Дело № 2-3418/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Ткач А.Р., с участием истца Парамонова АВ., представителей истца Доротенко С.Г., Парамоновой И.Н., третьего лица Вишнякова С.А., представителя третьего лица Погребняк Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парамонова Анатолия Васильевича к Правительству Севастополя о признании решения о предоставлении земельного участка незаконным, отмене решения, снятии земельного участка с кадастрового учета,
Установил:
Парамонов А.В. обратился в суд с иском, в котором просит признать распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.06.2016 года № 1909 РДЗ «О предоставлении гражданину РФ Улитину В. В. в собственность безвозмездно земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>» незаконным и отменить его, снять указанный земельный участок с кадастрового учета.
В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности, на основании решения Балаклавского районного Совета V созыва от 12.08.2010 года принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, расположенный напротив земельного участка истца, на основании распоряжения ДИЗО был предоставлен в собственность Улитину В.В., которым в последующем отчужден Вишнякову С.А. Указывая, что распоряжение о предоставлении Улитину В.В. земельного участка является незаконным, поскольку границы выделяемого земельного участка не определены, а также поскольку при его выделении не были учтены интересы истца, как собственника соседнего земельного участка, предоставленного в его собственность ранее, так как земельный участок вплотную прилегает к его участку, что делает невозможным вход и въезд на земельный участок истца, перекрывает пожарный подъезд к его дому, препятствует использованию истцом водовода, истец просит признать его незаконным и отменить.
Истец и его представители в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований, по основаниям в нем изложенным, пояснив, что земельный участок в настоящее время принадлежащий Вишнякову С.А., является смежным с участком истца, в связи с тем, что Вишняковым С.А. установлен забор, ограждающий его земельный участок, истцу создаются препятствия в подъезде к принадлежащему ему участку, использовании водовода и канализации, то тесть, при выделении указанного участка не были учтены интересы истца и возможность дальнейшего им использования подъезда к домовладению и коммуникаций.
Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл, о времени и месте его проведения извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Вишняков С.А. и его представитель, в судебном заседании против удовлетворении иска возражали, указывая, что право собственности у Вишнякова С.А. на земельный участок возникло на основании возмездной сделки, т.е. на законных основаниях, земельные участки смежными не являются, так как между ними расположена дорога, следовательно, при выделении земельного участка Улитину В.В. согласования его границ с истцом не требовалось. Кроме того, указывая, что истцом возведен забор, частично расположенный на общей дороге, находящейся между земельными участками, что нарушает права иных лиц, в том числе, и третьего лица.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не прибыли, о времени и месте его проведения уведомлены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца и его представителей, третьего лица Вишнякова С.А. и его представителя, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права, в соответствии с которым, к таким документам, в частности, относятся изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года акты органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка (п. 11).
На основании решения Балаклавского районного Совета V созыва от 12.08.2010 г.№ 46с-5-918 «О передаче в частую собственность земельних участков гражданам для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек» земельный участок, расположенный по адресу: город Севастополь, улица Вечерняя, 10, был предоставлен в частую собственность истцу.
В установленом ранее действовавшим законодательством порядке истцом 10.12.2010 года получен государственный акт на право частной собственности на указанный земельный участок.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), статьей 12 которого предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 1 января 2017 года.
28 января 2014 года Севастопольским городским советом прийнято решение № 6775 «О даче согласия гр. Улитину В.В. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты>, расположенного в районе ул. Вечерняя для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».
Следовательно, Улитин В.В. в порядке, предусмотренно земельным законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до марта 2014 года, обратися в уполномоченный орган с целью получения бесплатно в собственность земельного участка.
В последующем Департаментом по имуществтенным и земельным отношениям города Севастополя 13 апреля 2016 года принято Распоряжение № 1130-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, площадью <данные изъяты>. Указанный земельный участок отнесен к категории земель «земли населенных пунктов».
На основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.06.2016 года № 1909-РДЗ Улитину В.В. в собственность безвозмездно для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования: жилая настройка, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 04.05.2016 № 91/12/15-230617.
Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 N 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее - Порядок).
То есть, фактически Улитиным В.В. завершено оформление прав на земельный участок в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 года № 25-ПП «Об утверждении порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству».
Обязательным условием для оформления прав на земельный участок, в соответствии с вышеуказанным постановлением, является внесение сведений о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления в государственный кадастр недвижимости.
Земельный участок передается в собственность исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, которым на момент возникновения права собственности на земельный участок у Улитина В.В. являлся Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Следовательно, распоряжение о предоставлении Улитину В.В. указанного земельного участка принято уполномоченным органом, в соответствии с нормами земельного законодательства.
15 июля 2016 года между Джулинским Андреем Анатольевичем, действующим от имени Улитина Владимира Викторовича, с одной стороны и Вишняковым Сергеем Александровичем с другой, заключен и нотариально удостоверен договор купли – продажи земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Право собственности Вишнякова С.А. на указанный земельный участок зарегистрировано в соответствии с нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах земельный участок был предоставлен в собственность Улитину В.В. с соблюдением всех необходимых и предусмотренных законодательством условий.
Согласно сведениям, содержащимся в ответе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, департаментом с целью выявления и предупреждения нарушений земельного законодательства проведен осмотр земельного участка площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №, в ходе которого установлено, что собственником земельного участка нарушения земельного законодательства не допускаются.
Кроме того, из указанного ответа следует, что образование земельного участка и первичное право собственности на него оформлено в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и в порядке, утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Следовательно, судебной защите подлежат исключительно нарушенные или оспариваемые права лица, однако истец, обратившись в суд за защитой своего нарушенного права, связанного, по его мнению, с незаконным предоставлением лицу земельного участка, доказательств, свидетельствующих о непосредственном нарушении его прав, таким предоставлением, суду не представил.
Оснований полагать, что уполномоченным на предоставление в собственность гражданам земельных участков органом, которым является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при предоставлении Улитину В.В. земельного участка, нарушены нормы земельного законодательства, судом не установлены.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, на основании положений статьи 98 ГПК РФ, судебные6 расходы истца не подлежат возмещению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Решил:
Исковые требования Парамонова Анатолия Васильевича к Правительству Севастополя о признании решения о предоставлении земельного участка незаконным, отмене решения, снятии земельного участка с кадастрового учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Анашкина
Решение в окончательной форме составлено 31 октября 2017 года.
\