содержание загрязняющих компонентов, установленных требованиями в сфере охраны окружающей среды.
В результате проверки сотрудниками Росприроднадзора был установлен факт превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в вышеуказанный водный объект.
Согласно п. 12 условий использования водного объекта Решения, вода в Морозовском ручье в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям:
- определяется исходя из ПДК рыбохозяйственного водоема согласно приказа Минсельхоза РФ от 3 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения»): взвешенные вещества - содержание взвешенных веществ в контрольном створе (пункте) не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,75; БПК5 - 2,1; азот аммонийный - 0,5; фосфаты - 0,05; АСПАВ -0,1; фенол - 0,001; нефтепродукты -).О5; железо - 0,1; нитрит-анион - 0,08; нитрат-анион - 40; сульфаты - 100; хлориды - 300; медь - 0,001.
В нарушение указанных требований Решения вода в Морозовском ручье в месте сброса сточных вод ФГБУЗ Санаторий «Углич» за 2 квартал 2020 года имеет следующие превышения загрязняющих веществ:
БПК5 - 9,19 мгО2/дмЗ (в 4,38 раз);
ионы аммония- 7 мг/дмЗ (в 14 раз);
фосфаты - 0,96 мг/дмЗ (в 19,2 раз);
нефтепродукты - 6,36 мг/дмЗ (в 127,2 раз);
железо - 1,46 мг/дмЗ (в 14,6 раз);
нитрит-анион - 0,141 мг/дмЗ (в 1,76 раз).
По данному факту в отношении ФГБУЗ Санаторий «Углич» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ и вынесено вышеуказанное постановление о привлечении к административной ответственности за пользование водным объектом с нарушением условий отраженных в вышеуказанном Решении о предоставлении водного объекта в пользование.
Факт совершения ФГБУЗ Санаторий «Углич» административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: отчетом о выполнении условий водопользования за 2 квартал 2020 г., решением о предоставлении водного объекта в пользование от 09.12.2019 г. № 26; протоколом результатов биотестирования воды от 22.06.2020 г.; протоколом результатов анализа воды от 29.06.2020 г., протоколом об административном правонарушении от 07.08.2020 г. и иными материалами дела.
Данные доказательства являются достоверными и допустимыми, никаких сомнений не вызывают, поскольку получены в соответствии с требованиями закона.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Из материалов дела следует, что обстоятельства административного правонарушения рассматривались с учетом представленных доказательств, изложенных выше, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности, которых оснований не имеется и поэтому они обоснованно приняты во внимание при вынесении обжалуемого постановления.
Объектом данного правонарушения являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования (в частности водопользования). Правонарушение, предусмотренное ст. 7.6 КоАП РФ, входит в главу "Административные правонарушения в области охраны собственности", целью которой является защита прав собственников, владельцев, водопользователей.
В рассматриваемом деле установлен факт, что ФГБУЗ Санаторий «Углич» нарушены условия, отраженные в Решении о предоставлении водного объекта в пользование, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.
ФГБУЗ Санаторий «Углич» имело возможность для исполнения требований водного законодательства, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры, иного из материалов дела не следует.
Доводы жалобы о том, что ФГБУЗ Санаторий «Углич» не является собственником очистных сооружений и в связи с отсутствием финансирования не имело возможности произвести ремонтные работы указанных очистных сооружений, суд отклоняет по следующим основаниям.
ФГБУЗ Санаторий «Углич» оказывает платные услуги населению, получает доход от своей деятельности, однако при этом не принимает длительный период мер к реконструкции очистных сооружений. Также отсутствуют доказательства, подтверждающие, что руководство санатория обращалось с соответствующими заявками в Министерство науки и высшего образования на выделение денежных средств.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица административного органа, фактически направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ст. 7.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, имущественного положения юридического лица, степени общественной опасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 14.08.2020 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 7.6 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░