Судья Бовсун В.А. Дело № 33-11135/2023 (2-175/2023)
25RS0011-01-2022-005528-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 декабря 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Вишневской С.С.,
судей Гавриленко И.С., Рябенко Е.М.,
при секретаре Киселевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Спасска-Дальнего Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Спасск-Дальний, КГУП «Примтеплоэнерго» филиал Спасский КГУП «Примтеплоэнерго» о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере антитеррористической защищенности и противодействия терроризму, по апелляционной жалобе администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края на решение Спасского районного суда Приморского края от 11.08.2023, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Гавриленко И.С., пояснения: представителя администрации городского округа Спасск-Дальний Нургалиевой Ю.С.; представителя КГУП «Примтеплоэнерго» Гапонова Н.В.; прокурора Парфентьевой К.А., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Спасск-Дальний обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, указав, что при проведении проверки установлено, что на гидротехническом сооружении «ФИО10 водохранилище», не соблюдены требования антитеррористической защищенности объекта. Просил возложить на администрацию городского округа Спасск-Дальний, как собственника комплекса сооружений ФИО10 водохранилища, обязанность произвести финансирование материалов и работ по оснащению Объекта водоснабжения инженерными средствами защиты. Также просил возложить на Спасский филиал КГУП «Примтеплоэнерго» обязанность устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности и противодействия терроризму объекта водоснабжения, после поступления финансирования.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, представитель администрации городского округа Спасск-Дальний с иском не согласился. Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» не возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено решение от 11.08.2023, которым на администрацию городского округа Спасск-Дальний Приморского края, как собственника комплекса сооружений ФИО10 водохранилища, возложена обязанность произвести финансирование в пределах установленных договором аренды материалов и работ по оснащению Объекта водоснабжения инженерными средствами защиты - основное и дополнительное ограждение, в течение 12 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу. На Спасский филиал КГУП «Примтеплоэнерго» возложена обязанность устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности и противодействия терроризму Объекта водоснабжения, а именно: оснастить Объект водоснабжения инженерными средствами защиты - основным и дополнительным ограждением, в течение 4 месяцев, со дня поступления финансирования; провести обучение ответственного должностного лица в сфере антитеррористической защищенности - заместитель директора Спасского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» по вопросам обеспечения антитеррористической защищённости объектов водоснабжения и водоотведения, в течение 6 месяцев, со дня вступления решения в законную силу; организовать проведение самостоятельных тренировок, учений и практических занятий работников Объекта водоснабжения, а также совместных тренировок и учений с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения по отработке действий в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекта, в течение 6 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.
С указанным решением суда не согласился ответчик администрация городского округа Спасск-Дальний. В апелляционной жалобе указывает, что в резолютивной части решения отсутствует конкретный объект водоснабжения, в отношении которого администрация должна произвести финансирование. Из решения непонятно, в пределах какого договора должно быть осуществлено финансирование. Ограждение не является объектом капитального строительства, следовательно, расходы по его установки должно нести КГУП «Примтеплоэнерго». Кроме того, законом не предусмотрена обязанность муниципального образования осуществлять финансирование государственного унитарного предприятия. Просит решение отменить в части возложения на администрацию городского округа Спасск-Дальний обязанности по осуществлению финансирования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор и представитель КГУП «Примтеплоэнерго» просили оставить решение суда без изменений, жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Частью 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Непринятие определенных законодательством мер для защиты гидротехнического сооружения от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции, неготовности к вышеназванным проявлениям может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
Требованиями антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1467) установлены обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, включая вопросы их категорирования, охраны, оборудования инженерно-техническими средствами охраны, информирования об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах водоснабжения и водоотведения и реагирования на полученную информацию, контроля за выполнением настоящих требований, а также разработки паспорта безопасности объектов водоснабжения и водоотведения.
В силу положений ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу, либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 25-АА 974890 от 25.03.2008 городскому округу Спасск-Дальний на праве собственности принадлежит комплекс сооружений ФИО10 водохранилища, кадастровый (условный) №, адрес (местоположение) объекта: Приморский край, Спасский муниципальный район, 2300 м по направлению на юга - восток от ориентира жилой дом, ориентир находится за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.
На основании договора долгосрочной аренды муниципального имущества № (здания), заключенного 30.01.2012 между администрацией городского округа Спасск-Дальний (арендодатель) и КГУП «Примтеплоэнерго» (арендатор), передан комплекс гидротехнических сооружений, предназначенных для выполнения функций по обеспечению потребителей на территории городского округа Спасск-Дальний услугами по водоснабжению и водоотведению, сроком на 25 лет (с 01.02.2012 по 31.01.2037).
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на администрацию городского округа Спасск-Дальний Приморского края обязанность осуществить финансирование материалов и работ по оснащению объекта водоснабжения средствами защиты (основное и дополнительное ограждение), суд первой инстанции исходил из условий договора аренды муниципального имущества № от 30.01.2012.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, считает их законными и обоснованными, соответствующими правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, что является одним из направлений обеспечения правопорядка.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Судебная коллегия находит ошибочными доводы администрации городского округа Спасск-Дальний, в той части, что суд не имел законных оснований для возложения на муниципальное образование обязанности по финансированию КГКУ «Примтеплоэнерго». В данном случае правоотношения сторон по использованию и содержанию объекта водоснабжения возникли в силу договора аренды № от 30.01.2012, по условиям которого арендодатель, как собственник объекта, приняла на себя обязательства направлять средства в размере арендной платы (961 215,13 руб.) на мероприятия по ремонту, техническому перевооружению, реконструкции объекта водоснабжения (п. 2.1.111.). В свою очередь на КГУП «Примтеплоэнерго», как арендатора, возложена обязанность по проведению текущего и капитального ремонта арендованного имущества, в пределах суммы согласованной сторонами в ежегодной ремонтной программе.
Довод администрации городского округа Спасск-Дальний о не указании в резолютивной части решения конкретного объекта водоснабжения, судебной коллегией отклоняется, поскольку в резолютивной части решения указано наименование комплекса сооружений «ФИО10 водохранилище», которое соответствует наименованию, отраженному в паспорте безопасности гидротехнического сооружения, представленного в материалах дела.
В остальной части доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда, содержит изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителями представленных доказательств, вместе с тем данные доводы не опровергают правильности выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Спасского районного суда Приморского края от 11.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрация городского округа Спасск-Дальний - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.12.2023.
Председательствующий
Судьи