Решение по делу № 8Г-13612/2024 [88-15226/2024] от 17.06.2024

    ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                  № 88 -15226/2024

    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                     18 июля 2024 г.

    Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного

суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Кожевниковой Л.П., Пальцева Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №22RS0025-01-2023-000466-42 (№2-435/2023) по иску прокурора Косихинского района Алтайского края в интересах Баскаковой Натальи Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, компенсации морального вреда.

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Косихинского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 марта 2024 г.

    Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В., возражавшего удовлетворению кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Прокурор Косихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Баскаковой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОСФР по Алтайскому краю) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, компенсации морального вреда.

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Баскаковой Н.В. по вопросу соблюдения ответчиком законодательства по обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации (далее также - ТСР)

Установлено, что Баскакова Н.В., является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации ей рекомендованы технические средства реабилитации: 6-10-01 ходунки шагающие, 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки. 7-02- 01 кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, 12-01-02 ортопедические брюки, 9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке, 6-11-02 поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные).

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В июне 2023 года Баскаковой Н.В. подано заявление в ОСФР по Алтайскому краю на выделение вышеуказанных средств реабилитаций, однако, по состоянию на 5 октября 2023 г. истец необходимыми техническими средствами реабилитации не обеспечена, что является следствием бездействия не принятия ответчиком необходимых мер для проведения закупки и заключения контракта на поставку индивидуального средства реабилитации, жизненно требуемого Баскаковой Н.В., что повлекло длительное необеспечение истца гарантированными законом и государством техническими средствами реабилитации инвалида.

Кроме того, истец считает, что длительное бездействие по обеспечению техническими средствами реабилитации истца повлекло нарушение, в том числе, личных неимущественных прав инвалида, а факт нравственных страданий Баскаковой Н.В. в результате бездействия должностных лиц органов пенсионного и социального обеспечения подтверждается характером ее заболевания, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, что в свою очередь является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, учитывая, что часть технических средств реабилитации была предоставлена материальному истцу, процессуальный истец с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по обеспечению Баскаковой Н.В. техническими средствами реабилитации: 6-10-01 ходунки шагающие, 7-02-01 кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, 6-11-02 поручни (перила) для самоноднимания прямые (линейные); возложить на ответчика обязанность предоставить Баскаковой Н.В. технические средства реабилитации: 6-10-01 ходунки шагающие, 7-02-01 кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, 6-11-02 поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные); взыскать с ответчика в пользу Баскаковой Н.В. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

Решением Косихинского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2023г. исковые требования прокурора Косихинского района Алтайского края в интересах Баскаковой Н.В. удовлетворены частично.

    Суд признал незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по обеспечению Баскаковой Н.В., техническими средствами реабилитации: 6-10-01 ходунки шагающие, 7-02-01 кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, 6-11-02 поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), возложил на ответчика обязанность обеспечить Баскакову Н.В., указанными средствами реабилитации, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб. Суд также установил срок исполнения решения - в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 марта 2024 г. решение Косихинского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2023г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОСФР по Алтайскому краю ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.

В обосновании доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на отсутствие действующего государственного контракта на обеспечение инвалидов техническими средствами, несмотря на своевременное размещение запросов на поставку спорных средств реабилитации. Отсутствие контракта заявитель объясняет действиями потенциальных поставщиков, не принявших ценовых предложений органов социального обеспечения инвалидов и не обязанных отвечать на запросы ответчика. Из сформированной Верховным Судом Российской Федерации правовой позиции в определении от 5 декабря 2016 г. следует, что выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе соответствующей организации.

Также заявитель отмечает равные права инвалидов на получение средств реабилитации, получивших эти кресла по причине более ранних заявок. В связи с отсутствием виновных действий Фонда у суда не имелось оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда, размер которого не подтвержден, в то время как инвалид может воспользоваться альтернативными способами собственного обеспечения путем покупки средств технической реабилитации за счет принадлежащих ему денежных средств.

Суды незаконно пришли к выводу о необходимости установления срока предоставления технических средств реабилитации в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации заключения контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации. Стороной истца требований о необходимости установления срока предоставления технических средств реабилитации не имелось.

Прокурором Алтайского края относительно доводов кассационной жалобы представлены письменные возражения.

В судебное заседание суда кассационной инстанции истец, ответчик не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы жалобы заслуживают внимания.

В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Баскакова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы с 17 мая 2023 г., инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2023 от 24 мая 2023 г.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации , разработанной 24 мая 2023 г. Бюро медико-социальной экспертизы Баскаковой Н.В. рекомендованы технические средства реабилитации: 6-10-01 ходунки шагающие, 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки, 7-02-01 кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, 12-01-02 ортопедические брюки, 9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке, 6-11-02 поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные). Срок реабилитационных мероприятий с 17 мая 2023 г. - бессрочно.

2 мая 2023 г. Баскакова Н.В. обратилась с заявлением в ОСФР по Алтайскому краю для обеспечении ее техническими средствами реабилитации: 6-10-01 ходунки шагающие, 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки, 7-02- 01 кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, 12-01-02 ортопедические брюки, 9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке, 6-11-02 поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные).

Баскакова Н.В. поставлена на учет по обеспечению указанными техническими средствами реабилитации, о чем ей ОСФР выдано уведомление от 2 июня 2023 г. .

Суды пришли к выводу о том, что посредством выдачи Баскаковой Н.В. уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, должностное лицо отделения Фонда подтвердило ее право на получение рекомендованных технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, однако, несмотря на указанное Баскакова Н.В. всеми необходимыми техническими средствами реабилитации не обеспечена, что подтверждается письменным отзывом представителя ОСФР по Алтайскому краю на исковое заявление.

Установлено, что в настоящее время Баскакова Н.В. обеспечена следующими техническими средствами реабилитации:

    ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (Акт приема- передачи изделия );

    ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (Акт приема - передачи изделия );

    ортопедические брюки (Акт сдачи-приемки работ получателем ).

При этом средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида ходунки шагающие, 7-02-01 кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, 6-11-02 поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), Баскаковой Н.В. до настоящего времени не предоставлены, что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования прокурора, пришел к выводу о том, что в результате действий Фонда материальный истец была лишена мер социальной защиты в виде обеспечения необходимыми техническими средствами реабилитации, которыми она должна пользоваться на основании индивидуальных программ реабилитации инвалида.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходил из того, что отсутствие рекомендованных технических средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации, а также учел возраст и состояние здоровья истца, объем причиненных нравственных страданий, индивидуальные особенности истца, степень вины ответчика, период, в течение которого нарушаются права инвалида, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, пришел к выводу о том, что моральный вред подлежит возмещению в виде денежной компенсации в сумме 5 000 руб.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что реализация указанного права инвалида не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты. Истечение срока, в который Баскаковой И.В. следовало предоставить указанное кресло, поручни и санитарный стул, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида.

То обстоятельство, что поставщики технических средств реабилитации не высказывают намерений поставлять соответствующее техническое средство, по мнению суда апелляционной инстанции, не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации в натуре.

Своевременность размещения заявок на заключение государственного контракта, обеспечение иных инвалидов средствами реабилитации не умаляет право инвалида Баскаковой Н.В. на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида и не освобождает ответчика от возложенной на него гражданско-правовой ответственности, поскольку названные в жалобе действия Фонда не привели к желаемому результату.

Суд апелляционной инстанции отклоняя доводы ответчика о том, что суд первой инстанции вышел за рамки заявленных требований, устанавливая трехмесячных срок со дня вступления решения суда в законную силу для его исполнения, указал, что в силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно п.27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Суд первой инстанции учел мнение представителя истца - помощника прокурора Косихинского района Алтайского края, который полагал, что разумным будет срок для исполнения решения суда не более 3 месяцев, а также требования бюджетного законодательства, в целях устранения допущенных нарушений, пришел к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда с учетом конкретных обстоятельств дела, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что является разумным, обоснованным и достаточным.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту также - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту также - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В п. 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктами «а» и «д» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В силу абзц. 1 п. 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой ст. 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (действовал в период спорных правоотношений, отменен приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. № 603н в связи с утверждением нового Порядка, вступившего в силу 27 октября 2023 г.), в п. 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Аналогичные положения предусмотрены в п. 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. № 603н.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проведение конкурса или электронного аукциона).

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

Между тем, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, в связи с необеспечением Баскаковой Н.В. техническими средствами реабилитации восстановление ее нарушенного права возможно путем возложения на ОСФР по Алтайскому краю обязанности обеспечить Баскакову Н.В. техническими средствами реабилитации, без учета вышеуказанного порядка предоставления технических средств реабилитации, о необходимости соблюдения которого суду пояснял ответчик.

В случае необеспечения Баскаковой Н.В. по каким-либо причинам техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации, право Баскаковой Н.В. на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н, а начиная с 16 октября 2023 г. в порядке, предусмотренном приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. № 603н.

Делая вывод о том, что ОСФР по Алтайскому краю нарушил срок предоставления Баскаковой Н.В. технических средств реабилитации, суд оставил без внимания и надлежащей правовой оценки приводимые ответчиком доводы и представленные в их обоснование доказательства.

Так, в ходе рассмотрения дела ОСФР по Алтайскому краю приводило доводы о том, что обеспечение граждан, признанных инвалидами техническими средствами реабилитации путем предоставления необходимых изделий организациями, отобранными исполнительными органами Фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.

Выводы суда о том, что обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации не может быть поставлено в зависимость от проведения закупок для обеспечения государственных нужд и не является основанием для непредоставления инвалидам средств реабилитации основаны на неправильном применении законодательства, регулирующего механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации.

Согласно п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Для заключения контрактов Фонд при определении поставщика обязан использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Подпунктом «а» п. 10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 мая 2019 г. № 256, (далее - Административный регламент), предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240.

Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, в связи с чем не установил юридически значимые обстоятельства для дела (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а потому выводы суда о нарушении ОСФР по Алтайскому краю права Баскаковой Н.В. на обеспечение техническими средствами реабилитации, восстановление которого возможно путем возложения на ответчика обязанности обеспечить истца техническими средствами реабилитации, не могут быть признаны правомерными.

Так, судом оставлено без внимания, что Баскакова Н.В. на основании ее заявления от 2 июня 2023 г. поставлена ОСФР по Алтайскому краю 2 июня 2023 г. на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем ей выдано уведомление.

Для проведения процедуры отбора поставщика с целью определения начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и формирования извещения о проведении закупки, ответчиком на официальном были размещены соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации на поставку технических средств реабилитации, необходимых Баскаковой Н.В., однако информация от потенциальных поставщиков не эти запросы не поступила. А при отсутствии информации, необходимой для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, произвести ее обоснование для отражения в соответствии с п.9 ч.1 ст. 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в извещении о проведении закупки не представляется возможным.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации, а выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

Отношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, не являются гражданско-правовыми, они урегулированы специальным законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида его право на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом в порядке, установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.

Вместе с тем указанным обстоятельствам и представленным стороной ответчика доказательствам в подтверждение проводимой им работы по обеспечению Баскаковой Н.В. техническими средствами реабилитации не дана надлежащая оценка. Мотивы, по которым суд пришел к выводу о том, что проводимая ответчиком работа по обеспечению Баскаковой Н.В. техническими средствами реабилитации указывает на бездействие ответчика, в судебном акте не приведены.

Учитывая неправильные выводы судов о возложении на ответчика обязанности обеспечить Баскакову Н.В. техническими средствами реабилитации, нельзя признать правильным и вывод судов о взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, связанного с нарушением права на предоставление средств реабилитации, поскольку право на компенсацию морального вреда обусловлено нарушением/отсутствием нарушений в действиях ответчика.

В силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с ч.1 ст.57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч.ч. 1, 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (п.п. 1 - 3 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Приведенные требования процессуального закона в силу абзаца второго ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Ввиду изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Косихинского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 марта 2024г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Косихинский районный суд Алтайского края.

Председательствующий

Судьи

8Г-13612/2024 [88-15226/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Баскакова Наталья Владимировна
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю
Другие
Клиентская служба на правах группы в Косихинском районе
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Кожевникова Л.П.- Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
18.07.2024Судебное заседание
18.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее